Спикеры научно-популярного лектория «Теории современности» отвечают на вопросы пользователей The Question
Первая встреча в рамках лектория «Теории современности» — совместного проекта «Инде» и «Смены» — пройдёт уже в эту субботу. Чтобы ближе познакомиться с лекторами и лучше подготовиться к восприятию новой информации, редакция «Инде» всю неделю смотрит видеокурсы социолога Виктора Вахштайна на «ПостНауке» (например про теорию познания в социологии и исследования повседневности) и читает блог философа Кирилла Мартынова. А ещё мы собрали для вас 10 самых интересных ответов лекторов на вопросы участников проекта The Question.
Виктор Вахштайн
кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, декан философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, главный редактор журнала «Социология власти»
«Режимы вовлечённости и эволюция человеческой коммуникации»
1. Откуда взялись правила этикета?
СПОЙЛЕР:
«На выбор: а) демократия; б) абсолютизм; в) ритуал; г) игра; д) повседневность. Таковы пять социологических ответов на вопрос „Откуда взялись правила этикета?“. При этом социологов никогда не смущало, что эти пять объяснений исключают друг друга, — куда больше учёных интересовала внутренняя логика своих объяснительных моделей».
2. Какие предпосылки были в обществе для появления социальных сетей? Или они появились случайно и только благодаря технологиям?
ТИЗЕР:
«Если верить нашим коллегам биологам и антропологам, то „прототипы“ всех существующих сегодня технологических инноваций — от социальных сетей до интернета в целом — легко обнаруживаются в животном мире».
3. Почему «стрелять» сигарету считается нормальным, а вот, например, жвачку или кусочек шоколадки — нет?
СПОЙЛЕР:
«Если бы шоколад был предметом массовой каждодневной потребности, его продавали бы в герметичных упаковках небольшими дозами. И тогда бы мы стреляли друг у друга шоколад».
4. Насколько теория «окна Овертона» научна и действительно ли можно, двигая «окно», влиять на общественное мнение?
СПОЙЛЕР:
«Инженер-электрик Джозеф Овертон никогда не хотел заниматься политической наукой. Собственно, он ею никогда и не занимался. Всё, чем прославился этот молодой человек (разбившийся в 43 года в легкомоторном самолёте), — умением делать деньги из политических убеждений».
5. Почему россияне переодеваются в спортивные костюмы в поездах дальнего следования?
СПОЙЛЕР:
«Одежда — один из самых простых способов „кодирования“ места. По мере того как 1990-е уходят в прошлое, спортивный костюм перестаёт быть частью фрейма публичного пространства: появление в нём на центральной улице города, скорее всего, приведёт к нежелательной для его носителя категоризации („быдло вылезло за пивом“)».
Кирилл Мартынов
кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ
«Шифропанки наследуют землю. Дарквеб как последний бастион нашей свободы».
1. Зачем Facebook ввёл новые смайлики вместо лайков и что это значит для публичной сферы?
СПОЙЛЕР:
«Короткий ответ на вопрос о том, почему Facebook „убил лайк“, звучит так: чтобы дороже продать свой товар — нас, пользователей».
2. Что такое постирония?
СПОЙЛЕР:
«Хорошим примером постиронии служат фильмы Уэса Андерсона. С одной стороны, они сделаны в несколько отстранённой манере и с эстетической точки зрения являются типично постмодернистским жестом, состоящим из цитат и условностей, а с другой, позволяют режиссёру высказываться о наивных, романтических и в конечном счёте серьёзных вещах — взрослении, любви и смерти».
3. Что было самым ужасным на лекциях по философии в вашем вузе? Как, по-вашему, ни в коем случае нельзя преподавать философию?
ТИЗЕР:
«Когда я в первый раз пришёл в аудиторию к студентам — это были автомеханики из одного московского инженерного вуза, — я чуть не совершил все ошибки сразу. Аудитория встретила меня насторожённо и почти враждебно. Это были тридцать парней с руками в машинном масле, в чёрных кожаных куртках и со стрижками „бокс“. Разговор о Платоне не зашёл».
4. К каким современным мыслителям и деятелям стоит прислушиваться, чтобы понять, что происходит в мире?
СПОЙЛЕР:
«Феминистка Наоми Вульф, биолог Ричард Докинз, философ Славой Жижек, историк Эрик Хобсбаум и ещё несколько человек».
5. Кто и когда объявил именно европейские ценности общечеловеческими? Почему не взяли за основу китайскую или индийскую культуру?
СПОЙЛЕР:
«Индия много веков была гигантской цивилизацией с индуистской и мусульманской культурой, центром мировой промышленности, в частности текстильной, и торговли. Но как раз в тот момент, когда на субконтиненте появились первые европейские торговцы и военные, Индия переживала эпоху кровавого внутреннего конфликта и была очень слаба».