Тюркский гамбит. Девять спектаклей, которые надо увидеть на фестивале «Науруз»
XIII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» пройдет в Казани с 5-го по 9 июня при участии 18 театров из России, Казахстана и Эстонии. Это яркое событие театрального сезона тем интереснее, что в этом году устроители сделали ставку на якутские театральные проекты — и если феномен якутского кино уже перерос из состояния раритетной синефильской жемчужины в полноценного участника проката, то современный театр Сахи российскому зрителю еще предстоит открыть для себя. «Инде» попросил программного директора фестиваля Нияза Игламова выбрать лучшие спектакли «Науруза».
Нияз Игламов
Как программный директор фестиваля ответственно заявляю: для меня все спектакли его афиши представляются важными и интересными, ибо отражают те или иные тенденции в театрах тюркского мира: поиск новых форм и смыслов, проектную деятельность коллективов, обогащение выразительных средств при помощи переводной классики, национальной драматургии и эпоса. Но обо всем не напишешь. Поэтому ниже представлены анонсы тех спектаклей, пропустить которые нельзя ни в коем случае.
Мы живем в сложное время. Обострение межнациональных отношений — одна из главных угроз будущего. Мы все еще плохо знаем друг друга. Незнание порождает страх, а он, в свою очередь, — ненависть. Театральное искусство в полной мере отражает традиции, быт, мечтания и философию народов, их менталитет. Вот уже второй фестиваль «Науруз» посвящается театральной культуре одного из тюркских народов. Были казахи, теперь — якуты, через два года придет очередь башкир. Поэтому якутских постановок больше и в афише, и в моем выборе.
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала. «Все плывут и плывут облака…»
Режиссер Айдар Заббаров
Спектакль-гибрид — стихи выдающегося татарского поэта, страдальца и сидельца Хасана Туфана соединяются здесь со сценами из биографической пьесы Туфана Миннуллина — поставил один из самых молодых и одаренных представителей татарской режиссуры Айдар Заббаров. Судьба поэта трагична, судьба поэта — судьба народная. В наше странное время, когда полуофициально идет обеление личности Сталина, возведение тирана в статус «эффективного менеджера», молодой постановщик в компании с молодыми актерами ясно и просто высказываются на тему личности, семьи, таланта, по которым проехалась государственная репрессивная машина. Это не политическое высказывание, но экзистенциальное, выливающееся в близкие всем эмоциональные формы, трогающие зрителей всех возрастов.
5 июня, 15:00, Малая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Театр Олонхо. Республика Саха (Якутия). «Воительница Джырыбына» П. Ядрихинского-Бэдьээлэ
Режиссер Андрей Борисов
Андрей Борисов, замечательный якутский режиссер, долгие годы возглавлявший в Саха Министерство культуры и духовного развития, одним из главных дел своей жизни считает создание театра Олонхо. Признанное ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества олонхо — древнейшее искусство якутов, в советские годы почти исчезнувшее. Это эпический синтез шаманизма, мифологии, истории, театрального и музыкального искусства. Для того чтобы лучше понять наших северных братьев, их философию, культуру, мировоззрение, нужно хотя бы раз в жизни увидеть представление олонхо. «Воительница Джырыбына» — один из самых ярких спектаклей известного всему миру коллектива, эпос о девушке-воительнице, обладающей богатырской силой и волшебными способностями.
5 июня, 19:00, Большая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева. «Шия» по пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
Режиссер Сергей Потапов
Поставленный якутским режиссером Сергеем Потаповым в казахском театре спектакль по русской классике примечателен тем, что все три его национальные составляющие представлены в равной и эстетически содержательной мере. Странный, необычный для европейского сознания образ театрального мышления режиссера множится потрясающей энергетикой и профессиональной вышколенностью актеров, и все это направлено на вскрытие новых смыслов в известной всем пьесе. Текст «Вишневого сада» местами сильно урезан, местами перекомпонован и играется в несвойственной психологическому театру манере, но так и должно выглядеть актуальное в XXI веке прочтение Чехова.
6 июня, 18:30, Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина
Саха академический театр им. П. Ойунского. «Пробуждение» С. Барановой-Сергучевой
Режиссер Сергей Потапов
В родном театре Сергей Потапов выступил в несвойственном ему ранее формате камерной, психологической, малофигурной драмы. История брошенного всеми старика, угасающего в приюте, и его соседей превращается в метафору мира, вставшего с ног на голову. «Пробуждение» — важный этап в творческой эволюции одного из самых актуальных и своеобразных театральных режиссеров России, сильно отличающийся от привычных его работ, сценических манифестов и эпических полотен. Это нарочито тихий спектакль и очень личная, почти исповедальная история.
6 июня, 19:00, Большая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген». «Сумасшедший Муклай» П. Ойунского
Режиссер Сергей Потапов
На исходе 1920-х годов, не сговариваясь и вряд ли будучи знакомыми с творчеством друг друга, три ведущих национальных драматурга СССР — татарин Карим Тинчурин, украинец Микола Кулиш и якут Платон Ойунский — создали три выдающиеся пьесы о разочаровании народов Советской России в идеях революции: «Без ветрил», «Народный Малахий» и «Сумасшедший Муклай». Все они вскоре после этого будут растерзаны в застенках НКВД. Хакасский спектакль — дань памяти самому младшему из этой великой троицы. И это вновь Сергей Потапов и его личный вклад в действенное сохранение памяти о трагических страницах прошлого. Рассказ о маленьком человеке, желавшем справедливости, а попавшем в жернова истории, звучит грозным предостережением настоящему.
7 июня, 14:00, Казанский государственный театр юного зрителя
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала. «Без ветрил» К. Тинчурина
Режиссер Георгий Цхвирава
Это одно из самых значительных драматических произведений на татарском языке, жемчужина татарской классики. Изначально созданная в жанре сатирической комедии, сегодня «Без ветрил» читается как трагедия — и именно так ее увидел режиссер Георгий Цхвирава. Впервые за всю историю старейшего национального театра России приглашенный русский режиссер взялся за постановку татарской пьесы и сделал пронзительный и сильный спектакль о распаде нации, о вытеснении из жизни образованных, неравнодушных, успешных, думающих, о воцарении Хама, человека без корней, национальности, языка, обязательств, ответственности — гомо советикуса. Советов давно нет, а этот гомо по-прежнему жив-здоров и процветает. Что с нами не так? Цхвирава ищет ответ на этот вопрос.
7 июня, 19:00, Большая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. «Антигона» Ж. Ануя
Режиссер Фарид Бикчантаев
В силу разных обстоятельств Фарид Бикчантаев полностью сосредоточен на работе в собственном коллективе и крайне редко принимает приглашения других театров. Однако художественный руководитель дружественного театра Гафури Олег Ханов сумел настоять на приезде режиссера в Уфу. После долгих переговоров была достигнута договоренность о постановке «Антигоны» Жана Ануя. Спектакль уже стал главным театральным событием Башкортостана и привлек внимание экспертного совета «Золотой маски». «Антигона» в исполнении Бикчантаева похожа на многослойное полотно тонкой выделки — здесь бесполезно искать единственный смысл, прямое высказывание, четкую позицию. Бикчантаев подталкивает зрителя к активному сотворчеству, интерпретации действия, считыванию смысловых пластов различной глубины, что в свое время и принесло ему звание одного из главных представителей интеллектуального театра в России.
8 июня, 19:00, Большая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Театр R.A.A.A.M. (Таллин, Эстония). «Оборотень» А. Кицберга
Режиссер Сергей Потапов
«Оборотня» можно назвать плодом прошлого фестиваля «Науруз», на котором эстонский продюсер и куратор театра Мерт Меос увидел якутского «Тиита» по ранней трагедии Шекспира в режиссуре Сергея Потапова. Вообще, предыдущий «Науруз» в разы усилил востребованность Потапова, сделав его одним из самых плодовитых постановщиков постсоветского пространства. Возвращаясь же в Эстонию, следует понимать, что «Оборотень» Кицберга для этого прекрасного народа примерно то же, что для русских «Гроза» или «Голубая шаль» для татар. То есть самое известное произведение основоположника театра, имеющее стойкую репертуарную традицию. Синтез ставшей достоянием фольклора эстонской сдержанности и неукротимого якутского темперамента дал, вне сомнения, выдающийся, парадоксальный результат.
9 июня, 19:00, Большая сцена Татарского государственного академического театра им. Г. Камала
Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола. «Журавли» С. Монгуша
Режиссер Марина Идам
Далеко не все сегодня знают, что Тувинская Республика в годы Великой Отечественной войны не входила в состав СССР. Тем ценнее и благороднее подвиг тувинских бойцов-добровольцев, отправившихся на, казалось бы, чужую им войну. Спектакль Марины Идам — дань памяти своим героическим соплеменникам, многие из которых сложили головы на поле брани, — звучит особенно актуально в наши дни, когда победу в величайшей схватке в истории человечества некоторые общественные и политические деятели пытаются ограничить народонаселением сегодняшней России. Мы начинаем забывать, что наряду с русскими, татарами, евреями, чувашами против фашизма сражались грузины и украинцы, таджики и казахи, армяне и литовцы… Спектакль театра В. Кок-оола заставляет нас вспомнить строки про победу одну на всех, не имеющую цены и срока давности.
9 июня, 14:00, Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина
Подробнее о фестивале — на сайте театра им. Г. Камала
Фотографии: Татарский государственный академический театр им. Г. Камала