Обновленное место. Панки в прошлом, ансамбль танца в настоящем и дизайн с реверансом татарской истории в КЦ «Чулпан»
Культурный центр «Чулпан» зажат между торговыми центрами, жилыми комплексами и рынком. Сейчас это основная концертная площадка Казанской городской филармонии и база для репетиций одного из старейших ансамблей танца — «Казань». В середине 1990-х место притягивало панков и любителей татарских дискотек. В прошлом году там провели реконструкцию — обновили интерьер, расширили внутренние помещения, а вместо стихийного рынка перед главным входом появился бульвар с деревьями, скамейками и освещением. «Инде» рассказывает, как здание пережило почти три десятилетия, последствия от распада СССР, одну неудачную и одну удачную попытки реконструкции.
Здание культурного центра «Чулпан» относят к советскому модернизму. Его построили в начале 1990-х, кинотеатр с двумя залами стал одним из последних советских проектов в Казани — с распадом СССР постепенно в упадок пришел и он. С 1992-го горожане приходили туда на киносеансы, но впоследствии помещения отдали в аренду разным организациям, а в фойе вечеринки устраивали неформалы.
— Так себе местечко, но в 16 лет, видимо, это непринципиально. Там были какие-то рок-концерты, панки, наркоманы. Алкоголь в то время был везде, что не удивляло, а вот наркоманов в туалетах и коридорах я тогда впервые и увидела. Прямо там они [употребляли]. Народ приходил странный, было страшновато, — вспоминает организатор экскурсий Ирина Кримштейн.
Азат Абзалов
начальник управления культуры исполкома Казани
В фойе проводили дискотеки — тогда на это существовал большой запрос, так как ночных клубов почти не было. Помещение использовалось под неформальные концерты и не только: одно время проходили и популярные татарские дискотеки. Стены были с темно-синим оттенком, который выражал рокерский и немного попсовый дух.
Когда рядом с «Чулпаном» появился мультиплекс, оборудованный по новым техническим стандартам, необходимость снова показывать кино отпала. В 1995 году кинотеатр в документах превратился в культурный центр и стал филиалом НКЦ (сейчас — музейный комплекс города Казани). А еще через год площадка досталась ансамблю танца «Казань». Сцена оказалась непригодной для выступлений большого коллектива, и центр использовали как репетиционную базу. Под репетиции отвели один из бывших кинозалов, своими силами снеся кресла и выровняв пол.
В первые годы артистам пришлось заниматься в помещениях без отопления и душевых. Костюмерной не было, и все наряды для выступлений курсировали между НКЦ у площади Свободы и проспектом Победы.
Со временем ансамбль расширился, появилось детское направление — в здании становилось все теснее и теснее. К тому же сильно износились коммуникации. Первая попытка реконструкции случилась в 2005 году, но на завершение ремонта не хватило финансирования — федеральные власти выделили лишь часть необходимых денег. Средства ушли на возведение пристроя (хотели увеличить площадь за счет дополнительных помещений), но деньги закончились раньше, чем он достроился.
Чулпан Закирова
художественный руководитель Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань»
В один момент все начало обваливаться и ветшать, в фойе стояли ведра во время дождя, а здание отапливалось принесенными обогревателями. Культурный центр закрыли на реконструкцию, мероприятия прекратились. Здесь остался только ансамбль, который по-прежнему использовал площадку как базу для репетиций. Состояние здания ухудшалось с неимоверной скоростью: все коммуникации прогнили до такой степени, что половину здания пришлось отрезать от систем жизнеобеспечения. Функционировал только один репетиционный зал, в котором и занимался коллектив ансамбля.
Неудачная попытка реконструкции навредила зданию еще больше: из-за строительства пристроя фундамент стал проваливаться. Решить вопросы Чулпан Закирова пыталась через письма городским властям. В 2018 году на КЦ обратили внимание — в рамках программы реновации домов культуры решили отремонтировать и культурный центр.
В отборе проектов участвовали мэрия, артисты и худрук филармонии. Они отсмотрели около десятка дизайн-проектов в разных вариациях — вплоть до восточных мотивов в интерьере. Ничего из этого не казалось руководителю филармонии подходящим зданию по духу — пока Чулпан Закирова не увидела эскизы Елены Валеевой.
Валеева работала над дизайн-концепцией интерьеров и фасадов памятного знака о принятии ислама в Болгаре. А до КЦ занималась дизайном интерьеров Набережночелнинского государственного татарского драматического театра имени Аяза Гилязова. К работе над зданием КЦ «Чулпан» Елена подключилась за несколько месяцев до сдачи объекта — в октябре 2020 года.
