Многоликий медиаарт на пути в Казань. Истории современных художников — участников фестиваля НУР
C 10-го по 12 сентября в Казани пройдет фестиваль медиаискусства НУР: больше 80 художников и музыкантов, 13 инсталляций в нескольких городских локациях (в том числе на экране «Ак Барс Арены») и мультимедийные работы из 15 стран мира. «Инде» уже рассказывал о концепции и программе, а теперь знакомит с участниками НУРа. Тем временем билеты на выставки и ночную программу в продаже, а полное расписание организаторы анонсируют уже в начале августа.
медиаарт-коллектив из Санкт-Петербурга
Текущий состав TRIBE сформировался в Питере из коллаборации на хакатоне — соревновании среди медиахудожников по созданию мэппинга для фасада спортивно-концертного комплекса «Петербургский». Мы тесно работали над совместным проектом в течение 30 часов и почувствовали особую химию. Результатом стало аудиовизуальное произведение — мы получили очень позитивный отклик у зрителей и победили в конкурсе. Этот момент мы считаем отправной точкой нашего коллектива. С тех пор мы прошли долгий путь развития и формирования собственного стиля. А еще в процессе выяснили, что мы все родом из Архангельской области!
Проекты TRIBE состоят из большого количества невидимых зрителю процессов, которые мы распределяем между собой и за которые каждый несет личную ответственность. Но когда дело касается самого главного — опыта зрителя, то это всегда совместные решения и командная работа: проработка концепции, создание аудиовизуального произведения и все ключевые решения, касающиеся финального вида инсталляции.
Для НУРа мы обновили две инсталляции, основанные на лазерных устройствах собственной разработки. Одна из особенностей лазера — заполнять все предоставленное ему пространство, поэтому каждая новая экспозиция инсталляции становится уникальной за счет архитектурных особенностей помещений, в которых мы выставляемся. Само окружение может продиктовать определенные световые решения или раскрыть новые грани инсталляции.
Отправная точка в создании наших работ — ощущения и эмоции, которые мы хотим передать зрителю через инсталляцию. Наше намерение воплощается в движении, которое становится основой для создания визуала и музыки. Для нас свет и звук неразрывно связаны. Сливаясь воедино и воздействуя одновременно на слух и зрение, они создают уникальный опыт, который может быть испытан только здесь и сейчас, в моменте погружения в инсталляцию.
Нам очень интересно получать фидбэк — что люди испытывают, какой опыт переживают в момент погружения, считали ли они то, что мы заложили, или нашли новые смыслы. Поэтому нам не терпится поделиться своим творчеством и идеями с новой для нас публикой фестиваля НУР. И мы очень рады, что организаторы идут навстречу воплощениям наших безумных идей.
современная художница из Казани
В потоке постоянных экспериментов я поняла, что фотография в чистом виде мне наскучила, гораздо интереснее создавать новые миры с помощью различного футажа и коллажирования. Сейчас я практически полностью ушла в диджитал, много работаю с собственными материалами — фото, видео, рисунками. Радуюсь, когда удается поработать совместно с 3D-артистами.
Для фестиваля я готовлю несколько работ, основанных на моих архивных материалах. Проект Another Сivilization был отснят в 2015 году, смонтирован в 2019-м, а на фестивале предстанет в новом, перекроенном варианте. Работа не потеряла своей актуальности, но мои предпочтения в изображении слишком быстро меняются, потому я вынуждена постоянно переосмыслять и трансформировать. Также будет выставлена серия анимационных коллажей «Солнце зашло. Деревья медитируют как статуи», уже опубликованная в соцсетях в виде статичных изображений. Ну и еще кое-что интересное — пожалуй, сохраню интригу.
В одном видеоарте будет использована музыка моего друга Влада Капотова. Это экспериментальный дарк-эмбиент, погружающий в потусторонний мир, полный космических звуковых ландшафтов. Ощущение парения в глубинах абсолютно черного пространства, почти неподвижного. Очень захватывающе!
Перспектива выставиться на НУРе очень взбодрила меня как художницу. Круто, что нет никаких границ и есть возможность попробовать себя в перформансе, инсталляциях, можно экспериментировать и вывести свои работы за рамки привычного экрана. Безусловно, мне очень интересно посмотреть на работы других авторов, как следует вдохновиться и, так сказать, закинуть в свою голову еще одно идейное зерно, которое в будущем прорастет и подтолкнет меня на создание новых проектов.
медиахудожник из Санкт-Петербурга
У меня бэкграунд в индустрии моушен-дизайна, откуда я плавно (на самом деле резко и с болью) перешел в мультимедийное искусство. Однако навыки, приобретенные раньше, я использую каждый день. На фестивале НУР я представлю новую версию моей работы D.L.A.* Я освежил, обновил и доработал ее. Не терпится показать.
В написании музыки, как и при создании визуала, я использую генеративный подход. Использую как семплы, так и синтез. Мои ожидания от фестиваля: I'm ready to paaaaarty!
* DLA (diffusion-limited aggregation) — это компьютерная симуляция процессов, возникающих во множестве органических и неорганических систем, например, рост кристаллов, электрический пробой, распространение газа и жидкостей. Каждый светодиод — это симуляция отдельной частицы материи: ионизированный атом, поляризованная молекула или любая другая заряженная взвешенная частица.
российский дизайнер и художник
Я учился на графического дизайнера, работал как фрилансер. Однажды, в 2011 году, в состоянии творческого безумия я создал мой первый экспериментальный шрифт Au Revoir Type, который все тепло приняли. Как раз в то время я устал от компьютерной графики, да и сам процесс съемки меня сильно увлек, так что с этого момента я стал больше работать с аналоговой графикой, искать неочевидную красоту в повседневных объектах. В моем творческом процессе я созидаю порядок из хаоса. Извлекаю идеи из всего, что меня окружает.
Будучи дизайнером, все мои визуальные находки раньше я применял только к типографике. Создавал экспериментальные шрифты с использованием пыли, солнечных лучей, чернил, воды, синяков, крови и прочего. Постепенно статичная графика начала разбавляться анимированными гифками, а затем и полноценными видеоклипами, где либо буквы были анимированы в технике стоп-моушен, либо визуал был снят на видеокамеру.
Постепенно эксперименты с типографикой привели меня к созданию абстрактных видеоклипов. Одним из первых стал клип Pacific Light. Это красочное видео стало безумно популярным. После этого мир абстрактной графики и визуальных экспериментов поглотил меня полностью.
На фестивале НУР мне бы хотелось показать несколько моих любимых проектов.
Over Your Skin родился из идеи снять макро-видео с кожей, по складкам которой течет краска. За одну ночь я отснял несколько кадров и добавил их в видео Warm-Up. Спустя три года я решил развить эту идею и снять видео, в котором краска будет растекаться не только по рукам, но и по другим частям тела. Разнообразие узоров кожи под макрообъективом напоминает спутниковые снимки. А складки выглядят как русло, по которому течет разноцветная река. В основном в кадре появляются пальцы рук и ладони. Также я наносил краски на губы и соски. То, как краска стекает с верхней части соска и распространяется по ореолу, напомнило мне извержение вулкана, особенно эта аналогия заметна с флуоресцентной оранжевой краской. Самая большая техническая проблема заключалась в том, чтобы минимизировать эффект дрожания, потому что невозможно заставить человека быть абсолютно неподвижным, как статуя, и не дышать в течение нескольких минут. По этим причинам было снято очень много кадров. Видео включает не более восьми процентов всего отснятого мной материала. Например, большая часть видео с губами была удалена, в финальное видео вошло всего три кадра, и эти видеосессии были для модели наиболее неудобными, потому что краска стекала в рот. Процесс съемки занял семь сессий. С каждой съемкой мне приходили новые идеи и технические корректировки.
UNITY относится к самой популярной моей серии абстрактных работ, созданных с использованием масла и красок. Я начал эксперименты с этой графикой в 2013 году. Меня вдохновила готовка соуса к рыбе. Тогда я заметил, как на дне соусника в масле плавают маленькие черные шарики соевого соуса, это было завораживающе красиво. В тот же вечер я начал смешивать масло с различными красками. В итоге получилось мое самое популярное видео Pacific Light для музыканта Бориса Бланка. Я продолжаю работать в этом стиле, развивая и совершенствуя его с каждым новым проектом.
В A U R O R A я продолжаю изучать явление интерференции. Я подумал: а что, если бы северное сияние окутало всю нашу планету и мы бы увидели эти красочные переливы на фоне чистого неба? Космос, ночное полярное небо, пейзажи на других планетах — все это было у меня в голове, когда я работал над проектом. Основные кадры, из-за которых я решил сделать это видео, были те, где радужное пятно берет начало внутри круга, распространяется, но не выходит за границы формы и растворяется в темноте.
На серию абстрактных работ под общим названием Disctortio меня вдохновил старый поцарапанный компакт-диск с музыкой 1990-х, который просто лежал на улице и переливался всеми цветами радуги под солнцем. На его деформированной поверхности образовывались текстуры, причудливо меняющие цвета. Для Beyond the Horizon я взял CD- и DVD-диски и разрушал их различными способами.
В I See You я хотел показать разнообразие текстур и цветов радужной оболочки глаза с помощью абстрактной графики.
Музыка очень важна в моих видео, она задает ритм, композицию и общее настроение. Гораздо проще объединять разрозненные файлы в одно произведение, опираясь на музыку. Мне часто пишут независимые музыканты с предложением о сотрудничестве, и среди них есть немало очень крутых и талантливых ребят. К примеру, один из таких музыкантов участвовал в создании саундтрека к фильму «Джокер» Тодда Филлипса. К сожалению, не со всеми получается создать совместный проект, но с некоторыми мы сотрудничали не один раз. Прежде чем определиться с музыкой, я много раз прослушиваю ее с закрытыми глазами, представляя визуал, как он будет сочетаться с мелодией, ритмом, какого цвета, настроения эта музыка. Я мысленно комбинирую ключевые кадры с мелодией. Если музыка и визуал сочетаются, то проекту — зеленый свет.
Презентация фестиваля НУР произвела хорошее впечатление. Мне понравились локации, список участников, так что ожидаю увидеть много классных работ в красивых местах. Будет здорово, если для Казани фестиваль станет традиционным, каким для Екатеринбурга стал фестиваль уличного искусства «Стенограффия». Прежде всего для меня это возможность не только поучаствовать, но и лично посетить фестиваль. До этого мои работы были показаны в разных городах Европы, США и Азии, а вот в России, насколько я помню, ни разу. Очень рад, что НУР пройдет именно в Казани. Давно хотел посетить ваш дивный город, так что это будет отличным поводом.
художник новых медиа из Уфы
Я начинал экспериментировать с техникой еще на школьных мероприятиях — самопальными стробоскопами и дым-машинами. В 2017 году я переехал в Санкт-Петербург, где поступил в вуз на киберфизические системы. Тогда мне был интересен интернет вещей, домашняя автоматизированная экосистема. В Политехе я столкнулся с прагматическим подходом к автоматизации, там больше рассматривались промышленные масштабы и оптимизация процессов производства. Доказывать применимость своих творческих проектов в итоге приходилось буквально с пеной у рта и очень последовательно.
Я начал исследовать ночную жизнь Питера, хотелось чего-то, не связанного с Думской или Рубинштейна, даже ассоциативно. Так я нашел клуб «Клуб». Настоящая атмосфера DIY, полный эмоциональный комфорт, привозы артистов, опережающих андеграунд-эстетику: концерт Kedr Livansky или первый и последний выход на публику «Озер». Я буквально влюбился в это место и сразу же попросился техническим волонтером. Постепенно стал монтажником, занимался электричеством и проекционными системами.
Питер в плане самореализации, наверное, лучшее место в России, программу развития он дает методично, протяни только руку. Весной 2018-го во главе с художником Виктором Кудряшовым мы уже брали Зимний дворец. Полный монтаж выставки «Инновация как художественный прием», приуроченной к Петербургскому международному экономическому форуму — 2018: дроны-граффитисты, первые попытки осмысления блокчейна, интерактивные взаимодействия в самых выдающихся проявлениях от лучших художников мира. Там я и осознал, куда ведет меня судьба, без шуток, принял это все и начал развиваться.
Оставался только вопрос самоопределения: за моими плечами нет академического образования, так существует ли что-то художественное в моей деятельности? Как раз внутри этого дискурса и родилось ощущение, что аудиовизуальная история про чистый лист, новые принципы восприятия, поле деятельности, в котором можно быть самим собой.
Естественно, сложно умалчивать об экономическом аспекте этой деятельности. Новые медиа в нашей стране носят элитарный характер (посмотрите стоимость обучения хотя бы на Bang Bang Education). Такие технологии в первую очередь используются на музыкальных фестивалях и в ночных клубах. Так что сейчас я занимаюсь разработкой аудиовизуальных программ управления генеративным контентом без штатного виджея. Автономия требует абсолютно сочетаемой картинки в любой момент времени, так что в ход идут и данные с диджейского пульта, и информация об освещенности. В этом смысле новые медиа не перестают удивлять возможностью интерактива.
С музыкальным сопровождением всегда происходит какое-то чудо: для фестивалей или ивентов можно выбрать исполнителя заранее, чаще работа создается под влиянием его музыки. Для личных проектов работаю в составе с электронным музыкантом SHGb02+14a.
Я очень люблю Казань. В 2020 году меня привозили на День города, тогда я создал параметрическую инсталляцию с перехлестным мэппингом. Создавалось ощущение движения в пространстве, при том что проекция была плоская. Делал ее в содружестве с ребятами из Tat Cult.
Для фестиваля НУР готовлю серию перформансов с локальными хореографами. Во время рабочей поездки поймал с ними сумасшедший коннект, еще и с близкой для меня темой медицинских исследований: датчики, 3D-сканирование, технологии УЗИ. Однажды я заигрывал с этой стилистикой, на фестивале электронной музыки были попытки наглядно передать свои чувства. Тогда я брал открытые данные из интернета и часть своих исследований, а в этот раз мы целиком сконцентрируемся на реальных данных: настоящие результаты УЗИ, датчики сердцебиения, температуры, движения. Полный цифровой аватар, стирающий границы между нами и виртуальной средой.
Для сообщества и посетителей НУРа это большой шанс увидеть что-то непривычное. Не только потому, что новые медиа здесь и рядом и это в целом «вау» — можно ощутить, насколько это широкая плоскость, как ее не поверхностно могут дополнять перформативные практики. Весь рынок аудиовизуала держится на коммерции, и художники вынуждены работать в устоявшихся стилях, потому что это продается. Ребята с устоявшимся вкусом хотят от тебя чего-то «кисленького», в ярких цветах. А когда ты предлагаешь более дарковую, глубокую, с большей чувственностью историю, тебе говорят, что это не купят. Приходится балансировать, НУР и предстоящие перформансы — возможность выплеснуть свою энергию, которая еще во мне живет. Кроме того, смогу погрузиться в культуру Татарстана, познакомиться с локальными деятелями, реализовать научный эксперимент и поработать в коллаборации с крутыми татарстанскими чуваками.