Пять причин пойти на выставку «Восточный стиль» о нереализованных татарстанских проектах
В советское и постсоветское время планировали, но так и не реализовали много больших проектов: от поворота сибирских рек в Центральную Азию с непредсказуемыми последствиями до операционной системы «ДЕМОС», работу над которой свернули в начале 1990-х. Авангардные идеи, брошенные авторами или отмененные градостроителями, появлялись и в Татарстане. Как минимум три такие собрала новая, а заодно первая нехудожественная выставка в Центре современной культуры «Смена».
Экспозиция «Восточный стиль» — прямое продолжение издательского (теперь, видимо, и галерейного) исследовательского спецпроекта «Кустода» — объединила два проекта ленинградцев XX века: планы национального социалистического города в поселке Дербышки архитектора Моисея Синявера и Татарскую симфонию композитора и дирижера Игоря Миклашевского. А также один из вариантов фирменного стиля Национальной библиотеки Кирилла Благодатских, не дошедшего до реализации уже в XXI веке. Редакция «Инде» собрала пять причин, по которым стоит медленно и внимательно осмотреть новую экспозицию.
Увидеть Дербышки из альтернативной реальности
В 1942 году архитектор и один из героев экспозиции Моисей Синявер руководил эвакуацией Ленинградского оптико-механического завода в Казань. Точнее — в поселок Дербышки, где располагалось предприятие-дублер. Туда же эвакуировали и ленинградцев, которые работали на ЛОМЗ.
Но, кроме этого, Синявера пригласил в Казань его друг и однокурсник по Одесской рисовальной школе, казанский искусствовед и краевед Петр Дульский. В их школьную компанию еще входили Исаак Бродский, автор портретов советских вождей, и Борис Анисфельд, чьи работы ныне выставлены в Бруклинском музее Нью-Йорка. Компания общалась и после учебы, и друзья продолжали помогать друг другу все эти годы.
В Казани Синявер предлагает спроектировать Национальный татарский соцгород в Дербышках при Казанском ОМЗ и эвакуированном оригинальном заводе. Социалистические города рассчитывались на определенное количество жителей, работающих на каком-то предприятии, причем жилые дома получали меньший приоритет, так что горожане поначалу ночевали в бараках и коммуналках. Также эта раннесоветская градостроительная концепция предполагала большое количество общественных зданий и учреждений — яслей и детских садов, столовых, клубов, школ, стадионов и парков. Например, в 1930-е в Казани уже строился один соцгород, который теперь находится в составе Авиастроительного района.
Задача Синявера заключалась в том, чтобы соединить градостроительные принципы соцгорода и мотивы татарской архитектуры: широкие аллеи и проспекты, парки, дома культуры и спорта рифмовались бы с «национальной» застройкой — например, купол кинотеатра в форме ступенчатой пирамиды напоминал башню Сююмбике. Проект соцгорода в Дербышках рассчитывался на 35 тысяч рабочих, которые в нем так и не пожили.
Посмотреть на казанскую выставку 80-летней давности
Еще один сюжет, касающийся Синявера, на «Восточном стиле» оформлен как выставка внутри выставки. В Казани архитектор проводил замеры башни Сююмбике и фиксировал в рисунках достопримечательности, так как даже в далеких от фронта городах было необходимо учиться маскировать памятники культуры и иметь план реконструкции на самый плохой вариант развития событий. Для этого необходимо было зарисовать исторически важные здания в подробностях.
Эти и другие акварельные и графические скетчи Казани и утраченных дореволюционных зданий Ленинграда — например, Литовского замка и Окружного суда — в 1944 году выставили в Казанском музее, с чем Синяверу в тяжелое военное время помог все тот же Петр Дульский. Частичную реконструкцию этой выставки спустя 80 лет теперь можно увидеть и в «Смене». Интересно, что весь этот комплекс работ нашелся в петербургской квартире, откуда позвонили знакомые галериста Ильдара Галеева и спросили, нужна ли ему «папка с рисунками Казани».
Услышать Татарскую симфонию Миклашевского
В 1932 году еще один ленинградец — дирижер, композитор и пианист Игорь Миклашевский — создал Татарскую симфонию. Проект Миклашевского был первым большим музыкальным произведением для оркестра, названным «татарским»: Назиб Жиганов напишет свою Первую Татарскую симфонию в 1937-м. Однако при жизни Миклашевского симфонию так и не исполнили. Загадкой осталось и то, почему композитор обратился в ней к татарским мотивам.
Миклашевский сначала занимался музыкой: брал частные уроки у идеолога светомузыки Александра Скрябина и представил публике свою симфоническую поэму «Сизиф». Но в итоге увлекся дирижированием, а потом и вовсе оставил творчество по непонятной причине: когда его репрессировали в 1937 году, он работал инженером-электриком на Волховской ГЭС. Спустя два года Миклашевский не без труда вернулся к дирижированию, а весной 1942 года умер от истощения в блокадном Ленинграде.
В 2022 году пианист, исследователь, PhD Даниэле Буччо из Италии и научная сотрудница Российского института истории искусств Ольга Колганова начали исследование Татарской симфонии. Буччо исполнил ее фортепианную версию и записал фрагменты на цифровые носители. Эти фрагменты будут звучать на выставке в «Смене».
Впервые фортепианную версию Татарской симфонии Даниэле исполнил 15 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге. Это произошло на четвертом семинаре-концерте проекта «Избранные сочинения И.С. Миклашевского (1894–1942)» в Российском институте истории искусств. Пока что симфония в оркестровом исполнении, какой она задумывалась Миклашевским, сыграна не была, так как для этого нужно оркестровать клавир трех из четырех частей симфонии на основе автографов композитора — это долгий и сложный процесс. Но в параллельной программе выставки запланирован сольный фортепианный концерт Буччо, на котором, помимо Татарской симфонии, будут исполнены другие произведения Миклашевского с восточными мотивами.
Узнать, как могла бы выглядеть Национальная библиотека
Самый хронологически близкий к современности нереализованный проект — один из визуальных стилей Национальной библиотеки. Его придумал в 2021 году графический дизайнер Кирилл Благодатских, который также известен созданием фирменных стилей «Смены» и фонда «Галеев-Прометей».
В эскизах дизайна институции, переданных выставке самим Благодатским, прослеживается обращение к татарским визуальным символам — тюльпанам, национальным орнаментам, растительным мотивам. В них инкорпорировано и название библиотеки, которое изнутри само становится узором и придает дизайну объем. Интересное упражнение для ума — представить, как этот стиль мог бы работать на образ библиотеки сегодня.
Разобраться в том, как все закольцевалось
Как уже упоминалось, Игорь Миклашевский учился у Александра Скрябина, который ввел понятие «светомузыка». Он первым придумал рифмовать музыку и цвет, воплотив замысел в музыкальной поэме «Прометей, или Поэма огня». Студенты радиофакультета Казанского авиационного института спустя десятилетия, в 1962 году, вдохновились Скрябиным и его идеями и создали СКБ «Прометей», которое специализировалось на разработке светомузыкального оборудования. Спустя еще полвека современный дизайн фонда «Галеев-Прометей» разработает другой герой выставки — Кирилл Благодатских.
Прометеевцы реализовали свои задумки в виде динамической подсветки башни Сююмбике. А ее замерами занимался Синявер, пока жил в Дербышках. Казанский оптико-механический завод в этом поселке запустит производство оборудования для инсталляций и световых инструментов «Прометея», с помощью которых студенты будут показывать слайдовые художественные фильмы, в том числе и «Музыку татарского орнамента» — попытку озвучить национальные узоры.
Однако это не все пересечения жизненных путей героев выставки. Узнать еще больше о них можно до 27 октября 2024 года, выставка будет открыта ежедневно с 12:00 до 20:00. А билет на нее стоит 200 рублей для пенсионеров, школьников, студентов и 300 рублей — для всех остальных. По выставке проведут и кураторские экскурсии — их анонсы будут появляться на Timepad «Смены».
Фото: Галина Овчинникова и Даниил Шведов