Burger
Движение навстречу. Пять причин пойти на выставку Moving Women в «Смене»
опубликовано — 11.03.2022
logo

Движение навстречу. Пять причин пойти на выставку Moving Women в «Смене»

Супергероиня из Дагестана, татарский баит и воображаемый город женщин в Швеции

С 19 февраля в «Смене» работает выставка Moving Women, посвященная женскому опыту. Кроме графики (портреты, постеры и плакаты) в нее включены видеоинсталляции, фильмы, гобелены, а еще — большая параллельная программа с кинопоказами и писательскими воркшопами. «Инде» побывал на открытии выставки и рассказывает, зачем на нее идти.



Поразмышлять о женской силе и субъектности

Две российские участницы выставки, Кристина Пашкова и Таус Махачева, переосмысливают женскую роль в патриархальном обществе. Кристина пользуется традиционным «женским» медиумом — текстилем и создает гобелены-дневники, вплетая туда впечатления и события дня, материалы, которые оказываются под рукой, и эмоции, пережитые в этот период жизни.

Таус Махачева родилась в Дагестане. В своей художественной практике она действует через альтер-эго — Супер Таус, героиню, обладающую огромной силой и способную преодолевать любые трудности. В одной из видеоработ Супер Таус ищет место для памятника двум дагестанским музейным работницам Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой. В начале 1990-х эти женщины спасли от похищения картину Александра Родченко «Абстрактная композиция». Супер Таус хочет увековечить имена этих двух героинь и идет с памятником на спине из Махачкалы в Москву, где устанавливает его в Московском музее современного искусства.

Мария Линд

кураторка выставки

Название Moving Women — это в том числе метафора соприкосновения зрителя с работами: по-английски moving значит как физическое движение, так и нечто эмоциональное — то, что психологически трогает тебя и приводит в движение.

Проект начался с программы кинопоказов шведских режиссерок от Шведского института в Стокгольме. Я хотела показать эту программу здесь, в Казани, но решила дополнить ее выставкой. Все это очень сильные индивидуальные работы, заявляющие о сегодняшнем или историческом положении женщин: от дневниковых гобеленов Кристины Пашковой и самоорганизации школы Фогельстад, которую изображает Оливия Плендер, до остроумных работ Таус Махачевой о ее альтер эго Супер Таус, где героиня борется с проблемами современного патриархального общества.

Узнать историю женских движений

Несколько работ на выставке посвящены феминистскому прошлому. Например, фильм Доры Гарсиа «Любовь с препятствиями» об Александре Коллонтай — первой женщине, которая стала министром и послом. Через письма и заметки Коллонтай исследуются ее идеи о трансформации отношений между мужчиной и женщиной — для своего времени это были радикально смелые высказывания, которые повлияли на следующие фемдвижения.

Фильм Петры Бауэр «Сестры!» рассказывает историю лондонской организации Southall Black Sisters, которая защищает права темнокожих женщин. В фильме показана повседневная работа активисток: встреча женщин, которым нужно убежище, переговоры с властями и сестринская солидарность.

Самая масштабная работа на выставке — проект Оливии Плендер, посвященный женской школе гражданских прав «Фогельстад». В 1922 году, когда женщины в Швеции получили право голосовать и избираться в парламент, группа активисток открыла школу, где женщины учились быть полноценными гражданками: изучали историю, политику, репродуктивное здоровье, осваивали профессии, которые раньше были им недоступны. Участницы жили в воображаемом городе Комтемотта — мире, где женщины не ограничены в своей социализации, сами строят общество и управляют им.

Мария Линд

кураторка выставки

На этой выставке очень важна категория времени: художницы принадлежат к разным поколениям, многие работы обращаются к прошлому. Последние 20 лет это сильная тенденция в современном искусстве в целом: смотреть на историю как на источник вдохновения, заполнять белые пятна в истории, по-новому интерпретировать прошлое, использовать его в качестве инструмента. История может быть очень актуальной в наше время, мы пересматриваем то, что было вчера, чтобы переосмыслить свое сегодня.

Познакомиться с гранд-дамой фемискусства Мари-Луизой Экман

Самая старшая и знаменитая участница Moving Women — шведская художница и режиссерка Мари-Луиза Экман. На выставке представлены десять ее шелкографий и плакатов, созданных с 1971-го по 2017 годы. Работы Экман наполнены отсылками к популярной культуре: постоянная героиня ее картин — «блондинка», которая находится в доме с ребенком. Стиль работ нарочито наивен, он напоминает одновременно поп-арт 1960-х и детскую книжную иллюстрацию.

Мария Линд

кураторка выставки

Если вы остановите случайного прохожего в Стокгольме и спросите, кого из современных художников он знает, скорее всего вам назовут Мари-Луизу Экман. Она известна в Швеции как художница и режиссерка — и кино, и театра. Например, в марте в Стокгольме будет премьера ее спектакля по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли» — особенность ее режиссерской интерпретации пьесы в том, что главных героев играют люди старше 70 лет.

Мари-Луиза Экман постоянно обращается к положению ребенка, девочки, которая чувствует себя одинокой во взрослом мире. На картине «В джунглях» (1979) мы видим эту девочку, она стоит под пальмой и горько плачет, у ее ног разбросаны игрушки, а вокруг бродят львы. Многие детали кочуют из работы в работу, художница постоянно обращается к женской проблематике: личная жизнь, взаимоотношения, дом и улица — иногда эти пространства смещаются, накладываются друг на друга, как в работе «Женщина-тень с ребенком и плитой».

В молодости Мари-Луиза Экман не называла себя феминисткой. Это поменялось, когда она стала первой профессоркой в Шведской Королевской художественной академии и своими глазами увидела, в каком положении находятся художницы. Тогда она стала манифестировать идеи феминизма. Здесь я хочу подчеркнуть, что в искусстве, обращенном к женскому, важна не всегда манифестация, но оптика и интенция, которые стоят за каждой конкретной работой.

Переосмыслить легенду о Сююмбике

Проект Яны Михалиной «Дело Сююмбике» сделан специально для Moving Women. Он исследует легенду о последней правительнице Казанского ханства Сююмбике и роль этого мифа в культурном коде современного Татарстана. Это двойная видеоинсталляция: на одном экране зритель видит, как с башни Сююмбике в Казанском Кремле сбрасывают платье, на другом — женщины с именем Сююмбике исполняют баит о царице с переводом на русский казанского писателя Дениса Осокина.

Дополнение к инсталляции — газета, отсылающая к одноименному печатному изданию (1913–1918), посвященному женскому вопросу. Истории, которые публиковались в оригинальном журнале, переведены на современный татарский язык.

Яна Михалина

авторка работы «Дело Сююмбике»

Я выросла в Казани, с именем Сююмбике и городской легендой о ней. Эта история кажется мне очень противоречивой: в исламе самоубийство считается страшным грехом. Я сфокусировалась на том, какую роль легенда о Сююмбике играет в современной татарской культуре, обратилась к историкам, фольклористам и психоаналитикам, которые помогли мне исследовать актуальность этого мифа.

Легенда актуализировалась в татарской культуре в XIX веке с формированием татарской национальной идентичности — Сююмбике стала самым ярким и эмансипаторным женским образом. Говоря об исламском феминизме, мы обычно упоминаем Северную Африку, но начало XX века — уникальное время в исламской культуре, когда много женщин, не только в больших городах, но и в маленьких деревнях, благодаря исламскому налогу закят могли получить образование. Татарские женщины занимались просвещением северных мусульманских народов, образовывали свои сообщества и налаживали международные связи. Я думаю, это очень вдохновляющий опыт для современного поколения мусульманок: у них есть своя феминистская эмансипаторная история, просто о ней сегодня мало говорят.

Поучаствовать в параллельной программе


Важная часть выставки — параллельная программа. До начала мая в «Смене» будут показывать фильмы, снятые женщинами: от биографии Астрид Линдгрен «Астрид» и истории первых чемпионок мира по хип-хопу «Марта и Ники» до фильма о сложных отношениях с матерью, страдающей психическим расстройством, «Девочка, мама и демоны» и репортажа из шведского провинциального города «Любители». Подробные описания всех фильмов и регистрация — на сайте «Смены».

15 марта в 19:00 «Любовь с препятствиями», Дора Гарсиа, Норвегия, Бельгия, 2020, 59 мин., 16+

17 марта в 19:00 «Сестры!», Петра Бауэр, Швеция, Великобритания, 2011, 72 мин., 18+

20 марта в 18:00 «Астрид», Кристина Линдстрем, Швеция, 2016, 90 мин., 12+

24 марта в 19:00 «Девочка, мама и демоны», Сюзанн Остен, Швеция. 2016, 92 мин., 16+

27 марта в 18:00 «Любители», Габриэла Пихлер, Швеция, 2019, 102 мин., 16+

3 апреля в 18:00 «За гранью мечты», Ройда Секерсез, Швеция, 2017, 90 мин., 18+

5 апреля в 19:00 «Любящие пары», Май Зеттерлинг, Швеция, 1964, 118 мин., 18+

8 апреля в 19:00 «Марта и Ники», Тора Мкандавире Мортенс, Швеция, 2016, 90 мин., 18+

12 апреля в 19:00 «Аниара», Пелла Когермананд и Хуго Лилья, Швеция, США, 2019, 106 мин., 16+

14 апреля в 19:00 «Девушка во фраке», Карин Сванстрем, Швеция, 1926, 121 мин., 18+

19 апреля в 19:00 «Братья Моцарт», Сюзанн Остен, Швеция, 1986, 109 мин., 18+

4 мая в 19:00 «Чартер», Аманда Кернелл, Швеция, Норвегия, Дания, 2021, 94 мин., 18+






А еще в параллельную программу входит экскурсия «Мир татарской женщины»: ближайшая пройдет 12 марта в 11:30, обещают провести еще — следите за расписанием.

Если вы хотите не только прикоснуться к феминистскому искусству, но и привнести в него что-то свое — можно поучаствовать в серии из шести воркшопов основательницы курсов женского письма WLAG в России Светы Лукьяновой. Участвовать могут все женщины старше 18 лет, с писательским опытом или без него. Тексты, написанные на воркшопе, войдут в зин «Женщины в движении». Ближайший воркшоп 12 марта. Участие бесплатное, но обязательна регистрация.