Burger
Беги и смотри. Шесть фильмов, которые стоит увидеть перед Казанским полумарафоном
опубликовано — 01.10.2018
logo

Беги и смотри. Шесть фильмов, которые стоит увидеть перед Казанским полумарафоном

Классика английской новой волны, документалка, спродюсированная Терренсом Маликом, комедия о Роттердамском марафоне и еще три фильма о беге

7 октября в городе пройдет Казанский национальный полумарафон. За неделю до старта вы вряд ли успеете подготовиться к забегу на 10 или 21 километр, зато можете испытать себя на короткой дистанции — в нашем телеграм-канале сейчас как раз розыгрыш трех слотов на три километра. Бежать рекомендуем, предварительно погрузившись в контекст: кинообозреватель «Инде» Алмаз Загрутдинов выбрал шесть фильмов, для героев которых бег — это жизнь, смерть, смысл и даже повод для экзистенциального кризиса.


«Одиночество бегуна на длинную дистанцию»

реж. Тони Ричардсон (1962)

«Одиночество бегуна на длинные дистанции» — британский фильм режиссера Тони Ричардсона, снятый по одноименному рассказу Алана Силлитоу. Главный герой — молодой парень Колин Смит, которого отправили в центр для несовершеннолетних правонарушителей за мелкую кражу из булочной. Директор учреждения убежден, что тяжелая работа, дисциплина и легкая атлетика — лучшие средства для перевоспитания «трудных подростков». Вскоре директор замечает спортивный талант Колина и рассчитывает, что тот победит в соревновании между исправительными школами. Однако у подростка на этот счет свои планы.

Фильм Тони Ричардсона снискал славу одной из лучших картин о бунтующей молодежи. Образ одиноко бегущего по полю Колина стал иконическим практически сразу после выхода фильма. Бегущий герой — буквальная трактовка стратегии бегства от проблем, а длинная дистанция — образ самой жизни, в которой невозможно победить, потому что она насквозь пронизана авторитарной властью высших инстанций — семьи, начальников или надзирателей. В конечном итоге герой понимает это, как и то, что соревнования между двумя исправительными школами — не путь к свободе, а лишь еще одно проявление власти, направленное на его принудительное исправление.

«Выносливость»

реж. Лесли Вудхед, Бад Гринспен (1999)

«Выносливость» — документальный фильм о жизни марафонца, двукратного олимпийского чемпиона эфиопца Хайле Гебреселассие. Продюсером ленты выступил режиссер живописных фильмов «Древо жизни» и «Дни жатвы» Терренс Малик, поэтому в картине интервью с бегуном перемежаются захватывающими видами Северо-Восточной Африки. Условия сельской Эфиопии оказываются лучшими для тренировок будущего чемпиона, ведь герой только и делает, что бегает — с учебниками в школу, домой с кувшинами, наполненными водой, или перегоняет скот. Главный вывод из этого: бегуном, при наличии действительно важных стимулов, может стать каждый. При этом фильм, рассказывая историю успеха конкретного африканского ребенка, не опускается до уровня опостылевших мотивационных видео.

«Огненные колесницы»

реж. Хью Хадсон (1981)

«Огненные колесницы» — фильм о реальных событиях парижской Олимпиады 1924 года, на которой под флагом Великобритании в спринте сражаются еврейский студент Кембриджа Гарольд Абрахамс и шотландский миссионер Эрик Лиддел. Объектом наблюдения режиссера становится не спорт, а мировоззренческие, религиозные и классовые разногласия внутри британского общества. Фильм завоевал призы Каннского фестиваля и четыре премии «Оскар» (в том числе в номинации «Лучший фильм» в 1982 году). В 1995 году картина попала в список 45 лучших фильмов всех времен и народов, составленный к столетию кинематографа Папским советом по массовым коммуникациям Ватикана.

«Игры»

реж. Майкл Уиннер (1970)

Фильм Майкла Виннера — о жизни четырех бегунов, попавших на Олимпиаду в Риме в 1960 году. Молочник из Англии любит бегать, но его никто никогда не воспринимал всерьез, кроме старого хромого тренера, разглядевшего в нем талант; спортсмен-звезда из США всегда был больше занят девушками, чем спортом; легендарный бегун из Чехословакии Павел Вендек (его играет певец Шарль Азнавур) отошел от спорта, не любит бег, но приехать на игры его уговаривают партия и спецслужбы, которым важно отстоять честь Чехословакии в идеологическом противостоянии на Олимпийских играх. Наконец, есть австралийский абориген-самородок Джим, которого нашли и решили привезти на игры букмекеры. Через четыре истории Майкл Уиннер рассказывает о закулисье главного спортивного события мира — допинге, расовых предрассудках, политическом лобби и даже дедовщине. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, что за 50 лет ситуация ничуть не изменилась. Если предыдущие аргументы вас не убедили, то держите еще один: Элтон Джон написал к этому фильму теперь уже культовую композицию From Denver to LA.

«Марафон»

реж. Дидерик Коппал (2012)

Четыре друга живут в Роттердаме, работают в автомастерской и совсем не похожи на спортсменов: им под 50, они любят пиво, сигареты и азартные игры. Но когда их мастерская оказывается на грани банкротства, они решают погасить долги за счет выигрыша в знаменитом Роттердамском марафоне. Победить в престижном забеге им поможет тренер — хромой египтянин, недавно эмигрировавший в Европу. «Марафон» — увлекательная и легкая голландская комедия, с нехитрой моралью о том, что истинная воля творит чудеса, решает проблемы на работе и в личной жизни. Главное преимущество «Марафона» перед другими подобными фильмами — бесхитростная харизма неизвестных актеров и специфика Роттердамского марафона. В результате фильм дает ощущение веры в себя — возможно, именно это вам необходимо перед забегом в Казани.

«Беги, Лола, беги»

реж. Том Тыквер (1998)

Если бы Red Bull был фильмом, то это был бы «Беги, Лола, беги». Манни — курьер, работающий на бандитов, — теряет сумку с деньгами своего босса. Спасти Манни может только его девушка — Лола, но чтобы раздобыть потерянную сумму, у нее есть всего 20 минут. И тогда она пускается в погоню, кажется, за самим временем, смертью и судьбой. «Беги, Лола, беги» — культовая картина конца 1990-х годов, которая наряду с «Бойцовским клубом» и «Матрицей» выражала неврозы мира перед наступлением нового тысячелетия, когда о времени, его конце и скоротечности, кажется, думали все. Спортивная и быстрая Лола с развевающимися красными волосами стала таким же символом новой, агрессивной и распадающейся на части реальности, как Нео в черном плаще и поджарый Тайлер Дерден. Но если в двух других картинах множественная реальность прописывается на уровне сюжета, то режиссер «Лолы» Том Тыквер, рассказывая простую историю о поиске денег, снимает три отдельных фильма. В каждом из них — разные сценарии развития ситуации, в которую попала героиня, а объединяет их именно бег, становящийся символом времени, ритма, пространства и, в конечном итоге, самой жизни. И даже если в одном из эпизодов Лолу убьют, то уже в следующем она побежит вновь, ведь главная опасность — не пули врага, а остановка, которая и есть истинная смерть.

Что еще почитать о беге: