Пять причин пойти на выставку Ильгизара Хасанова «Натуральные числа»
Под конец мая в «Смене» открылась выставка Ильгизара Хасанова «Натуральные числа». Она состоит из 11 работ, структурированных двумя инсталляциями из десяти составных элементов. В основе экспозиции лежат несколько смысловых осей: диалектика между вечным и сиюминутным; знаком и жизнью; человеком, никогда не существующим как нечто зафиксированное, и вещью, которая однажды появилась и осталась навсегда.
Журналистка «Инде» Эндже Галимова поговорила с Ильгизаром и куратором выставки Ярославом Алешиным, а теперь рассказывает, как цифры обретают смысл, какую роль вещи играют в нашей жизни и почему стоит искать связи между предметами.
Найти неожиданные связи между предметами
В структуре выставки пересечения чисел, вещей и событий из жизни человека иллюстрируют инсталляции «Соль земли» и «Велосипедист». Каждая раскрывает один и тот же последовательный сюжет: движение от рождения человека к точке формирования памяти о нем.
Опорными элементами этой истории выступают четыре столба в центре выставочного зала, с двух сторон каждого из которых расположены фрагменты инсталляции, а их смыслы зеркальны. На торцевой стене вывешены предметы, которые замыкают повествование, образуя цикл. По внешнему периметру пространства выставлены работы художника, создающие параллельный нарратив через эффект отзеркаливания друг в друге.
Ярослав Алешин
куратор выставки
Выставка основана на истории про исчисления: в процессе мышления мы подмечаем свойства пространства и взаимосвязи предметов в нем, которые выражаются в простых цифрах.
Натуральные числа рождаются из самого строя вещей. Первой формой искусства является отпечаток ладони на стене. Число пять — первый знак, одновременно вмонтированный в наше тело и произведение искусства. Эти совпадения становятся началом акта концептуализации.
Понять, как работает искусство и как оно может помочь узнать самого себя
Ярослав Алешин
куратор выставки
Для искусства важна игра с [определенными] правилами. Здесь мы попытались раскрыть математическую метафору. Художественное произведение в любой форме — поле смыслов, заданное определенными векторами. От них можно отстраивать описание. Есть одна работа, вторая, третья и есть ты, который движешься среди них и, перемещаясь в этой системе координат, можешь в каждой конкретной точке и времени построить свои собственные смыслы жизни.
Все работы тут — немое кино, которое описывает те или иные эпизоды жизни Ильгизара. Для искусства в целом и для художника в частности важно не просто рассказать личную историю, но донести ее таким образом, чтобы из субъективной она могла превратиться в универсальную.
Послушать разговоры Ильгизара Хасанова и Рашида Тухватуллина
Художник и его друг Рашид Тухватуллин записали серию из четырех видеобесед в разных городских пространствах. Они говорят об абстрактных вещах: с чего все начинается и к чему приходит; о совпадениях и антиномиях в искусстве; бинарном и единичном; а также о том, что останется после каждого и почему все повторяется. Послушать диалоги можно прямо на выставке, остановившись в определенных точках и надев наушники.
Ярослав Алешин
куратор выставки
Это разговор об абстрактных вещах, но они, как и простые числа, оказываются значимыми. Их можно спроецировать на собственную жизнь или на другие контексты, например, культурные и общественные. Темы создают ощущение подвешенности: все как будто во сне, но имеет отношение к действительности.
Увидеть предметы из архива Ильгизара Хасанова
На выставке представлены работы художника, выполненные на разных этапах его творческого пути. Поэтому есть предметы и элементы, которые Ильгизар собирал и создавал годами. Например, велосипед — археологическая находка; часы 1960-х годов, висящие на торцевой стене. Из недавнего в экспозиции выставлены работа «Возвращение» и скульптура «Краснуха».
Ильгизар Хасанов
художник
У меня работы [вначале] собираются, а потом созревают в обобщение и проект, которые объясняют причинно-следственную связь [между ними]. Они даже во времени могут непоследовательно находиться, но в голове у меня лежат складно в одной ячейке.
Задуматься над тем, как вещи превращаются в идеи, а идеи — в память
По словам куратора проекта, вещь — это минимальная художественная единица в современном творчестве Ильгизара Хасанова. Чтобы стать произведением, предмет должен получить физическую автономию, законченность и эстетическое качество. То есть заключить в себе свой контекст или стать знаком, который не совпадает буквально с тем, что означает, а отсылает к тому. Поэтому выставка — также способ увидеть, какую роль в нашей жизни играют вещи и каким образом они определяют нас.
Фото: Даниил Шведов