Что снимают новые татарстанские режиссеры III
«Инде» продолжает следить за деятельностью местных кинематографистов, не разделяя их на профессионалов и любителей, и рассказывать о самых интересных проектах made in Tatarstan. В прошлых выпусках мы писали о нуаре на английском языке, мультфильме про Шаймиева и притче о мулле-экуменисте. За восемь месяцев, минувших с последнего обзора, в Татарстане запустилось еще несколько заслуживающих внимания предприятий.
Оксана Синчугова
23 года
Учится на четвертом курсе Казанского государственного института культуры. Курсовая работа Синчуговой, короткометражный фильм «Блудный сын», участвовала в конкурсной программе Шукшинского кинофестиваля и в Казанском Международном фестивале мусульманского кино — где победила в номинации «Лучший национальный короткометражный фильм».
Я учусь на режиссера неигрового кино в мастерской Алексея Барыкина. Первые полтора года мы изучали каноны школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Для меня, долгое время не способной определиться с профессией и попавшей в кино случайно, они стали открытием, новой реальностью, которая сломала устоявшиеся представления о людях, искусстве и жизни. Камера стала инструментом изучения мира — с ней я без опасений шла следить за бытом кладбищенских работников, вторгалась в находящуюся на грани распада семью, заходила в опустевший дом после похорон. Правда, фильмы из отснятого материала не получились, но зато я получила представление о пластике жизни.
Сейчас я на заключительном этапе монтажа документального фильма «Имагине». Главный герой — актер Олег Силахин. Мы встретились летом 2015 года: на одной из центральных улиц Казани я увидела Деда Мороза и задалась вопросом: что за человек надел этот костюм и почему ему легче взаимодействовать с людьми, будучи в образе? Уже потом я узнала, что он актер, бакалавр богословия, коммунист, отец двух взрослых детей, живущий в четвертом браке. Его жизнь состоит из репетиций в любительском театре, гастролей по местным ДК; раз в месяц он проводит игру «Что? Где? Когда?» в обществе слепых. Он живет с престарелыми родителями, убежденными, что сын не состоялся ни в жизни, ни в профессии. Олег Петрович на редкость оптимистичный, самодостаточный и эрудированный человек, при этом самый настоящий чудак. Мне кажется, оказавшись в обществе, ему удается каким-то удивительным образом обнажить сущность окружающих. Мне как режиссеру это его качество было наиболее ценно.
Страшно не оправдать собственных представлений о фильме, страшно соврать или неправильно истолковать действия героя. За год съемок я накопила огромное количество материала, но долго не могла набраться смелости, чтобы сесть за монтаж. Реалдок не предполагает съемочной команды. В «Имагине» я выступила одновременно режиссером, сценаристом, оператором и монтажером — вся ответственность за фильм на мне. Но этим летом я почувствовала непреодолимое желание рассказать эту историю. Фильм получился не таким, каким я его задумывала: это не душещипательная остросоциальная драма, а рассказ о сложном и по-настоящему ином герое. В итоге получилась трагикомедия. Я надеюсь на фестивальную судьбу фильма, хотя конкретных планов пока не строила. Задача-минимум — познакомить казанского зрителя с этим чудаковатым Дедом Морозом. Хотя, я убеждена, вы с ним уже виделись.
Тимур Садыков
42 года
Работает в сфере рекламы. Автор двух короткометражных документальных фильмов – «Миллениум» и «Тысячелистник» — и двух короткометражных игровых — экранизации рассказа сибирского писателя Виталия Сероклинова «Быстро» и мистической комедии «Как вызвать дьявола в домашних условиях». «Быстро» участвовал в фестивалях КМФМК в Казани и «Святой Анне», сейчас демонстрируется в Великобритании на British Short Movie Channel. «Как вызвать дьявола в домашних условиях» демонстрировался на фестивалях КМФМК в Казани в 2016 году, «КиТы» в Мариуполе и на фестивале христианского семейного кино CFFF в Ellington NY USA. В США фильм получил первую международную награду. В этом году фильм прошел международный фестиваль стран БРИКС — EFF BRICS.
Сейчас у меня в разработке несколько фильмов, но на активной стадии только веб-сериал про криминальные уличные группировки Казани восьмидесятых. Рабочее название – «До шестнадцати и старше». Проект дважды уже менял название, до этого были варианты «Братья» и «Короли». Всего будет восемь серий короче десяти минут, в каждой по одной законченной истории — общие у них только тема, атмосфера и город. Лейтмотивом станет история о двух братьях, попавших в разные группировки. Эта сюжетная линия откроет и подытожит сериал. Для сценария мы собирали реальные истории людей: что-то оставили как есть, что-то изменили в угоду цельности сериала.
Проект вырос из моих подростковых воспоминаний. Это в Москве и Питере восьмидесятые — время, когда задул ветер перемен и молодежные субкультуры вдруг стали массовым явлением. На периферии уличный криминал задавил всю свободу. Было страшно, гадко и серо. Мне показалось именно сейчас важным рассказать про то жестокое и страшное время, показать корни нашего страха, попытаться предостеречь нынешних молодых людей, особенно подростков, от их увлечения бандитской романтикой. Я хочу показать, что бандитизм не должен становиться образом жизни, поэтому мой фильм о его жертвах.
Главная сложность проекта в том, что это костюмная драма с местом действия в городской среде, которой больше нет. Нам предстоит работа по воссозданию той самой полуразвалившейся старой Казани, на улицах и во дворах которой и действовали бандитские подростковые группировки. Сделать это мы хотим с помощью компьютерной графики. В данный момент мы на стадии кастинга для первого тизера сериала. Первая часть кастинга проведена, мы отобрали четырех человек, на втором этапе доберем еще нескольких. Далее стартует кампания по сбору средств на производство сериала. Пилотная серия появится сразу в открытом доступе на YouТube.
