Не только литература: автофикциональные практики в современном искусстве, кинематографе и театре
Под автофикшеном часто имеют в виду литературный жанр — тексты, основанные на личном опыте автора. В отличие от биографий и мемуаров, автофикшен не стремится к предельной точности изображаемых событий, на первом месте — чувства автогероя, процесс переживания опыта, часто травматичного, а также конструирование авторского «я» в процессе письма.
Однако практику работы с личным опытом и переживаниями применяют не только в тексте, но и в других медиумах: концептуальном искусстве, перформансе, кинематографе и музыке. На личных историях основаны некоторые работы режиссерок Шанталь Акерман и Греты Гервиг, художниц Луиз Буржуа, Никки де Сен-Фалль и Мэри Келли. В России к личному опыту обращалась художница Анна Самойлова в проекте «Немолоко», а казанская театральная площадка MOÑ проводит фестиваль автофикшен-спектаклей прямо сейчас — с 20-го по 28 февраля. Рассказываем, на какие нелитературные проекты, основанные на личном опыте авторов, стоит обратить внимание.
Справка: Термин «автофикшен» придумал французский писатель Серж Дубровский в 1977 году. Хотя черты автофикциональности можно найти и в более ранних текстах, расцвет жанра пришелся на рубеж XX и XXI веков. В 1997 году американская писательница Крис Краус выпустила роман I love Dick, в котором исследует собственную одержимость одноименным персонажем. В 2000 году вышел роман «Событие» нобелевской лауреатки Анни Эрно о подпольном аборте. Позже американская писательница Мэгги Нельсон выпустила «Аргонавтов» — текст, на личном опыте авторки рефлексирующий понятия семьи, беременности, родительства, сексуальности и гендерной идентичности.
В конце 2010-х и начале 2020-х годов на русский язык книги Эрно, Краус и Нельсон перевело издательство No Kidding Press, повлияв на популярность жанра в России. Примерно в это же время стали выходить автофикшен-романы, написанные на русском языке. Среди них: трилогия «Рана», «Степь» и «Роза» Оксаны Васякиной, «Рассказы» Натальи Мещаниновой, «Руки женщин моей семьи были не для письма» Еганы Джаббаровой и многие другие.
Искусство
«Все мое творчество последних пятидесяти лет, все мои темы вдохновили мое детство», — говорила французская художница Луиз Буржуа в 1983 году. Буржуа известна благодаря монументальной скульптуре в виде паука, копии которой украшают музеи по всему миру. Она посвящена матери художницы, от которой у Буржуа остались теплые воспоминания. «…Пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать», — объясняла художница.
Луиз Буржуа. Скульптура перед Национальной галереей Канады. Оттава, 1999 год
Более болезненной и при этом терапевтичной является ее другая работа — «Разрушение отца» (1974). Инсталляция выглядит как груда гипсовых предметов, символизирующих семейное застолье, во время которого дети расчленили властного отца. Осмысляя значение работы, Буржуа вспоминала: «Это, в сущности, стол, ужасный, пугающий семейный ужин во главе с отцом, который сидит и упивается господством. <...> Отец раздражался, глядя на нас, объясняя нам всем, какой он великий человек. Тогда, разозлившись, мы схватили его, бросили на стол, расчленили и съели».
Никакого расчленения в реальности, конечно, не было: отец Буржуа умер, когда ей было 40 лет. Однако работа демонстрирует сложные взаимоотношения между художницей и ее родителем, эмоциональную реакцию на его властный характер, выраженную в пространстве художественной галереи. Основываясь на собственных чувствах, Луиз Буржуа поступила так же, как многие автофикшен-писательницы: документировала не опыт, а его внутреннее переживание.
«Разрушение отца». 1974 год
Осмысление отношений с отцом можно найти в романе «Степь» Васякиной, в исповедальном стихотворении Сильвии Плат Daddy и в документальной поэзии Лиды Юсуповой. В искусстве такие произведения тоже есть: помимо Луиз Буржуа, своего отца «разрушила» художница Никки де Сен-Фалль. С 11 лет она подвергалась сексуализированным домогательствам с его стороны, а уже во взрослом возрасте сняла короткометражный фильм Daddy. В кадре художница направляет ружье на гипсовую скульптуру, напоминающую мужскую фигуру, к которой прикреплены баллончики с краской. С каждым выстрелом на скульптуре появляются новые пятна, красные и фиолетовые. В конце видео закадровый голос произносит на французском: «Папа мертв».
Если и Буржуа, и Сен-Фалль работают с прошлым, используя метафорические, фикциональные средства, то художница Мэри Келли буквально документирует свой опыт. Ее проект Post-Partum Document (1973–1979) представляет собой несколько работ, объединенных темой беременности и материнства Келли: снимки беременного живота, памперсы, распашонки, а также отсылки к психоанализу. Работу Келли можно рассмотреть в контексте автотеории, которую исследовательница Лорен Фурнье связывает с автофикшеном и определяет как «практику взаимодействия с теорией, укорененную в личном телесном опыте».
Для русскоязычных художниц личный опыт тоже является материалом для творчества. В 2022 году в ММОМА прошла выставка Анны Самойловой «Немолоко», посвященная беременности художницы. Главный экспонат — одеяло, каждый лоскут которого отражает этапы изменения тела (цифры на весах, изображения живота), а также фигуры рожениц — символ славянской мифологии, обозначающий женщину, которая рожает еще одну женщину. В одеяле Самойловой соседствуют личный опыт как документ и его осмысление через поиск репрезентации этого опыта в пространстве символического.
Проект «13.31» художницы Вари Кожевниковой, тоже на тему материнства (в нем она играет с дочерью в игру «что, если бы я была тобой»), на первый взгляд может показаться исключительно документальным — во многом из-за восприятия фотообъектива как предмета, фиксирующего, а не переосмысляющего опыт. Однако в условиях, заданных к моменту съемки, уже произошло перформативное действие, исследование «я» авторки: героини проекта, Варя Кожевникова и ее дочь Лера, менялись не только одеждой, но и ролями. Эта серия, глубоко укорененная в личном опыте и затрагивающая вопрос о субъектности, сопровождается комментарием Леры: «Я съела свою мать». О похожем ощущении пишет Анни Эрно в автофикшен-романе «Событие»: «...Я убила в себе свою мать».
Термин «автофикшен» к своим работам применяет художница Тата Гориан. В своих проектах она часто конструирует альтернативные сценарии из жизни. Например, на перформанс «Молочный бар Avent» Гориан вдохновили разговоры с матерью, которая, каждый раз поздравляя художницу с днем рождения, вспоминала, сколько детей у нее самой было в этом возрасте. Во время перформанса Гориан готовила блины и коктейли из грудного женского молока. Художница также использовала автофикшен-практики для написания текстов: ее рассказ «Молоко» можно прочесть тут.
На границе между искусством и жизнью работает и Алиса Горшенина. Работы художницы — часто это костюмы и маски, отсылающие к фольклору Урала, где родилась Алиса, — служат средством для создания художественного «я», конструирования субъектности художницы. Свое творчество она называет «самоискусствлением», то есть обращением действительности в произведение. «Мое творчество — самая полная биография, которую я смогла написать», — считает Алиса.
Кинематограф
Автодокументальные практики можно найти в личной документалистике — например, в фильмах-автобиографиях или дневниковом кино. Однако, в отличие от автодокументального произведения, автофикшен подразумевает не фиксацию события, а работу на границе между документальным и постановочным. В таком пограничном положении находятся фильмы режиссерки Шанталь Акерман: даже в игровые картины она вкладывала много биографического, вписывая в образы героев черты близких.
Одна из центральных тем в творчестве Акерман — отношения с матерью. Этому посвящена ее книга «Моя мать смеется», вышедшая на русском в издательстве No Kidding Press. Акерман родилась в еврейской семье, ее мать пережила Холокост, о котором никогда не рассказывала. Из этой темы прорастают мотивы, к которым Акерман обращается в своих фильмах. Например, тема непроговоренности является ключевой для последней работы режиссерки No Home Movie, где кадры уличной жизни мешаются с фиксацией жизни ее матери. «Сделано это так, словно 86-летняя мать Шанталь удаляется от реальности на бесконечно далекое расстояние», — писал кинокритик Денир Курбанджанов.
Еще один важный образ творчества Акерман — дом как тюрьма. Главная героиня фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» — мать-одиночка и секс-работница — проводит все время в квартире. Убийство мужчины, который к ней приходит, дарит неполное освобождение: героиня все еще не понимает, что делать. Тема тюрьмы звучит и в «Пленнице», которую Акерман сняла по роману Пруста. По сюжету главный герой Марсель запирает возлюбленную Альбертину в квартире. Ей удается бежать, но этот побег и есть смерть. Объясняя интерес к восприятию дома как тюрьмы, Акерман говорила: «Тюрьма идет от лагерей, поскольку моя мать была в лагере, она усвоила этот опыт и передала его мне».
Шанталь Акерман. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»
Шанталь Акерман. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»
Среди голливудских режиссеров и режиссерок, работавших с личным опытом, — Грета Гервиг. Она признавалась, что события, показанные в ее фильме «Леди Берд» 2018 года, не происходили в ее жизни, однако «в нем есть ядро истины, которое резонирует с тем, что она знает». Режиссерка рассказывала, что давала актерам и съемочной команде свои школьные альбомы и фотографии, а также устроила тур по родному городу.
Еще один пример — сценарист и режиссер Чарли Кауфман. Его фильм «Адаптация» (2002), хотя и основан на книге «Похититель орхидей» Сьюзен Орлеан, посвящен творческому кризису самого Кауфмана. В 1990-х он работал над сценарием для кинокомпании Columbia Pictures, однако так и не смог его закончить. А вместо этого написал сценарий о работе над сценарием, который и лег в основу «Адаптации».
В советском кинематографе тоже есть фильмы, которые можно назвать автофикциональными. Повествование в «Зеркале» Тарковского лишено привычного сюжета и разворачивается вокруг воспоминаний и снов героя фильма, поэта Алексея. Нелинейность сюжета и работа с памятью, а также попытка вписать историю семьи в мировой контекст — эти же черты можно наблюдать в романе «Памяти памяти» Марии Степановой, чей текст тоже нередко относят к автофикшену. А об отстранении от собственного реального «я» и внимании к внутренним ощущениям, сопутствующим пережитому опыту, писал сам Тарковский в своих дневниках: «В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».
Андрей Тарковский. «Зеркало»
Андрей Тарковский. «Зеркало»
Среди недавно вышедших российских фильмов отдельно хочется выделить «Один маленький ночной секрет» (2022), исследующий, помимо прочего, тему сексуализированного насилия над детьми внутри семьи. Его сценаристкой и режиссеркой выступила Наталья Мещанинова. В 2017 году она выпустила автофикшен-книгу «Рассказы», в которой описала опыт взросления в дисфункциональной семье и пережитое насилие со стороны отчима. И хотя нельзя сказать, что фильм полностью повторяет биографию режиссерки, сама Мещанинова признавалась: «...Это моя история. Это то, откуда я родом».
Театр
Российские режиссеры обращали внимание на автофикшен как литературный жанр и пытались ставить такие тексты на сцене. Например, Элина Куликова адаптировала романы «Рана» Оксаны Васякиной и «Современная природа» Дерека Джармена для театра, обе премьеры прошли в Центре Вознесенского. Однако эти спектакли правильнее будет назвать адаптациями, нежели автофикшеном в его классической интерпретации.
Автофикциональные практики в российский независимый театр пришли примерно тогда же, когда и в литературу. Одна из популяризаторок автофикшена в России и создательница литературного журнала «Незнание» Арина Бойко написала пьесу «Стопроцентная любовь огонь страсти полноценных желаний отношений к тебе от меня», которую отметили отборщики фестиваля «Любимовка» в 2017 году. В основе сюжета — переписка двух студенток о сексуальности, дружбе, музыке и всем на свете. Фестивальную читку срежиссировала Наташа Зайцева.
Постановка «Аэлита. Инвентаризация» Аэлиты Садретдиновой посвящена отношениям авторки с ее отцом, а также размышлению о памяти и семье, гендерной и колониальной проблематикам. Личная история здесь вновь вписывается в более широкий, исторический контекст. Еще один спектакль, посвященный семейной истории, — «Все как у всех» Красноярского ТЮЗа. Во время действия артистка Елена Половинкина рассказывает о себе, родителях и предках, а также передает воспоминания своей мамы о военном детстве, голоде и взрослении. Постановка получила две номинации на «Золотую маску».
И «Аэлита», и «Все как у всех» поставили в 2023 году. Пожалуй, именно этот год стал если не знаковым, то насыщенным для автофикшена в театре: появились не только спектакли, но и тексты и курсы, исследующие автореферентность и обучающие работать с ней в театральном пространстве. Весной веб-зин Autovirus вместе с театральной школой Karavaev Lab запустили курс, участники которого учились совмещать практики письма и актерского мастерства, чтобы создавать автофикшен-тексты и ставить их на сцене. А в сентябре Артем Томилов написал большой и, кажется, первый русскоязычный текст об автофикшене в театре: в нем, помимо осмысления перформативности «я», можно найти список автофикшен-проектов, в которых участвовал режиссер.
Посмотреть автофикциональные спектакли в Казани можно на фестивале «Мой MOÑ» c 22-го по 28 февраля. В программе — шесть постановок: танцевальные соло-перформансы «Венера-1» и «15 172», рефлексия Нурбека Батуллы, Сугдэра Лудупа и Ислама Валеева над отношениями с отцами «Әңгәмә / Диалог», сценическая адаптация книги Радмилы Хаковой «147», спектакль о работе актрис «Прима» и инклюзивный проект Бориса Павловича «Смена формата». Фестиваль сопроводят лекции и специальные события, которые можно посетить бесплатно. Их полное расписание — здесь.
Обложка: Анастасия Острикова; фото: 1 — Chitai-gorod.ru; 2 — Labirint.ru; 3 — Labirint.ru; 4 — Shop.seance.ru; 5 — Vk.com; 6 — Wikipedia; 7 — Thesketchline.com; 8−14 — Tate.org; 15−21 — Анастасия Острикова; 22−27 — Varyakozhevnikova.com; 28−29 — Шанталь Акерман. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080»; 30−34 — Шанталь Акерман. «Пленница»; 35−38 — Андрей Тарковский. «Зеркало»; 39−46 — Наталия Мещанинова. «Один маленький ночной секрет»; 47−51 — предоставлены MOÑ; 52−54 — Ktyz.ru; 55-57 — Monkazan.ru