«Дебаркадер-30» в Набережных Челнах: выставки, библиотека и лекции на переосмысленной камской пристани
Единственный сохранившийся в Набережных Челнах деревянный «Дебаркадер-30» попал сюда в конце 1970-х из Городца Нижегородской области. После распада СССР плавучая пристань несколько раз переходила в частные руки: здесь пытались открыть то ресторан, то кальянные, но до обещанной реставрации так и не дошли.
В 2023-м «Дебаркадер-30» выкупил Тагир Сунгатуллин — генеральный директор дорожно-строительной компании «РБР 16» и депутат горсовета Набережных Челнов, — и тут заработала культурная программа «Кама близко». Мы поговорили с ее продюсером Юлией Ахметзяновой и куратором Зульфией Илькаевой о том, как новая институция открывает город с новой стороны, переосмысляет пространство самого дебаркадера и создает в Челнах современное искусство.
Благодаря расположению на реке через Челны давно перевозили товары со всей Камы — годом начала судоходства в районе нынешнего города считается 1849-й. В советское время по воде сюда прибывали будущие строители Нижнекамской ГЭС и КАМАЗа. Вокзал-пристань «Дебаркадер-30» был не единственным в городе, но другие два, к сожалению, не сохранились.
Как отмечает междисциплинарная художница Зульфия Илькаева (кураторка первой выставки на дебаркадере «Стечение»), после строительства КАМАЗа город начал «смотреть на себя однобоко». Поэтому главная цель культурной программы «Кама близко» — открыть другие смыслы и образы, связанные с Набережными Челнами и их расположением на воде. Отсюда же, к слову, и появилось название, отражающее открытие реки — городу, а челнинских камских художников — российскому арт-сообществу.
Зульфия Илькаева
куратор выставки «Стечение»
Людям привычно называть себя по географическому принципу — уральцами, челнинцами. Но река остается незамеченной, хотя благодаря ее присутствию город развивается иначе. Поэтому мы начали по-новому раскрывать термин «камский человек» и дали художникам новое определение себя.
Как арт-пространство «Дебаркадер-30» открылся в апреле 2024 года выставкой «Стечение». Ее курировали Зульфия Илькаева и пермская художница и кураторка Любовь Шмыкова. В экспозицию попали работы 14 художников из разных камских городов — собственно, самих Набережных Челнов, а также Елабуги, Менделеевска, Перми и деревень Муважи и Атсуярово Башкортостана и Удмуртии соответственно.
Зульфия Илькаева
куратор выставки «Стечение»
Пристань — место, которое соединяет города кораблями. Но мы создали другие связи, культурные, — с помощью художников. Это была авантюра, ведь Челны, честно сказать, на культурной карте пока еще никак не обозначены. Поэтому для нас было важно, чтобы художники именно приехали в город, а не просто отправили свои работы.
Привезти художников было важно и для обмена опытом, и для оценки потенциала «Дебаркадера-30». В выставке участвовали пермские авторы, чей опыт и бэкграунд оказались особенно полезны: в 2008-м выставочный проект «Пермская культурная революция» сильно изменил ландшафт современного искусства в городе, а открывшийся в результате PERMM стал одним из главных музеев совриска в России. Интересно, что он тоже начинался в здании речного вокзала.
В Набережных Челнах с 1980 года работает картинная галерея имени Г.М. Хакимовой, а выставками совриска занимается платформа «Метро», но все-таки это не их основной профиль. На дебаркадере же, как говорит Илькаева, кураторам хотелось показать актуальное челнинское искусство во всех его формах. Поэтому они пригласили художников, работающих с разными медиумами: живописью, звуком, инсталляцией, объектами, графикой. Экспозиция, которую планировали демонтировать через месяц, в итоге проработала два. А каждый слот регистрации на 30 человек закрывался желающими за час.
Еще во время «Стечения» было ясно, что в следующих проектах должны участвовать челнинские художники. «Кама близко» через опен-колл отобрала десять авторов для будущей выставки, которой предшествовали месячная лаборатория и интенсив от куратора Артура Голякова. Так как будущая экспозиция должна была раскрыть местную художественную сцену, требования к участникам оказались менее строгими, чем у других российских институций: художественное образование не было обязательным критерием, а портфолио принимали и без выставочного опыта. Единственное строгое ограничение коснулось возраста — быть не старше 35 лет.
Зульфия Илькаева
куратор выставки «Стечение»
Мы — очень молодая институция, поэтому нам нужно набирать команду, которая будет и дальше работать с нами. Плюс так сложилось, что художнику без бэкграунда легче развиваться до 35 лет, потому что очень много конкурсов, грантов, выставок, опен-коллов рассчитано именно на молодых. К тому же, пока ты молодой, у тебя очень гибкий ум, и это позволяет учиться.
«Новый курс» — вторая выставка «Дебаркадера-30» — открылся 4 июля. Он показывает Набережные Челны через личные истории участников лаборатории, а курирует экспозицию по-прежнему Зульфия Илькаева.
Зульфия Илькаева
куратор выставки «Стечение»
У Набережных Челнов такой вайб, будто бы все одинаковое — дома, люди. «Новый курс» как раз показывает, что мы все разные и по-разному говорим о городе. Это не только однобокий автоград, он очень сложный, и нам это нравится.
Пространство «Дебаркадера-30» будет работать, пока тепло — то есть примерно до октября. К тому времени здесь пройдет цикл лекций об искусстве, паблик-арте, взаимодействии художников и городской администрации, а также лаборатория по видеоарту и детская театральная лаборатория, которая завершится показом спектакля 20 июля.
Примерно в середине июля на дебаркадере заработает собственная библиотека, в которой можно будет найти книги об архитектуре, современном искусстве, урбанистике, краеведении и кино. Их прислали издательства «Смены», Ad Marginem, «ГЭС-2» и «Гараж» в качестве поддержки молодой культурной институции. График работы библиотеки позже опубликуют в телеграм-канале «Кама близко».
После октября «Кама близко» «уйдет в режим посольства» и будет работать с другими челнинскими культурными институциями — школами, музеями, библиотеками. В планах — работать с художниками над книгоиздательскими проектами, сделать лабораторию по керамике, продолжить цикл лекций и готовиться к новому сезону, который наступит в апреле.
Зульфия Илькаева
куратор выставки «Стечение»
Мы хотим взять сложные темы и классно их развивать: то же книгоиздание и урбанистику. Я бы провела даже философский цикл. Мы не ограничиваемся только искусством, нам важно привезти любых классных спикеров.
Как уже говорилось, «Дебаркадер-30» до сих пор не отреставрирован. Полностью обновить судно новый собственник обещает к 2026 году. Сейчас в ремонте нуждается железобетонное основание, и потому пространство доступно лишь частично. По той же причине на выставки запускают по 20–30 человек, хотя пассажировместимость дебаркадера — 321 персона.
Юлия Ахметзянова
продюсер «Дебаркадера-30» и культурной программы «Кама близко»
В нашем городе нет независимых площадок, где художники могли бы проявиться и реализовать свои идеи. Мы уважаем то, что делают картинная галерея, школа искусств в поселке ГЭС и музей города, и готовы сотрудничать с ними, но хотим помочь открыть новые форматы. Скорее всего, уже предстоящей зимой будут совместные проекты.
Загнать сразу все городские сообщества на дебаркадер было бы не очень верно стратегически. Пространству, как живому существу, тоже надо себя переосмыслить. К тому же мы должны выдерживать определенный уровень, задать планку этому пространству и нашей деятельности.
Поэтому очень ценно участие в проекте художницы и кураторки Зульфии Илькаевой. Она активно работает с культурными институциями в других городах и при этом остается челнинкой — хочется, чтобы именно здесь она была востребована как художница и кураторка. А поддержка, доверие и способность увидеть ценность в предложениях команды от собственника дебаркадера Тагира Сунгатуллина заряжают нас и дают возможность планировать новое.
Обложка и фото: Альфия Муллаянова, Динар Аюпов
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена