Албасты, су анасы и юха: три образа и страшные истории к Хэллоуину от «Инде»
Снова Хэллоуин — снова все вспоминают нечисть. В прошлом году мы уже рассказывали, на каких ваших коллег похожи татарские мифологические существа, а в этом фантазируем, как в реальной жизни могли бы выглядеть су анасы, албасты и юха. Чтобы было не только красиво, но и страшно, вспоминаем жуткие истории, пересказанные исследователем и учеником Казанской духовной академии Яковом Кобловым в его «Мифологии казанских татар» 1910 года.
Тем более что в свое время Коблов и Каюм Насыри, на труд которого он опирался, изучали народные верования довольно передовым для рубежа веков методом — приезжая в деревни и записывая свидетельства своих современников (примерно так же «Инде» изучает Татарстан сейчас). А дополнить эти свидетельства современными уже для нас образами редакции помогла визажистка Галия Марфина*.
Албасты
Словом «албасты» в татарской мифологии называют духа, который притворяется стогом, елкой или большим возом. Он может напасть на человека, задавить его насмерть или выпить кровь. Похожий персонаж встречается и у других тюркских народов: в основном в виде женщины, так же способной обращаться в неодушевленные предметы. Тувинцы, например, представляли албасты с одним глазом во лбу и каменным либо медным носом — при этом без плоти на спине и с выставленными напоказ внутренностями. Похожим образом видели духа и казанские татары — но, судя по тексту Коблова, иногда албасты мог оказаться и обычный прохожий мужчина.
«Однажды, — рассказывает один ученик казанского медресе, — в месяц Рамазан ночью после ужина я лег спать. Во сне я видел, что иду в мечеть на молитву. Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились. Вдруг я увидел очень большого здорового старика нищего, который грубо подошел ко мне и начал меня давить. Давил он меня так сильно, что я не мог дышать. Я задыхался и терял сознание. Хотел, было, я закричать о помощи, но крик не выходил из горла; через несколько времени Албасты ушел и я, вскрикнув от испуга, проснулся. Я чувствовал себя измученным, усталым и на другой день захворал».
Другому герою, описанному Кобловым, повезло чуть больше:
«Ехал он зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обеим сторонам его идут два стога сена, а возле этих стогов что то светится.
Присмотревшись внимательнее, татарин ужаснулся, признав в стогах Албасты. Он начал погонять лошадь, но сколько ни ехал, никак не может проехать стогов со светом возле них. Убедившись окончательно, что его преследует Албасты, от испуга он еще сильнее погнал лошадь, но безуспешно. После двух-трех часов гонки он подъезжает к темному лесу, какого и не было в этой местности. Слышит звуки музыки, звон колоколов, отдаленные человеческие голоса, мычание коров, ржание лошадей и тому подобное. Еще сильнее испугался наш бедный татарин и с молитвой поехал дальше. А стога со светом не отстают от него ни на шаг, все сопровождают его. Посмотрел кругом, — те же стога и тот же свет около них. Теперь он потерял всякую надежду на избавление. „Нападет, — думает про себя, — Албасты и задавит. Ну, будь что будет!“
Лег он в кошевку и пустил лошадь на волю... Слышит, вдруг пропели петухи и моментально исчезли и два стога, и свет возле них. После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец он приехал в незнакомую деревню и не может узнать, где он. После долгих соображений догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал еще днем. Собрав последние силы, татарин поехал в свою деревню. Между тем уже стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы своих саней и вспоминал о своем ночном путешествии. Тут он оправился и, почувствовав свое освобождение от Албасты, благополучно приехал в свою деревню. От этого нападения Албасты татарин захворал и едва не умер. Если бы в ту ночь не пропели петухи вовремя, гибель его, вероятно, была бы неминуема».
Су анасы
Одна из самых известных персонажек татарской мифологии, расчесывающая волосы драгоценным гребнем до тех пор, пока его кто-то не украдет. Сто с лишним лет назад Яков Коблов описывал ее так: «то же приблизительно, что по русским легендам русалка», хотя сравнение это не совсем справедливо: объединяет их разве что жизнь в воде и озлобленность на людей. В то же время, по Коблову, «су анасы чаще других водяных существ является на берегу» — и, как следствие, контактирует с человеком.
«Одна су анасы явилась мельнику и просила его о том, чтобы он доставил ей человека. Когда мельник отказывался исполнить ее просьбу, она угрожала ему прорвать мельничный пруд. Действительно водяница несколько раз прорывала мельницу, и это было очень разорительно. Наконец, хозяин мельницы решился удовлетворить ее просьбу. Дав одному охотнику денег, он попросил его привести для водяницы мальчика. Однажды подкупленный охотник взял с собою 14−15-летнего мальчика и пошел с ним охотиться на пруд. Охотились они почти до вечера. Под вечер парень убил одну утку. Чтобы достать утку из пруда, он, по совету охотника, снял с себя платье и вошел по колена в воду. Вдруг мальчика не стало в воде. Он утонул, несмотря на то, что и плавать хорошо умел.
На другой день мальчика нашли мертвым вовсе не на том месте, где он упал. На этом основании предположили, что его унесла водяница. После этого случая та же водяница пришла поблагодарить мельника и даже приглашала его в гости к себе. Долго мельник не соглашался к ней идти в гости. Водяница начала являться по десяти раз в день. Волей-неволей мельнику пришлось согласиться идти в гости. Пред тем, как идти к ней, водяница предупреждала мельника, чтобы он на берегу реки закрыл глаза. Мельник решился исполнить и это. В одно мгновение он очутился в стеклянном доме под водой, где для него был приготовлен царский пир. Водяница угощала его, любезно с ним беседуя, как теща с зятем».
Юха
Так называется змей, превратившийся в девушку, либо девушка, превращающаяся в змею, — в зависимости от рассказчика. Яков Коблов связывает историю появления юхи с метаморфозами любой рептилии:
«От одного года до восьми лет [он] называется Хаят, от 8 до 100 лет называется Афги, от 100 до 1000 лет Аждага (дракон). Чем старше змей, тем он становится крепче и сильнее. <...> Змей Аждага редко встречается в населенных местах. Это происходит оттого, что столетнего змея, только что превратившегося в Аждага, по повелению Всевышнего Творца обыкновенно поднимает облако и уносит на какой-либо дальний остров, находящийся в Великом океане (Мухит дингез), где дракон и живет 1000 лет. Такой участи подвергаются только те Аждаги, которые немало наделали бед народу. По истечении 1000 лет Аждага превращается в Юху, которая имеет способность превращаться в человека и животных и в таком виде являться татарину».
Обычный человек при этом может даже выйти замуж за юху — только такой брак, конечно, не принесет ничего хорошего: бывшего жениха могут просто съесть. Девушку-змею при этом советуют определять по трем признакам: запах падали изо рта, отсутствие пупа и постоянная жажда. Кроме того, она не может быть в облике человека больше 49 дней — зато может превращаться не только в него.
«Один татарин рассказал следующее событие из своей деревенской жизни. В деревню часто приходила захудалая кошка. Эту кошку люди гнали от себя, и никто не хотел взять ее к себе в дом. На краю деревни жил один бедный мужик, у которого хворала жена старуха.
Увидев однажды кошку, старуха взяла ее с собой и принесла домой. Мужик прогнал кошку, но старуха под вечер опять впустила ее в избу. Когда хозяева дома заснули, кошка стала стучать и бегать по столам, по полкам и сталкивать вещи на пол. Мужик проснулся и разбудил своих сыновей. После этого кошка вдруг превратилась в змею. С испугу мужик стал будить старуху, но старуха не встала. Змея задушила мужика и его сыновей и ушла. Утром старуха встала и видит, что мужик и сыновья лежат на полу. Она стала их будить, но они были мертвы».
credits
Art director: @dindindominique*
Muah: @galiyamarfina_muah*
Ph: @sokolovaannn*
Models: @_karina_gabdullina*@alexandra_kabalina*
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена