Burger
Искусство, краеведение и музыка — о чем рассказывают подкасты студии «Большая Красная»
опубликовано — 28.05.2024
logo

Искусство, краеведение и музыка — о чем рассказывают подкасты студии «Большая Красная»

«Большая Красная» кнопка записи

Можно сказать, что студия и лейбл подкастов «Большая Красная» появились случайно. К 2022-му их основатель Михаил Остудин уже десять лет успешно занимался языковой локализацией и озвучкой разных проектов в собственной компании «Юнивойс». А идея сдавать в аренду помещение и записывать свои шоу возникла по большей части оттого, что нужно было компенсировать убытки из-за санкций, сильно ударивших по бизнесу. В итоге за два года «Большая Красная» запустила несколько аудиопроектов, в том числе и с нами. А параллельно с этим — новый проект «Крот Казанский» о локальной истории Татарстана и всего Поволжья.

Мы поговорили с Михаилом о том, как родилась идея открыть «Большую Красную», чем может быть интересно краеведение и конкурентоспособны ли региональные подкасты относительно московских.



Михаил Остудин открыл компанию по локализации «Юнивойс» в 2012 году. И если условный «Кубик в кубе» или «Невафильм» переводили иностранный контент на русский, то «Юнивойс» взялся делать наоборот — к примеру, озвучивать документальные программы канала «Моя планета» на английском, хинди, латиноамериканском испанском и бразильском португальском языках. Но в 2022 году Михаил и его команда оказались в тревожном состоянии — российские банки отключили от платежной системы SWIFT, а студия не понимала, как работать в новых условиях и выплачивать гонорары иностранным подрядчикам. В «Юнивойсе» даже всерьез задумались об открытии цеха по заготовке овощей для общепита — команда работает в здании бывшего салона красоты, где еще остались краны и раковины. Но возникла идея получше: компенсировать затраты и потери, сдавая в аренду студию звукозаписи, и одновременно с этим заняться подкастами.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Мы делали [подкасты], чтобы, во-первых, ребят из команды занять — в депрессивное время сидеть без дела было глупо. А во-вторых, чтобы научиться этому на собственных ошибках, так как у нас на тот момент был очень скромный опыт в области подкастинга.

Студия звукозаписи заработала уже в апреле 2022-го. Михаил рассчитывал, что она окупится через два года, однако получилось даже быстрее — отчасти благодаря оборудованию, которое уже было у «Юнивойса». Докупать пришлось разве что видеокамеры, но записью «Большая Красная» занялась не сразу.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Зарабатывать аудиозаписями получится только копейки. Мы стали учиться снимать, выставлять свет. Обросли техникой, сделали звукоизоляцию и собрали стеллажи с книгами на фоне. Появление видео принципиально все поменяло. Вскоре студия стала приносить деньги, но вышла в плюс только через год.

«Большая Красная», как ни парадоксально, располагается совсем не на Большой Красной, но очень близко — на Гоголя, 27а. И название, конечно, напрямую связано с улицей. По первой теории, в этом районе была Красная слобода, образовавшаяся в XVII веке. По второй — здесь жили мастера галантерейного, или «красного», товара, то есть производители аксессуаров: сумок, бижутерии, перчаток, кошельков, карманных зеркалец.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

«Большая Красная» — название сильное, да еще и с краеведческим подколом, потому что кажется, что оно [появилось] с революционных времен. Была улица Большая, была улица Красная, потом они слились в этом районе. Тут и преемственность, и географическая привязанность. И кнопка записи тоже большая красная — вот так все совпало.

Запускаясь, мы понимали, что открыть студию и просто сидеть — глупо. А я — принципиальный противник рекламы. Безусловно, если ты открываешь шаурмечную, есть смысл раздавать людям листовки. А в локализации мало конкурентов. Еще на тот момент у нас с товарищами уже был музыкальный проект «Казанализация» — мы вели канал в Telegram и делали подкасты. Поэтому, чтобы и не ждать [сложа руки], и не выбрасывать кучу денег на рекламу, решили заодно основать лейбл, в котором сразу же завели несколько подкастов. Одновременно с нами открылась другая студия звукозаписи, московская франшиза. Они запустили рекламу на радио, а через полгода закрылись, потому что, как мне кажется, не озаботились движухой вокруг своей студии.

Сейчас в пуле лейбла «Большая Красная» — семь подкастов собственного производства на темы современной культуры, искусства, истории и краеведения:

«Х*ярмарка» от одноименной казанской ярмарки иллюстраторов
«Казанализация» о музыке и музыкантах из Казани и Татарстана
«Большая синяя» о городской барной культуре
«Мои университеты» о писателях республики и не только
«Бутылка Клейна» о местных поэтах
Сказочный подкаст-аудиогид «Камушки с берегов Казанки»
«Электричка „Казань — Аэропорт — Казань“» для пассажиров электрички одноименного маршрута

Как шутит Михаил, когда какое-нибудь издание делает подборку татарстанских или казанских подкастов, в результате оказывается, что большая их часть выпущена лейблом «Большая Красная». Однако пока работа объединения стоит на паузе. Во-первых, как говорит Остудин, появилось много коммерческих записей. Во-вторых, проекты лейбла делаются энтузиастами — среди них нет ни одного, который был бы заказан крупным брендом, и их тематика определяется тем, что интересует саму студию и подкастеров. К тому же пока самая слабая сторона «Большой Красной» — отсутствие продюсеров, которые бы готовили сценарии, контент-план и организовывали записи.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Практически всегда это у нас так: сели — записали. Это и в выпусках заметно — некоторые из них получаются скучными. Организованная работа — та планка, которую мы, к сожалению, пока не успели взять.

В-третьих, основные силы продакшена «Большой Красной» сейчас сосредоточились на «Кроте Казанском» — проекте о локальной истории Татарстана и Поволжья, частично финансируемом из Фонда президентских грантов. «Крот» выходит и в аудио-, и в видеоформате, а в соцсетях команда проекта публикует посты о своих исследовательских находках. В будущем в довесок к прочему команда планирует сделать интерактивную карту Татарстана с краеведческими точками интереса. Кстати, благодаря «Кроту» новые клиенты приходят в «Юнивойс» за озвучкой. А собственный интерес студии рождает много идей для аудиогидов — особенно железнодорожных.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Я нашел кучу всякой интересной информации, особенно про период Гражданской войны. Чего там только не было на железнодорожной ветке [которая идет в сторону Юдино]. И сумасшедшие взрывы на пороховом заводе из-за того, что кто-то бросил бычок около вагона со снарядами. И загадочное убийство революционера Олькеницкого на станции Займище. И засада террориста Бориса Савинкова в районе станции Обсерватория. И сожжение в Раифе красноармейцев, которые пришли искать белых офицеров. И в Юдино была жуткая авария — один поезд врезался в другой. Я начитался мемуаров — они жутко интересные, там тарантиновские сюжеты. Меня сейчас очень эта тема занимает, к тому же период Гражданской войны у нас обычно обходят стороной.

Как правило, подавляющее большинство успешных российских проектов работает в Москве, и подкаст-индустрия не исключение. Из региональных студий московским составляют конкуренцию разве что лейблы «Послушайте!» из Екатеринбурга, «Богема» и «Две дорожки» из Санкт-Петербурга. На этом фоне конкуренция с московскими коллегами кажется невозможной — но у Михаила другой взгляд.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Если у человека есть голова на плечах, то какая разница, где он находится, чтобы делать хороший контент? Другой вопрос, может ли заказывать и поддерживать подкасты региональный бизнес, потому что это специфический формат. У него небольшие охваты и маленькая, но увлеченная аудитория.

За годы работы студии «Юнивойс» Михаил заметил странную закономерность: ее работу в республике не замечали, а клиенты приходили из других городов и стран. Даже когда нужно было сделать контент про Казань и Татарстан — обращались к иногородним подрядчикам. И только после раскрутки «Крота Казанского» ситуация изменилась, а про «Юнивойс» и «Большую Красную» стали узнавать и местные.

Михаил Остудин

основатель студии и лейбла подкастов «Большая Красная»

Мы не жадные и не гордые. Мы альтруисты в каком-то смысле. Во-первых, я бы не назвал себя большим экспертом. Во-вторых, пока нет сил на то, чтобы сделать лекции, просветительскую программу, как делают «Две дорожки». Или день открытых дверей. Не сказать, что я гонюсь за длинным рублем, — я гонюсь за интересными проектами.

Фото: Виталий Киселев, Гульназ Загидуллина