Экология и технологии. Портреты индейцев на деревьях, убивающее коронавирус солнце и другие примеры nagital art
27 июля в рамках лаборатории «Горожанин-ученый» прошла лекция «Совместимы ли экология и медиаискусство?». Ее ведущий, куратор и основатель международного фестиваля медиаискусства «НУР» Рашид Османов рассказал и показал, как медиахудожники работают с темой природы, на примере инсталляций мировых артистов. Делимся самым интересным.
Рашид Османов
куратор и основатель международного фестиваля медиаискусства «НУР»
Природа сама по себе прекрасна, это уже искусство. Когда мы добавляем медиа, она раскрывается совершенно под другим углом.
В медиаарте выделяется как самостоятельное направление nagital art (от английских слов nature и digital) — инсталляции, которые объединяют в себе природу и технологии. О них и пойдет речь.
Philippe Echaroux — Street Art 2.0
Индейцы Амазонии
Первый проект в подборке Рашида Османова посвящен вырубке бразильских лесов и бедственному положению проживающих в них индейцев. Проект сложился после знакомства художника Филиппе Эшару с вождем пострадавшего местного племени суруа Алмиром Нараямога Суруи.
Для привлечения внимания мировой общественности к проблеме Филиппе довольно необычно запечатлел портреты индейцев. Вместо баллончика с краской он использовал проектор, а вместо холста — леса Амазонии, среду обитания вымирающих племен. Использование деревьев в качестве проекционной поверхности впечатляет: мы отчетливо видим силуэт человека, а природные элементы композиционно сочетаются друг с другом.
Лектор отмечает, что технически проект настолько прост, что повторить его может каждый. Для этого достаточно взять черно-белую фотографию и спроецировать ее на густое дерево — например, у себя на даче.
PanGenerator — Elegy to a Meadow
Симуляция реальности
Интерактивная инсталляция была презентована на дубайской выставке Expo 2020 в павильоне Польши. Работа представляет собой набор травинок, которые создают ощущение луга. С помощью датчика, считывающего движение руки зрителя, луг наклоняется в ту или иную сторону, изображая ветер.
Художники задаются вопросом: придется ли человеку создавать технологические копии и симуляции природных явлений, когда они окончательно исчезнут из-за изменения климата и потребительского отношения, либо природа и технологии могут идти рука об руку?
Кари Кола — Moments
Сказочный водопад
О том, как будет выглядеть природа, если ее подсветить, задумался автор следующей инсталляции, художник по свету Кари Кола. С помощью световых приборов автор играет с акцентами. Например, ночью водная гладь перестает быть просто водой — окрашенная в разные цвета, она становится похожа на волшебную. Световую инсталляцию можно увидеть в ущелье Гильфенкламм — оно находится в североитальянской коммуне Ратчингс.
Сам художник описывает работу так: «Меня интересует свет не только в его художественной ценности. Все на планете основано на свете. Если я могу выбирать, я всегда буду работать с природой, потому что это лучшее искусство, которое у нас есть».
Maison Fibre
Экологичный дом будущего
Работа была презентована на 17-й Международной архитектурной выставке La Biennale di Venezia 2021. Проект исследует альтернативный подход к разработке и конструированию домов.
Maison Fibre перемещает зрителя в будущее, предлагая посмотреть на процесс создания экологичного и экономичного дома. Исследователи — участники проекта предполагают сократить количество использованных материалов в 50 раз. Согласно их концепции, каждый элемент постройки может быть выполнен всего лишь из пары килограммов строительных материалов благодаря «высоко дематериализованным структурам».
Тundra — The Day We Left Field
Хрупкий мир
Художники приглашают взглянуть на окружающую среду под другим углом и поразмышлять о тонком балансе человеческого и нечеловеческого. Зрители погружаются в жуткое воображаемое пространство, где преобладает чувство уязвимости — оно символизирует природу, живущую в замкнутом городском пространстве.
Инсталляция представляет собой высаженную на потолке траву, которую с разных сторон подсвечивают лазеры. Природный элемент в работе является равноценным соавтором произведения, художник никогда не знает, какой визуальный паттерн создаст инсталляция, так как все зависит от расположения, текстуры и скорости роста травы.
Alex Le Guillou — Ingenuous
Природа в восприятии машин
Художник Alex Le Guillou долгое время был очарован потенциалом устройства Lidar для 3D-сканирования пространства. Его исследование представляет собой медленное созерцание реконструкции природы машинами. В футуристичном изображении отсутствуют пространство, земля и воздух — есть лишь множество хаотичных точек, соединяющихся в предметы. Эти точки — то, как камера сканирует пространство.
Ingenuous — часть проекта Artificial Visions, визуально экспериментирующего с темами природы и органических процессов. И способ задуматься, как машины воспринимают нашу реальность.
Studio Roosegaarde — Urban Sun
Убивающее коронавирус солнце
Инсталляция Urban Sun была придумана во время пандемии. Она очищает общественные места от коронавируса с помощью ультрафиолетового излучения. Цель проекта — создать безопасное пространство, чтобы вновь объединить людей. Работа выполнена в минималистичной форме: оранжевый свет лампы падает на землю кругом, который похож на солнце.
После успешного запуска в Роттердаме Urban Sun отправился в мировое турне, в том числе [попал] на Орхусский фестиваль в Дании, в Музей дизайна в Атланте, США, и павильон Нидерландов на Всемирной выставке Expo 2020 в Дубае, ОАЭ.
Whispers — Light Society
Укрывная пленка, вентилятор и музыка
Инсталляция и тридцатиминутное шоу посвящены проблеме загрязнения мирового океана пластиком. Мощный звук, напоминающий разбивающиеся о берег волны, погружает зрителя в стихию моря и дает почувствовать на себе силу ветра. Проект обращается не к разуму человека, а к его ощущениям.
Обложка: Codaworx.com; 1 — Artsandculture.google.com; 2 — Pangenerator.com; 3 — YouTube; 4 — Itke.uni-stuttgart.de; 5 — YouTube; 6 — YouTube; 7 — YouTube; 8 — Codaworx.com