Burger
Казань Саши Курмаза: 8 фотографий столицы Татарстана от уличного художника из столицы Украины
опубликовано — 05.02.2016
logo

Казань Саши Курмаза: 8 фотографий столицы Татарстана от уличного художника из столицы Украины

Бананы-путешественники, портреты за 10 рублей и привычка что-то скрывать

Саша Курмаз начинал с граффити: в Киеве его знают как Гомера, автора наигранно примитивного стрит-арта. Позже он переключился на художественную фотографию и то, что профессионалы называют «городской интервенцией»: разрисованные рекламные лайтбоксы, концептуальные слоганы на фасадах зданий, полулегальные акции, заснятые на видео. В сентябре Саша вместе с Брэдом Дауни и Игорем Поносовым участвовал в мастерской молодых художников «Цех уличного искусства». «Инде» публикует фотографии и рассуждения Курмаза о Казани.

О методе:

В Казани почти нет бездомных. Я специально искал их всю неделю, что был тут, но увидел только за пару дней до отъезда. Что значит «зачем городу бездомные»? А зачем ему вы, зачем я, зачем голуби и собаки? Ещё здесь мало рекламы, и это для меня ново. Художник, который живёт в городском бардаке, хочет упорядочить его, а у вас всё на своих местах, даже как-то пустовато. Иногда ловил себя на ощущении искусственности, бутафорщины. Поэтому упорядочивание как метод работы с пространством здесь не подходит. Приходится искать новый, но чтобы понять, что нужно городу, требуется больше, чем неделя.

О тактильных ощущениях:

Меня удивили люди. Невероятные, нежные, ко всем хочется прикоснуться, погладить, почувствовать. Настоящие люди! Такие не везде есть.

Пытаясь прощупать Казань и её жителей, я вышел на Баумана и стал рисовать портреты. Очень серьёзно подошёл к процессу, даже портфолио подготовил. Люди видели, на что идут: можно было выбрать буквальный портрет у «классического» художника, а можно мой — разумеется, более точный. Я был готов раздавать картины бесплатно, но символическую цену в 10 рублей всё-таки установил. Хотя серьёзные люди рисуют за сотню или даже пять. Не все соглашались пустить меня на свою частную территорию, не каждый хотел быть нарисованным. Многие думали, что это шутка, хотя на самом деле всё было серьёзно. В итоге я нарисовал 35 человек. Получилось ли у меня прикоснуться к казанцу и понять, кто он и что ему нужно? Скорее нет. Хочется ещё попритрагиваться.

О работе в «Цехе»:

Мы с Игорем Поносовым пошли на заброшенную фабрику и написали свои фамилии, имена и отчества большими буквами. Есть такая традиция в субкультуре граффити — неймрайтинг (от англ. name writing — «написание имени». — Прим. авт.). Мы захотели поиграть с субкультурным кодом и переиначили её: граффити-райтеры пишут псевдонимы, будто пытаясь скрыть, кто они на самом деле, а мы оставили на стенах свои настоящие имена. Если кто-то захочет нас найти, он знает, кого искать.

Ещё я сделал видео с памятником Ленина, но, мне кажется, оно запретное. У нас на Украине не осталось Лениных, а тут на одном только блошином рынке их столько... Не то чтобы я скучал по Ильичу, но мне грустно, что этот образ уходит из пространства моего города. Всех убирают, демонтируют, скрывают, а ведь это часть большой истории. Нельзя же так просто взять и ампутировать кусок тела.

Подразумевалось, что в рамках «Цеха» приглашённые гости будут сотрудничать с местными художниками, но те чаще всего приходили, смотрели на нас и уходили. Может, стеснялись, а может, им это просто не интересно. В итоге мне помогала одна девушка, Гузель. Мы ходили по городу, думали, изучали. Потом приклеили на вагон метро сушёную рыбу, чтобы она путешествовала.

8 казанских кадров Курмаза

Люблю города, которые стоят на больших реках и в которых можно свободно подойти к воде.

Этот баннер я увидел в одном из дворов недалеко от центральной пешеходной улицы. Любопытный и странный метод работы с пространством: чтобы что-то скрыть, надо напечатать постер с изображением. Якобы он придаёт «дефекту» непримечательный вид. Иногда действительно получается красивая композиция, как здесь.

Мне понравилось в мастерской казанского художника Ильгизара Хасанова: сам человек, его взгляд на работу и огромная коллекция предметов. Я подумал, что нужно оставить какую-то память об этом месте, выбрал самую выразительную вещь и сфотографировал её.

Меня порадовало, что такой тип жилища находится недалеко от центра города: современная культура, высотные здания, панельные дома — всё это интересно сочетается с простыми сооружениями «из прошлого». В самом доме тоже много всего намешано: сначала сделали одно, потом допилили другое, потом присовокупили третье, и получилось очень странное сооружение для жизни, бутерброд такой. Мне нравится, как хозяин подходит к вопросу жилья: вместо того чтобы один раз сделать что-то серьёзное, он по необходимости достраивает участки.

Метод работы, о котором я уже говорил: администрация города находит дом, требующий внимания, и вместо решения проблемы завешивает его баннерами с видом благополучного здания. Есть ощущение, что от нас всё время пытаются что-то скрыть. Город состоит из прекрасных картинок, но если поковырять или подрезать их, видно, что за баннером что-то умирает. Кстати, ковырять и подрезать баннеры — любимое дело Кирилла Кто (уличный художник, также участвовал в мастерской «Цех». — Прим. авт.), что видно по фото.

Участок ствола покрашен в зелёный — почему? Может, кто-то просто хотел подчеркнуть, что дерево зелёное? Не могу объяснить смысла этой композиции, но мне нравится.

Суть акции в том, что ты можешь использовать транспорт не только чтобы перемещаться из точки А в точку Б, но и как способ передачи предметов и информации. Отправить можно всё что угодно — например утюг. Но это было бы небезопасно. А в банане всё хорошо: захотел — оторвал и съел, не захотел — и так красиво. Это не единственный водитель, которому я сделал подарок. Во время прогулки я забрёл во двор жилого дома, где стояло несколько машин, посмотрел на них и подумал: «Ну что я могу вам предложить? Только бананы!».

Не помню, что это за конструкция и как она называется. Просто замечательное место, которое я увидел в одну из последних ночей в Казани и решил сфотографировать. Думаю, этот кадр станет для меня отправной точкой, чтобы немного погрустить и повспоминать о местах и людях, которые окружали меня здесь.

Фото: Настя Ярушкина, Саша Курмаз


Впечатления других участников проекта «Цех» о Казани на «Инде»: