Архитектурный ликбез. 12 казанских домов в стиле модерн
«Инде» продолжает составлять альтернативные маршруты для прогулок по городу: вслед за путеводителем по историческим мечетям предлагаем краткий гид по казанским зданиям в стиле модерн.
Степан Новиков
архитектор-реставратор
Архитектура в стиле модерн пришла в Казань на смену эклектике в начале ХХ века. Объектов в этом стиле в Казани построено не так много, как в Москве и Санкт-Петербурге — любое новое направление в архитектуре проникало в губернии с опозданием, а революция 1917 года и вовсе приостановило его развитие. Проводником новых стилей становятся либо архитекторы (в Казани таким пионером модерна стал Константин Олешкевич), либо богатые заказчики, стремившиеся показать свой утонченный вкус. Модерн пришел на смену эклектике, но в Казани практически нет домов, выполненных в «чистом» модерне, — все те здания, которые мы относим к этому стилю, правильнее называть эклектикой с элементами модерна. В Казани также заметно и влияние татарского романтизма (например дом Кекина, дом Шамиля, номера «Амур»). Однако в каждом конкретном случае соотношение стилей различно — это в конечном счете и определяет своеобразие казанской архитектуры того времени. К примеру, дом Ушковой (здание Национальной библиотеки РТ) из-за богатства разностилевого декора относят к эклектике, однако мы не можем игнорировать то, что в основе своей это модерновый дом. Что это значит: для модерна характерны отказ от классической ордерной системы, обилие изогнутых линий, асимметрия фасада и элементов (к примеру, окна дома могут иметь различную величину), тенденция к объединению внутреннего и внешнего пространства (для домов в стиле модерн характерны большие оконные и дверные проемы), сложная пластика фасада (множество мелких лепных деталей, барельефы растений и животных). При этом наряду с «богатым» модерном, в котором строились купеческие особняки, существует так называемый рациональный модерн, которому свойственно практически полное отсутствие отделки. Он был характерен для общественных городских сооружений и доходных домов.
Номера «Амур»
Адрес:
ул. Московская, 70
Дата постройки:
1864 год
Архитектор:
Петр Аникин
Архитектурные особенности:
«Своеобразный памятник архитектуры в стиле модерн, в котором нашли отражение мотивы готики», — так пишет об «Амуре» сайт Минкульта РТ. Здание в плане имеет форму параллелограмма с внутренним двором-колодцем: на втором и третьем этажах находились жилые помещения, первый этаж — торговые площади. В оформлении фасада здания использованы приемы татарской архитектуры: счетверенные оконные проемы третьего этажа, объединенные поверху кирпичным пояском, напоминающие окна Усмановской мечети; аркатура — ряд фальшивых арок — под карнизом, распространенная в зодчестве казанских татар; подковообразные арочные завершения дверных проемов первого этажа. Сейчас дом пустует.
Интересный факт:
«Амур» был одной из немногих благоустроенных гостиниц в дореволюционной России. С декабря 1912-го по февраль 1913 года в гостинице останавливался Габдулла Тукай, основоположник национального театра, а с ним и актеры первой татарской профессиональной труппы «Сайяр» Габдулла Кариев и Сахибжамал Гизатуллина-Волжская. В 1912−1913 годах здесь жил писатель и публицист Фатих Амирхан.
Доходный дом Н. Киселева
Адрес:
ул. Муштари, 20
Дата постройки:
1910 год
Архитектор:
Константин Олешкевич
Архитектурные особенности:
Дом был построен по заказу известного ветеринарного врача и в то же время владельца химических производств и торговца химическими товарами Николая Киселева. Фасад пышно декорирован лепкой, фриз облицован керамической плиткой петербургского завода Овсяного. Любопытно наличие псевдоампирных венков и меандров, добавляющих эклектики дому. Центр фасада выделен арками проезда и входа, балконами и мощным аттиком, который некогда заканчивался двумя шарами и стилизованной скульптурой птицы. Сейчас здание пустует.
Интересный факт:
Об этом здании вспоминает писатель Василий Аксенов, детство которого прошло в Казани: «Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком. Окошками наш дом смотрел в Лядской сад. <…> Наш скромный дом соседствовал с шикарнейшим модерном в три этажа. Там на фронтоне зиждилась скульптура, ошеломлявшая дитя, когда бы ни взглянул. Скульптура такова: стеклянный шар земной в широтах и меридианах, а на нем верхом орел, простерший два крыла отменной бронзы. Не понимая, что к чему, ребенок застывал перед фронтоном, и всякий раз при взгляде на орла ему хотелось пить».
Поликлиника Академии наук
Адрес:
ул. Муштари, 33
Дата пос
1906 год
Архитектор:
Константин Олешкевич
Архитектурные особенности:
Двухэтажный кирпичный особняк принадлежал архитектору Константину Олешкевичу. В обработке фасада сочетаются кирпичная кладка и цветная цементная штукатурка. Фасад с двумя ризалитами (выступами фасада во всю высоту здания. — Прим. «Инде»), асимметричный, над северным ризалитом — трехгранный эркер с завершением сложной формы, возвышающимся над кровлей. Низ эркера украшен стилизованной головой химеры. На противоположной стороне находится дверной проем изогнутой формы.
Интересный факт:
В советское время дом Олешкевича был конфискован, в нем находился детский дом. В 1923−1927 годах в доме жил писатель, общественный деятель, ученый Галимджан Ибрагимов (1887−1939), а в 1929−1942 годах в доме жил писатель Адель Кутуй (1903−1945).
Дом Юнусовых — Апанаевых
Адрес:
ул. Тукая, 67/14
Дата постройки:
начало XIX века (перестроен в стиле модерн в 1916 году)
Архитектор:
Михаил Литвинов
Архитектурные особенности:
Первоначально представлял собой Г-образное одноэтажное здание в классическом стиле. Неоднократно перестраивался — в 1848-м, 1861-м и в конце XIX века. В 1916 году приобрел современный вид. На главном фасаде большой угловой эркер. Фасад здания по улице Фатиха Карима прочленен крупными вертикальными элементами — ризалитами, увенчанными массивными кокошниками. Фасад украшен декоративными растительными элементами, присущими деревянной застройке Старо-Татарской слободы.
Интересный факт:
Первоначально дом принадлежал купеческой семье Юнусовых, однако был продан семье Апанаевых, которые и реконструировали здание. Они же открыли в этом доме бесплатные медицинские кабинеты для бедных горожан. Сегодня здание занимает поликлиника.
Первый дом Адольфа Пора
Адрес:
ул. Гоголя, 29
Дата постройки:
1904 год
Архитектор:
предположительно Константин Олешкевич
Архитектурные особенности:
Трехэтажный жилой дом (здесь по-прежнему живут люди), оштукатуренный бетоном. Построен по проекту, утвержденному в 1904 году, вероятно, архитектором Олешкевичем. Имеет сложную конфигурацию с закругленным северо-западным углом. Планировка решена по анфиладной системе, соединяющей парадную и черную лестницы. Фасад симметричный, на центральной его части находятся два балкона разного размера (оригинальное ограждение утрачено). По бокам фасада находятся одинаковые ризалиты, увенчанные невысокими аттиками, в их основании — дверные проемы, вписанные в круг.
Интересный факт:
Дом принадлежал преподавателю французского языка Адольфу Ивановичу Пору. В Симбирске он был учителем молодого Владимира Ульянова. С 1889 года жил и работал в Казани. Похоронен на Арском кладбище.
Доходный дом Меркулова — Губайдуллина
Адрес:
ул. Островского, 53
Дата постройки:
1913 год
Архитектор:
неизвестен
Архитектурные особенности:
Доходный дом Меркулова — Губайдуллина — образец рационального модерна. Здание построено из красного кирпича, фасад симметричный, однако окна первого этажа имеют разный размер. В здании сохранились оригинальная рама витрины на первом этаже и кованые ворота в арке. Предположительно построен по типовому столичному проекту доходного дома.
Интересный факт:
В дореволюционное время здесь находился публичный дом.
Дом Зинаиды Ушковой
Адрес:
ул. Кремлевская, 33
Дата постройки:
1908 год
Архитектор:
Карл Мюфке
Архитектурные особенности:
Двухэтажный особняк с полукруглым эркером на углу, окруженным балконом с ажурной решеткой. Стены пышно декорированы лепкой. Нижний этаж имеет глубокую горизонтальную рустовку (рельефная имитация каменной или кирпичной кладки. — Прим. «Инде»). Дом Ушковой — один из немногих казанских особняков, в которых сохранились оригинальные интерьеры: каждое помещение отделано в своем стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Интерьеры украшены бронзовыми и лепными драконами, птицами, животными и витражами на различные сюжеты. В доме имеется особая комната-грот, в виде искусственной пещеры, в которой располагался зимний сад. Сейчас здание целиком занимает Национальная библиотека.
Интересный факт:
Казанский промышленник Алексей Ушков заказал у Мюфке этот дом в качестве свадебного подарка своей жене Зинаиде.
Дом Карла Мюфке
Адрес:
ул. Х. Атласи, 28
Дата постройки:
1908 год
Архитектор:
Карл Мюфке
Архитектурные особенности:
Двухэтажный особняк в стиле эклектики, с преобладанием приемов модерна: лестничные клетки с овальными окнами, балкон на одной опоре, большой оконный портал на втором этаже, характерные перила ограждений. При этом в здании присутствуют мотивы китайской архитектуры и псевдоготического стиля.
Интересный факт:
Карл Мюфке построил собственный дом на гонорар за строительство дома Зинаиды Ушковой. Сегодня дом отведен детскому саду.
Дом Варвары Дружининой
Адрес:
ул. З. Космодемьянской, 2/5
Дата постройки:
1911 год
Архитектор:
Константин Олешкевич
Архитектурные особенности:
Дом купеческой вдовы Варвары Александровны Дружининой был описан современниками так: «Угловой двухэтажный деревянный особняк имеет необычную объемно-пространственную композицию и фасады. Фасады украшены простыми террасами и балконами, ризалитами с щипцовыми завершениями, а также фризом с резным декором и массивным карнизом на выгнутых консолях». Единственный сохранившийся образец казанского деревянного модерна. Сейчас дом находится на реставрации.
Интересный факт:
Из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле казанцы прозвали его «чайным домиком».
Чернояровский пассаж
Адрес:
ул. Кремлевская, 21
Дата постройки:
1901 год
Архитектор:
Генрих Руш
Архитектурные особенности:
Здание строилось из уже стоящих на этом месте двух домов (этим объясняется несимметричность фасада). Перед главным входом была широкая лестница, а над входом — просторный металлический балкон. Лестница и балкон до наших дней не сохранились. Второй и третий этажи имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой. Вестибюльная центральная часть с главного фасада выделена портиком из четырех полуколонн, завершенным массивным полуциркульным двухъярусным разорванным фронтоном барочного характера и обширным прямоугольным балконом над входом в вестибюль. Крайние членения над входом в магазин выделены полуколоннами, завершены барочными главками, поддерживаемыми перевернутыми металлическими волютами. Фасад украшен барельефным изображением фламинго (по другим версиям — это пеликаны или лебеди) и картушами (лепное украшение в виде полуразвернутого рулона бумаги, ленты, свитка или щита, на котором может помещаться герб, эмблема или вензель. — Прим. «Инде») по третьему этажу. Стены первого этажа были облицованы зеленой плиткой, сейчас она закрашена, а сам этаж занял разнообразный общепит — «Тюбетей», DOM (не так давно закрывшийся) и другие заведения.
Интересный факт:
Генрих Руш также автор Александровского пассажа (Кремлевская, 17/22). Он хотел объединить оба пассажа в одно здание, но городские власти не смогли выкупить у купца Николая Унженина двухэтажный особняк (Кремлевская, 19), находящийся между ними.
Типография Харитонова
Адрес:
ул. Миславского, 4
Дата постройки:
Первая половина XIX века, обрел современный вид в 1908 году
Архитектор:
неизвестен
Архитектурные особенности:
Дом принадлежал купцу и промышленнику А. Кремлеву. Типография была основана в 1896 году, поначалу размещалась в пассаже, а с 1908 года — в доме на углу Воскресенской (Кремлевской) и Малой Казанской (Миславского). Дом после покупки был приспособлен под типографию с изменением фасада в духе модерна: появились балкон, большой оконный проем на втором этаже, ряд маленьких вертикальных окон в арке на третьем этаже, в отделке использовалась красная плитка. Над домом возвышался барельеф с типографским сюжетом. Сейчас на этом месте современная барельефная надпись «Типография Харитонова», а само здание заняло управление жилищной политики Казани.
Интересный факт:
В этой типографии впервые в Казани начали выпускать книги и карты в цвете и с фотоиллюстрациями.
Дом Воронкова — Калягина
Адрес:
ул. Баумана, 52/7
Дата постройки:
конец XIX — начало XX века
Архитектор:
неизвестен
Архитектурные особенности:
Доходный дом построен в первой половине XIX века купцом К.Е. Подуруевым. В конце XIX века крестьянин Е.Г. Воронков построил второй этаж. В 1913−1915 годах А.В. Калягин возвел третий этаж и расширил дом до улицы Наджми. Крылья уличных фасадов отмечены мощными ризалитами с парадными входами, повышенными карнизами и аттиками. Стены первого этажа — с крупной рустовкой, большими витринными проемами. Второй и третий этажи объединены стилизованными пилястрами в простенках между ризалитами. Панели между проемами заполнены кафельной облицовкой в сочетании с лепниной в модерновом стиле «удар бича» (орнамент в виде многократно изогнутой линии. — Прим. «Инде»). На боковом фасаде — оконный проем на всю высоту здания. Внутренние дворовые фасады лишены декора, над входом в подвал сохранился навес на металлических колоннах. В интерьерах частично сохранилась стилистика модерна: лепнина потолка, ограды лестничных маршей.
Интересный факт:
В 1940 году в доме Воронкова — Калягина открылся ТУМ (Татарский универсальный магазин), ставший впоследствии ЦУМом.
Фото: Регина Уразаева