Burger
Маршрутный лист. Девять красивейших старинных мечетей в деревнях Татарстана
опубликовано — 11.06.2021
logo

Маршрутный лист. Девять красивейших старинных мечетей в деревнях Татарстана

Не слишком далеко от Казани

За пределами Казани в нашей республике сохранилось всего около 50 мечетей дореволюционной постройки. Некоторые из них в прекрасном состоянии, некоторые — в плачевном. В каких-то районах нет ни одной, каким-то повезло больше — например, в Арском районе их сразу 11, на то он и считается многими колыбелью национальной культуры. «Инде» выбрал девять мечетей, на которые вы можете посмотреть в ближайшие выходные. И узнать об истории Татарстана чуть больше.


Примечание: шесть первых мечетей из этого списка легко объехать за один день, три последние — за другой. Они расположены в оптимальном для этого порядке.

Очень важный дисклеймер. Пожалуйста, если вы воспользуетесь нашим маршрутным листом и поедете смотреть на красоту и историю, относитесь к мечетям бережно и с уважением. Не входите внутрь во время намаза, ничего не ломайте, не мусорьте, не оскорбляйте чувства людей и наше прошлое.

Максимально кратко об особенностях татарских мечетей

История мечетей Татарстана — долгая, драматическая и полна утрат. В середине XVI века вместе с Иваном Грозным сюда в качестве главенствующей религии пришло православие и самые разные способы убедить мусульман сменить веру. После указа Анны Иоанновны о массовой христианизации в 1742–1744 годах в Татарстане сожгли 418 мечетей.

Новая история началась с приезда в Казань Екатерины II. Ничего из построенного раньше 1769 года в республике не сохранилось и сохраниться не могло. Самая старая из существующих мечетей расположена не на озере Кабан, как многие думают, а в селе Нижняя Береске Атнинского района. Достроить там красивую каменную мечеть успели аж на год раньше, чем мечеть Марджани.

Условно все старинные мечети сельской местности Татарстана можно поделить на две большие группы — каменные и деревянные. Каменные мечети у нас обычно колонные (то есть колонны определяют пространство и держат крышу внутри помещения, даже если скрываются в стенах), с одним минаретом посередине крыши или над входом. Деревянные — обычно выглядят как «домики с минаретом» также посередине крыши или над входом.

Историк Нияз Халит в своей книге «Татарская мечеть и ее архитектура» полагает, что мечети этих типов «канонизировались еще во времена Казанского юрта и без существенных изменений воспроизводились затем в XVIII и XIX вв. в памятниках народного зодчества, получив самое широкое распространение в архитектуре татар как на территории Российской империи, так и за ее пределами». Халит ссылается, например, на миниатюры Лицевого летописного свода, на которых минареты Казани во время взятия мало чем отличаются от куда более поздних.

Минареты на двускатных крышах, а не отдельно стоящие, возводились по нескольким соображениям: так выходило дешевле, а сопротивляемость ветровой нагрузке — меньше. Минарет выглядит высоким, но при этом его действительно тонкая часть — не так уж высока.

Все каменные мечети Татарстана испытали на себе огромное влияние русской архитектуры, господствовавшей в те времена. И оно понятно: собственных архитектурных кадров не было, мечети строили по проектам русских зодчих, которые, как могли, пытались стилизовать строения под татарские традиции и ислам.

В XIX веке предпринимались попытки унифицировать новые «татарские мечети» в Петербурге, создавались «образцовые проекты». В 1844 году, например, издали сразу несколько проектов, которые опирались на романтизм и булгарское зодчество. Минареты в таких мечетях предполагались по бокам, каждое строение должно было увенчиваться большим куполом луковичной или шлемовидной формы. Нам кажется весьма примечательным, что ни одной подобной мечети за пределами Казани не существует. И вот почему: в 1863 году после длительных жалоб мусульман на невозможность строить в селах по утвержденным проектам (очень дорого!) Государственный совет Российской империи таки принял указ, что в селах можно строить как удобно жителям сел, а не как в Петербурге придумали.

Нижняя Береске, Атнинский район

Год постройки:

1769

Чем уникальна:

старейшая каменная мечеть в республике

Состояние:

великолепное, открыта после реставрации в декабре 2020 года

Есть ли доступ внутрь:

да, мечеть действующая

До осени 2018 года самая старая каменная мечеть Татарстана представляла собой душераздирающее зрелище: осыпалась и рассыпалась, заподозрить культовое сооружение в двухэтажном старом домике было очень сложно — минарет и часть второго этажа снесли еще в 1930 году, и 70 с лишним лет здание, едва пережив попытку разобрать его на кирпичи, служило сельским клубом. В 2012 году клуб переехал в новое помещение, а культурное наследие осталось разрушаться без присмотра. Председатель местного хозяйства Ильгиз Хайруллин инициировал возрождение мечети и вместе с республиканскими властями привлек 52 миллиона рублей, большая часть из которых — спонсорские пожертвования.

Мечеть в Нижней Береске очень напоминает мечеть Марджани в Казани, что неудивительно — и та, и та представляют собой слияние татарских архитектурных традиций и петербургского барокко. Она восхитительно выглядит на открытой территории и неровном рельефе этой части села.

Мокша, Атнинский район

Год постройки:

1909–1911

Чем уникальна:

старенький пряничный домик, заросший березами, — невероятно красиво

Состояние:

прямо скажем, так себе

Есть ли доступ внутрь:

мечеть не действует, внутри, по словам местных, музей деревни. Дверь закрыта на замок, но можно взять ключ в сельсовете

Мы снимали фотографии для этого материала в последние дни апреля, когда зелень еще только показалась, поэтому снимки мокшинской мечети выглядят как «татарская сельская готика». Сейчас же ее едва видно из-за разросшихся берез и их повисших ветвей — готика обрела отчетливый романтический или даже прерафаэлитский флер.

Это одна из немногих мечетей в Татарстане, исторический минарет которой сохранился, невзирая на 1930-е годы. И с одной стороны, ее архитектура проста и обыденна — «домик с минаретом», а с другой — детали и пропорции так изящны и гармоничны.

Очень нужна реставрация. Мечеть в Мокше удивительно красива, ее нельзя потерять.

Ташкичу, Арский район

Год постройки:

1817

Чем уникальна:

45 лет имамом этой мечети служил отец Шигабутдина Марджани

Состояние:

отличное

Есть ли доступ внутрь:

да, мечеть действующая, днем открыта, даже если внутри никого нет

Главное, что нужно знать о мечети села Ташкичу: во-первых, целых 45 лет имамом этой мечети работал Багаутдин Марджани, отец великого татарского мыслителя и религиозного деятеля Шигабутдина Марджани, и там же юный Шигабутдин получил свое первое образование, во-вторых, это одна из трех строго классицистических мечетей республики (две другие — Иске-Таш и 11-я соборная — находятся в Казани).

В 1930-е годы, как и почти любое другое культовое сооружение в СССР, мечеть закрыли, минарет разрушили. В 1990-е к ней пристроили жуткий (как и многое, что построили в то время) круглый минарет из силикатного кирпича, но в 2000-е Татарское специальное научно-реставрационное управление заменило его на подобающий.

Кшкар, Арский район

Год постройки:

1777

Чем уникальна:

в мечети расположена маленькая сельская библиотека, а еще собираются кружки по интересам — занимаются рукоделием и изучением Корана

Состояние:

хорошее, но уже немного потрепанное

Есть ли доступ внутрь:

когда там был «Инде», калитка была закрыта на простую задвижку, а на двери висел незащелкнутый амбарный замок. Мы зашли со всем уважением, ничего не тронули и вышли, вернув замок и задвижку на места

В 1930-е годы чудесную барочную мечеть села Кшкар отдали под хознужды, в 1970-е годы была в жутком запустении, в 1990-е отреставрирована, сейчас — в трогательно потертом состоянии.

Немного «петербургского» барокко — обратите внимание на пилястры и исполнение окон, — немного национальных мотивов. Вход в мечеть не напротив михраба, как это чаще всего бывает, а через небольшой пристрой сбоку. Внутри под разноцветной лепниной — маленькая сельская библиотека (ни библиотекаря, ни абонементов — заходи, бери, читай, не забудь вернуть) и два зала, устланные самыми разными коврами, которые, очевидно, собирали по всему селу. Такая пестрядь и трогательнейшие поделки вроде вязаных цветов на столах с книгами создают полное впечатление, что мы в гостях у татарской бабушки.

Казылино, Арский район

Год постройки:

1899

Чем уникальна:

редкая для деревенских мечетей эклектика и полное отсутствие штукатурки на кирпичах

Состояние:

снаружи — прекрасное

Есть ли доступ внутрь:

мечеть не действует, в здании расположена школа. Если в школе есть преподаватели, но нет учеников, то, вероятно, можно договориться и посмотреть

В Казылино есть прекрасная старинная мечеть, но нет асфальта. Поэтому, проехав Арск, будьте готовы к нескольким километрам суровой грунтовки. На въезде в поселок вас ожидает фотография мечети в качестве местной достопримечательности, на самой мечети — табличка о том, что она памятник, но при этом в ней работает сельская начальная школа. Парты и стулья стоят прямо в бывших молельных залах, расположенных в виде анфилады (то есть немного «в проходном дворе», и нам кажется, что это довольно любопытный как педагогический, так и ученический опыт).

Эклектичное — в духе национального романтизма — кирпичное здание венчает восьмигранный минарет с небольшим куполом, вдоль всех стен — арочные окна с изящной раскладкой, во дворе — качели.