Сергей Кофман
24 года
Магистр в области рекламы и связей с общественностью. Пилотная серия сериала «Скиталец», снятого для конкурса телеканала ТВ-3, — дебют Сергея в самостоятельных съемках.
Желание снимать появилось после университета. Я делал шутливые скетчи на свадьбу подруги, затем снял трехминутный фильм одним кадром на тему «Опоздавший» для поступления в Петербургскую школу нового кино. Проект называется «Кинодебют», он о том, как актер опаздывает на собственный показ. Но вообще этот год привнес судьбоносные коррективы в мою жизнь, после того, как я встретил Марата Гатина, который позвал меня поучаствовать в своей короткометражке — я был его ассистентом и мы вместе написали сценарий. После этого сомнений в своем режиссерском будущем не осталось. Тогда же мне на глаза попался конкурс от канала ТВ-3 «Сниму пилот!». Главный приз — возможность снять собственный сериал. Тут я и понял: пора!
Что вообще значит топовый русский сериал? Что это — «Нюхач», «Счастливы вместе»? К сожалению, в России полностью отсутствует культура сериалов. Даже заимствованные идеи реализуются без какого-либо энтузиазма, не говоря уже про местные сценарии про блюстителей порядка или семейные терки, тухло отыгранные второсортными актерами.
В моем «Скитальце» главный герой понес колоссальную утрату — у него умерла мать. Поход за гречкой оборачивается долгим путешествием. При этом «Скиталец» — не о любви или искаженном мировосприятии. Он про абсурдную действительность, ставшую для нас обыденностью. Другими словами, это сериал про Россию. Но именно в препарировании нашей повседневности мне видится польза этого сериала — потому что, будем честны, сериалы вообще пустая трата времени, если речь идет не о «Прослушке», «Кроликах» Линча или «Задержке в развитии».
Увы, мне не удалось в должной мере воплотить все сценарные задумки, и даже как-то неловко говорить об идейных вдохновителях, среди которых Линклейтер, Камю и Джек Лондон, но если вам понравилась пилотная серия, вы можете за нее проголосовать на чемпионате России по сериалам. Несмотря на то что пилот был больше проверкой своих возможностей, я надеюсь, что мне доведется снять вторую серию про поминки.
Фанис Камал
35 лет
Телеведущий, постановщик полнометражного фильма на татарском языке «Кара» (тат. «Җәза»), который демонстрировался во внеконкурсной программе XI Казанского кинофестиваля «Литература широким экраном». Руководитель студии MahmutFil.
Сейчас я работаю над исторической драмой «Калканлы Идел» («Итиль с щитом»), основанной на повести моего отца Захида Махмуди. Действие происходит во время взятия Казани в 1552 году. На сегодняшний день в татарском кино нет ни одного фильма о периоде Казанского ханства, да и вообще исторический жанр никак в регионе не представлен. Мне кажется, этот материал будет интересен всему тюркскому миру, что, в частности, может помочь в привлечении спонсорских средств, в том числе и из-за рубежа. В частных беседах с кинодеятелями я слышал: «Почему бы Татарстану не заявиться со своим продуктом на мировой арене?» Вот у нас именно такие амбиции.
Готовый сценарий мы представим профессиональному киносообществу и историкам из Академии наук РТ — они будут нашей первой фокус-группой. Все-таки в сюжете взятия Казани затрагивается скользкий национальный вопрос, и мы хотим обнаружить возможные спорные моменты еще до начала съемок.
После мы обратимся к руководству республики за финансовой помощью. Бюджет планируется немаленький, так как речь идет о двухчасовой полнометражной исторической картине, — мы ориентируемся на цифру 60 миллионов рублей. Съемки пройдут в Татарстане. Мы хотим привлечь к работе театры и Национальный музей, с которыми воссоздадим костюмы и декорации эпохи. По предварительному плану, съемочный процесс займет два года. Сценарий закончим к середине 2018 года. Далее, летом и осенью, мы хотим снять первый тизер с максимумом экшна и массовок, чтобы у нас был в руках материал, который мы сможем презентовать потенциальным спонсорам. Предварительный поиск мы уже начали, хотя эта работа продвигается сложно, потому что в татарстанское кино здесь мало кто верит — индустрии в республике нет, как и перспектив на широкий прокат, потому что киносети открыто говорят региональным режиссерам: «Ребята, без привлечения российской звезды прокат у вас не выйдет». А мне кажется, неправильно строить индустрию, снимая фильмы с приглашенными звездами.
Мы ведем переговоры с коллегами из других регионов, и здорово, что все хотят участвовать в проекте: в кадре должны быть лица разных национальностей. Известно, что оба войска были неоднородны: на стороне Ивана Грозного были русские, татары, чуваши и марийцы. Они же участвовали и в защите Казани — к примеру, мы хотим воссоздать лесные битвы марийцев с русским войском.
В качестве примера для подражания я привожу картину «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном. Но не в художественном плане (я не хочу, чтобы у людей были завышенные ожидания), а в качестве феномена. Он тоже посвящен локальному сюжету защиты шотландцами своей независимости и по поводу него говорили, мол, этот фильм будет интересен только шотландцам и в мировом прокате он провалится.
Моя мечта, чтобы руководство республики обратило внимание на многочисленные самодеятельные коллективы и режиссеров, у которых нет выхода к широкой публике. В республике точно должен быть национальный прокат — но для этого нужна политическая воля. Без проката не будет индустрии. Мне кажется, наш фильм может стать первым шагом в этом направлении.