Чулпан Закирова
художественный руководитель Казанской городской филармонии и ансамбля танца «Казань»
Это было очень рисковое решение с моей стороны, так как оставалось мало времени для разработки нового дизайн-проекта. Но теперь каждый раз я чувствую большое удовлетворение, когда захожу сюда. Дизайнер — фанат своего дела: мы вместе искали именно такие люстры и сразу их утвердили, как увидели, бегали подбирали обшивку. Лена ездила в магазин и вплоть до выключателей подбирала все сама, искала подходящие шрифты и подголовники. А за два дня до открытия центра после реконструкции она позвонила мне около 11 ночи и попросила скинуть фотографии ансамбля, чтобы распечатать и украсить ими стены.
Елена Валеева
архитектор-дизайнер
С Чулпан мы как-то сразу нашли общий язык, наверное, потому, что я люблю все татарское. Не просто люблю, а изучаю и принципиально не использую стереотипные понятия — например, зеленый цвет. С самого начала цветовое решение объекта я увидела в спокойных и деликатных песочно-бирюзовых тонах. Мои предложения очень быстро принимались.
Зрители, пришедшие на концерт в КЦ «Чулпан», попадают в здание через благоустроенный бульвар. Раньше на территории перед центром был стихийный рынок, где с машин торговали мясом, овощами и фруктами. Над видом бульвара работала творческая группа при мэрии. Они предусмотрели променад от метро «Проспект Победы» до КЦ, тысячу кустарников и деревьев вокруг здания, фонари, автополив и скамейки. Получилось минималистично и аккуратно.
Ступени приводят к зданию с экстерьером, соответствующим духу советского времени: квадратные формы, много острых углов. На вывеске появилась татарская девушка Чулпан, которая символизирует саму историю и нынешний образ культурного центра. Стены фойе — приглушенного голубого оттенка, а полы — бирюзового. Такое цветовое решение выбрали потому, что татары, по мнению дизайнерской команды, с давних времен использовали спокойные, неяркие тона. Артисты ансамбля сразу представляли в оформлении татарский орнамент — его элементы отсылают к народным костюмам и украшают стены и нумерацию кресел.
Через фойе проходим в зрительный зал на 450 мест, который оснастили медиакулисами и штанкетами. Само пространство сформировали в виде амфитеатра, перестелили полы и значительно расширили сцену. Последнее было особенно непросто — кинотеатральная сцена мало годилась под концерты ансамбля из 80 человек. Над этим работали проектировщики из Татинвестгражданпроекта.
Украшение над сценой отсылает к татарскому ювелирному искусству, по этим же мотивам сделаны и светильники в кафе.
Азат Абзалов
начальник управления культуры исполкома Казани
Прежде всего реконструкция затронула служебную часть здания — гримерки и душевые. Подвальные помещения адаптированы под костюмерные — мы перевозили костюмы несколькими КАМАЗами. В КЦ появились еще два полноценных репетиционных зала. Самый большой из них уникален. Ни для кого не секрет, что артисты балета уходят на пенсию раньше, чем люди большинства профессий, — из-за нагрузки на организм, ноги и суставы. Поэтому четыре хореографических зала оснащены специальным амортизационным покрытием на полу. Строители постоянно проверяют его состояние, чтобы посмотреть, как ведет себя подложка. В большом хореографическом зале установлен подиум, и постановщик видит всю картину еще и сверху.
С реконструкцией артисты получили гримерные и артистические — раздельно для взрослых и детей. В процессе часть дизайнерских решений менялась и адаптировалась под помещения. Например, сначала занавесы повесили перед входом в зрительный зал, а потом перевесили внутрь и оставили перед ними пространство — так у опоздавшего человека будет время отдышаться и приглядеться к залу, чтобы быстро найти свое место. Кроме главного входа в культурный центр проектировщики вместе с дизайн-группой Елены Валеевой создали служебный — зрители и репетирующие в здании артисты не пересекутся и не будут мешать друг другу.
Активные ремонтные работы шли полтора года, срок сдачи объекта сдвигался. КЦ «Чулпан» принял первых после ремонта посетителей 25 декабря 2020 года. Обновленный центр, считает художественный руководитель Казанской городской филармонии Чулпан Закирова, позволит коллективам развиваться — расширить программу и претендовать на репертуар полноценного музыкального театра.
— Я протанцевала в ансамбле «Казань» 20 лет. Это мое дитя, так же как и здание, поэтому я за него боролась всеми силами. Наконец осуществилось то, о чем я мечтала полжизни: приходить на работу с ощущением того, как здесь классно, и чувствовать полную удовлетворенность от сделанного.
КЦ «Чулпан»
Адрес:
пр. Победы, 48а
Телефоны:
+7 (843) 292-12-90, +7 (843) 590-09-40 (касса)
Фото: Даша Самойлова