Шали, Пестречинский район

Год постройки:

предположительно 1893

Чем уникальна:

одна из старейших деревянных мечетей Татарстана, старее только мечеть в деревне Асан-Елга

Состояние:

плохое, сельчане надеются на реставрацию

Есть ли доступ внутрь:

нет, она закрыта на замок, местные опасаются, что здание может обвалиться

Местные же говорят, что все не так страшно и прогнили только нижние венцы сруба, а остальные бревна — еще огого, и мечеть спасти нетрудно. И непременно нужно это сделать, невзирая на то, что в Шалях есть две современных мечети, одна из которых находится в том же дворе, что и старинная. Вероятно, если ее восстановят, в ней будет музей.

Никто не знает, когда точно, кто и на какие деньги возвел шалинскую мечеть: глубинные исследования не проводились, в архивах она упоминается с 1895 года, Татарское специальное научно-реставрационное управление приводит 1893 год, а интернет-издание «Алга» Пестречинского района в тексте об этой мечети упоминает 1860-е годы.

ТСНРУ также говорит, что минарет в СССР сносили и восстановили его затем в 1989 году, то же издание «Алга» приводит слова своих собеседников, уверяющих, что минарет всегда оставался на своем месте. В общем, мечеть полна тайн, загадок и невыясненных моментов.

Богатые Сабы, Сабинский район

Год постройки:

1841

Чем уникальна:

четырехпилястровый портик с фронтоном на парадном боковом фасаде четко относит нас к классицизму эпохи Николая I

Состояние:

великолепное

Есть ли доступ внутрь:

да, но, возможно, придется договариваться

Если очень упрощать, стоит вам увидеть строгие формы здания и явно классицистические элементы (колонны, пилястры, портики, you name it) на нем, то, скорее всего, перед вами постройка первой половины XIX века. Вот и сабинская мечеть не даст вам усомниться в справедливости этого утверждения.

В Советском Союзе здание с утраченным минаретом и разобранными сводами второго этажа использовалось разнообразно: сначала магазины, затем Дом культуры, парткабинет и библиотека. Отреставрировали мечеть к 1996 году, местные рассказали, что пару лет назад ее снова подновили.

Богатые Сабы — «столица» довольно активного и развитого района, и мечеть в поселке играет большую роль — это не только дом для совершения намаза, но и активный общественный центр. Когда мы приехали, сидящих внизу мужчин пришлось поуговаривать, чтобы трех женщин пустили снимать интерьер мечети во время собрания местного религиозного сообщества.

Асан-Елга, Кукморский район

Год постройки:

по одним данным, конец XVIII века, по другим — вторая половина XIX века

Чем уникальна:

чудесным крытым «балкончиком». И тем, что это старейшее деревянное культовое строение в Татарстане

Состояние:

плохонькое, но тщательно поддерживаемое сельчанами

Есть ли доступ внутрь:

вообще нет, но вдруг вам повезет так же, как и нам

Деревня Асан-Елга — одна из множества идеальных татарских деревень. Чистейшая, уютная, ухоженная. Старинная мечеть стоит прямо в ряду жилой застройки на центральной улице, на двери — здоровенный висячий замок. Пока мы снимали ее снаружи, сокрушаясь, что внутрь никак не попасть, к нам подошел глуховатый пожилой мужчина, поинтересовался, чем это таким мы заняты, и спросил: «Зайдете?» «Мы очень хотим, абый, но замок же». — «А у меня ключ есть».

Он же рассказал, что деревня очень долго старалась привести мечеть в работоспособное состояние, но прогреть ее оказалось невозможно, несмотря на все ухищрения. Поэтому мечеть построили новую: «Вон там ниже, на месте клуба, клуб теперь тоже новый», а эту содержат в порядке — моют каждую весну перед окончанием Рамадана, трижды за теплый сезон читают намаз в ней и очень жалеют, что ни новые печи, ни новые батареи не помогли.

Маскара, Кукморский район

Год постройки:

1791

Чем уникальна:

целых две старинные каменные мечети в довольно далеком крохотном селе

Состояние:

живописно обшарпанное, с этим нужно что-то делать

Есть ли доступ внутрь:

нет, мечеть не действует

Маленькое село с «косметическим» названием на севере Кукморского района в XIX веке было крупным мусульманским центром, как бы ни было трудно в это поверить сейчас. И каменных мечетей в нем было сразу две, но сейчас ни одна из них не действует. В одной из них даже трудно заподозрить мечеть, она выглядит как старый каменный белый домик — минарет утрачен. А вторая — невероятно хороша, хоть и заброшена.

Эклектичная архитектура, множество окон, куры с петухами, прогуливающиеся вдоль здания и заглядывающие в окна цокольного этажа.