Показы лаборатории арт-группы ANGROD в бывшем магазине OBI: как это выглядит и зачем это делают
В июне 2023 года супруги Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, создавшие в 2012 году «Театр. Акт», объявили о его закрытии. Пожалуй, самый маленький, но при этом один из самых значимых театров Казани просуществовал целых 11 лет (что много для театра без регулярного финансирования не только в Казани, но и в России в целом) и за это время обращался к самым разным практикам: от постановок по вполне традиционным художественным текстам до социально-документальных инсталляций о психологических травмах.
В последние годы — еще до закрытия «Акта» — Ангелина и Родион сосредоточились на перформативном искусстве. Их работы можно было посмотреть в Иннополисе, Свияжске, на площадках фонда «Живой город» (раз, два) и в других местах. В определенный момент супруги выделили свои перформативные практики в отдельный проект, назвавшись арт-группой ANGROD, а совсем недавно провели в рамках фестиваля Re’actor целую тематическую лабораторию. К слову, не единственную за лето: по словам Родиона, только в последние три месяца они организовали (кроме казанских) 19 перформансов в Москве и шесть в Новосибирске.
Результат казанской лаборатории — 15 автобиографических работ горожан на темы поиска собственной идентичности, любви, памяти, хрупкости личных границ — уже показывали 22 сентября в бывшем пространстве магазина OBI в «Меге». И хотя обычно перформансы не повторяются, их покажут еще раз, в это воскресенье на том же месте. Организаторы уточняют, что в маршруте посещения нет начала и конца. Каждый зритель сам определяет свой собственный путь и время, проведенное у перформанса. А еще арт-группа уверена, что описания каждого перформанса лучше прочесть на месте, поэтому вместо гида «Инде» попросил Ангелину и Родиона рассказать, зачем они все это делают. А заодно — показать. Хотя бы на фото.
Что: Показ итогов лаборатории «Искусство перформанса»
Когда: 29 сентября с 12:00 до 15:00
Где: Бывшее пространство магазина OBI в «Меге»
Вход: бесплатный
Участники лаборатории: Азалия Менибаева, Алина Латыпова, Алсу Валиуллина, Анастасия К., Анастасия Караксина, Вика Скор, Зарема Цакхар, Елена Бахаутдин, Ислай, Карина Ли, Полина Кирнос, Салават Бахаутдин, СерËжа Краснов, Софья Браславская, Тимур Ребенчук
Родион Сабиров и Ангелина Мигранова
арт-группа ANGROD
Честно говоря, зачастую мы действуем скорее от внутреннего импульса, не осознавая разумом, почему мы делаем именно это. Просто в какой-то момент понимаем, что не можем не делать. Как говорил Толстой, иногда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что не отстанет до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее.
Перформанс — наш способ говорить правду. О себе, о мире, где мы живем, о том, что нас волнует и объединяет. Наш способ задать вопросы, на которые нет однозначных ответов. Бесконечный процесс позволяет нам оставаться живыми, чувствующими и мыслящими в этом сложном и противоречивом мире.
Для нас перформанс — одна из попыток преодолеть некую «дегуманизацию», особенно сейчас, когда в реальности, в которой мы все вынужденно оказались, происходит такой стремительный сдвиг к искусственному, цифровому и техногенному. Мы дальше и дальше отдаляемся от ценности первозданной человеческой природы, от ценности «быть просто человеком». Все в порядке вещей: мир постоянно меняется, и это нормально. Но, наверное, именно в перформансе мы нашли то самое пространство «двойного антропоцентризма», где основа жанра всегда неизменна: «человек, о человеке и к человеку». Это возможность вернуться к нашим корням и к тому, что делает нас людьми, — к способности чувствовать, сопереживать, быть частью чего-то большего.
Кроме того, это мощное средство коммуникации, где связь между художником и зрителем сокращается до предельного минимума. Перформанс исключителен именно тем, что происходит «здесь и сейчас», создавая уникальные мгновения, которые нельзя повторить в той же самой форме или зафиксировать в документации. На собственном опыте мы не раз ощущали, как на наших глазах создавалось какое-то единое поле, то самое харизматичное пространство, про которое говорила Марина Абрамович, где ментальная связь с каждым присутствующим становится ощутима на физическом уровне.
Важно, что именно в перформансе физическое присутствие и непосредственный контакт обретают новое значение. Здесь, в отличие от виртуальных миров и информационного шума, мы имеем возможность вернуть себе ощущение телесности и почувствовать свою причастность к реальности через силу живого присутствия. Этот акт открытости и искренности и создает ту самую глубокую связь не только со зрителем, но и со своим глубинным «я».
Фото: Ксю Добролюбова*
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена