Очень тяжелый Татарстан-2. Панк-выпуск
В прошлом году в Казани начало вещание «Наше радио». Это известие местные встретили со смехом и слезами — казалось бы, кожа и ирокезы в 2016-м смотрятся так же нелепо, как викторианские парики и жабо, группу «Кукрыниксы» давно пора сбросить с корабля современности, да и вообще — Татарстану бы сначала со старыми героями местной сцены разобраться. «Инде» спешит на помощь и возобновляет нерегулярную перепись рокеров. В этот раз вспоминаем республиканских панков — если мы кого-то упустили, обязательно сообщите об этом в комментариях.
«Витамин роста»
Бодрый поп-панк без особых примет
Блиц-опрос среди республиканских панк-деятелей разного возраста и пола показал: разговор о татарстанском панк-роке стоит начинать с нижнекамской группы «Витамин роста». ВР — типичные герои панк-сцены начала нулевых: бодрая ритм-секция, умеренно-пессимистичные отповеди буржуазному обществу и достаточно длинная воля, чтобы продержаться почти 15 лет в движении и добиться кое-какой известности на федеральном уровне. Под предводительством Димы Зеленого (ныне — арт-директор бара Rockstar) «Витамин роста» прошел путь от грязного поп-панка (дебютировала группа записью с репетиционной точки, потому что на студию банально не хватило денег) до стадионного рока на манер поздних «Тараканов». Правда, стадионов «Витамины» так и не увидели — аншлаг в «Желтой кофте» остался их потолком. Последний альбом группы, «Декорации», вышел в 2010-м, а через два года после этого группа распалась. Точнее всего творчество «Витамина роста» характеризует их песня «Веселье и протест». Слушаем и вспоминаем благословенные времена, когда эти два понятия еще шли под руку, а до дружбы с Toy Dolls и Rancid было рукой подать. На Myspace, естественно.
«Пятая колонна»
Татарстанские пионеры жанра, которых до сих пор никто не превзошел
Несмотря на злободневное название группы, история «Пятой колонны» уходит в конец 1980-х. Выходец из рабочей семьи, продукт социально неблагополучной обстановки одного из промышленных районов Казани, Александр «Чип» Стариков сначала играл в ансамбле «Тина», который в итоге оказался чересчур хаотичным даже для будущего заправилы панк-рока. По воспоминаниям зрителей, в «Тине» состав был настолько подвижный, что сами музыканты перед концертом не всегда точно знали, на каких инструментах им придется играть в этот раз. Что до «Пятой колонны», группа записала три альбома настолько шумных и грязных, что их впору считать первопроходцами шугейза (хотя, конечно, музыкально «5К» больше тяготели к британскому панку-77, в нигилистическом шлягере «Будущего нет» отчетливо слышатся Sex Pistols, а в «Секс-драме» — грация и разбитное веселье Stranglers). Несмотря на почтенный возраст, альбомы «Пятой колонны» до сих пор звучат свежо и оригинально. Жаль только, что панк не подразумевает преемственности и уважения к корням: скажи кому из нового поколения про Чипа, вспомнят разве что Чупа из «Смеха». А ведь могли бы многому поучиться у старика.
«7Б»
Панк не по форме, а по духу
Не путайте казанских «7Б» с их тезками, поющими про молодые ветра, а лучше и вовсе забудьте о существовании последних. Дуэт братьев-близнецов Сладковых образовался во второй половине 1980-х: название (код-обозначение диагноза «психопатия») взялось из личного опыта музыкантов: молодых людей, только что записавших альбом «Не хочу быть солдатом», отправили-таки служить, но потом отозвали из армии и направили прямиком в психиатрическую клинику Казани. Позже к ним присоединяется Анна Сладкова — в этом составе группа разводит бурную DIY-деятельность, которую не оборвал даже пожар, уничтоживший их дом-студию со всей звукозаписывающей аппаратурой. В начале 1990-х музыканты устраиваются на работу в котельную в районе «Теплоконтроля» и превращают ее в дом, а по совместительству в репетиционную и звукозаписывающую точку. По воспоминаниям очевидцев (а писалась у Сладковых едва ли не вся неформальная Казань), выглядела база «7Б» впечатляюще: двухэтажная бойлерная с самопальным аналоговым ревербератором из подвешенных листов железа и занавешенной коврами комнатой для записи ударных. Группа существовала в прямом смысле в полном андеграунде — музыканты старались не выходить на улицу без особой надобности, потому что с длинными волосами и в необычной одежде на разбойном «Теплоконтроле» появляться было попросту опасно. Музыкально «7Б» представляли собой смесь «Телевизора», «Ласкового мая» и Suicide — их творчество остается примером странного психоделического арта на пересечении русского рейва и заполошной панк-психоделии. Чтобы понять, о чем мы, достаточно посмотреть на их сайт — тоже вполне себе артефакт эпохи.
«Деревянный макинтошъ»
Панкоящеры старой закалки
Несмотря на предельно нелепое название, это, вероятно, самая хитовая группа поколения «Тасмании». Кто из панков 2006-го не лежал в холле советского ДК, заливаясь «Балтикой-9» под песню «Балтика-9»? Кто не завтракал на вписке чем попало под нетленку «Батон и майонез»? Необычности группе придавало наличие скрипачки (хотя расслышать ее запилы было практически невозможно), что наводит на мысли о своеобразной панк-рекурсии: у группы «Тараканы» в свое время была песня о скрипачке «Короля и Шута», которая так и называлась — «Маша, скрипачка из „Король и Шут“»; жаль, что участница «ДМ» так и не удостоилась песни в свою честь. Забавно, что половина участников турбохой-легенды, как сообщают близкие к группе источники, были образцовыми учениками 122-й гимназии — одной из лучших школ города.
«Споры?»
Промежуточное звено между алкопанком и хардкор-сопротивлением
Из всех коллективов («Теплоконтроль», «Материк», Strange Rangers), к которым приложил руку посол панка в Казани Булат Ибятов, мы решили отметить «Споры?». Группа одной из первых в Казани покинула рок-солянки, сделав ставку на формирование местной хардкор-сцены. Покидала, кстати, под звуки «антишашоринского» (Владимир Шашорин — бессменный директор «Арт-салона», где проходили самые эклектичные рок-сейшны города) гимна «Я не буду посещать / дом Столбова номер 5» (адрес «Арт-салона). Из названий песен Ибятова и его соратников легко выводится проблематика раннего татарстанского панк-хардкора, и волновали музыкантов сплошь вечные вопросы: от «когда к нам приедет NOFX» до «что делать, если мне девчонки давать не рады».
«Хасан»
Канувшие в лету продолжатели дела Rage Against the Мachine и Biohazard
В Татарстане были и свои «Машнинбэнд» с субтильным интеллигентом у микрофона — речь о группе «Хасан». Остальные элементы стиля тоже очень напоминают оригинал: качающая фанковая ритм-секция, агрессия и отчаяние, сэмплы из Владимира Путина и максимально прямой посыл. Есть даже спонтанные пересечения в текстах песен — у Машнина центральное произведение называлось «Тлеть», у «Хасана» — «Жги». Кстати, до этого у автора текстов «Хасана» Дейла была другая заслуживающая внимания панк-формация «И-ли», а после — Brandkillers, совместное с участниками Pannychida нью-метал-предприятие. Сейчас он голосит в группе «Рецидив», но такого накала, как в «Хасане», лирику, похоже, уже не достичь.
«12 маршрут» / «Детский царь»
Честные рыцари говнарства; уникальные в своем роде
Пожалуй, самый эпатажный коллектив казанской сцены 2000-х — это «12 маршрут», короли слэма и обладатели титула настоящей говнопанк-группы, который укреплял вокалист Фидаиль, любивший врываться в городские заведения в розовом халате на голое тело. О «12 маршруте» мы говорим в прошедшем времени, потому что эксперименты музыкантов с галлюциногенами изменили коллектив до неузнаваемости и теперь мы знаем их как группу «Детский царь». «Грибная культура зовет меня в лес», поют они и, очевидно, имеют в виду лес собственного сознания, в котором легко заблудиться в отсутствии ясных ориентиров. С музыкой все куда понятнее: простецкий панк-н-ролл с обширными электронными вставками; но самое, пожалуй, примечательное — это концертные выступления. Розовый халат в прошлом, а тяга к экзотике никуда не делась, поэтому на сцене участники «Детского царя» машут цепями, пляшут в костюмах коров и человеческих мозгов и переливаются всеми цветами радуги — словом, всеми доступными средствами создают уютную атмосферу класса «лафетка триган-Д и бутылка пива». Пользователи «ВКонтакте» пишут, что «ДЦ» — это «„Звуки Му“ 20 лет спустя»: какое время, такая и психоделия.
Beerwheels
Самоироничная реинкарнация Ramones
Верные последователи бабблгам-панков Ramones (наследие которых можно свести к схеме «два притопа, три аккорда») поют исключительно на английском, а в единственной русскоязычной песне (и заодно своем главном хите) заявляют: «пой по-русски или ешь говно». Чтобы определить источники музыкального влияния, нужно попросить барабанщика группы задрать футболку: среди татуировок есть все подсказки, от портрета Майло из Descendents до логотипа краснодарцев Surfing Bird. Поначалу «Пивные колеса» выходили на сцену исключительно в подгузниках, но этот образ (к великому сожалению редакции) канул в лету. Ладно хоть гитарист нет-нет да и наденет каску с двумя пивными банками.
«Ржавый окурок»
Главная надежда татарстанского панка
Довольно западничества — заканчиваем обзор по-настоящему самобытным проектом. Формально «Ржавый окурок» — это шаманский гангста-рэп, но градус неадеквата в группе такой, что хватит на полдюжины панк-сборников. Недавно музыканты распугивали ко всему привыкших посетителей алафузовского лофта на «Бомж-пати», а до этого устраивали уличную акцию с шествием от памятника Вахитову до Кремля, организовывали трибьют питерской «Химеры», красили голубей в попугаев и проповедовали полицейским религию абсурда и гротеска. В репертуаре «Ржавого окурка» есть песня на татарском «Шайтан баласы» («Дитя дьявола»), в послужном списке — выступления с группой «Ленина пакет» и вечеринка в CBGB’s путинской России — легендарном гараже в Балашихе, где переиграли все культовые подпольные группы страны. Что до хип-хопа, то, как в свое время зачитал артист Вис Виталис, «Рэп — это панк», и мы подписываемся под каждым словом этой фразы. Если кто-то из нашего списка и устремлен в будущее, то это психи-мутанты из «Ржавого окурка», и не дай нам бог дожить до их рэп-альбома.
ыИллюстрации: Дарья Кошкина