Homo Digitalis. Как «Театр. Акт» превращает цифровой пролетариат в объект искусства
Этим летом Ангелина Мигранова и Родион Сабиров провели в Иннополисе 16-часовой перформанс о физическом труде. Исполнители ходили по песку и раскатывали его большими валиками, регулярно фиксируя свое состояние и испытывая возможности тела. Overtime попал в шорт-лист национальной премии «Золотая маска».
В декабре основатели «Театра. Акт» переместились из Иннополиса в MOÑ, теперь реконструируя будний день кликвокера. Журналист Камиль Гимаздтинов посмотрел, как рутинный процесс превращается в спектакль, и рассказывает, зачем это было нужно.
Новые технологии принято воспринимать как результат работы большого количества хорошо образованных людей с серьезными ресурсами. Неудивительно: случайный человек не из индустрии вряд ли сможет в одиночку придумать собственный поисковый сервис или нейросеть. Но чтобы технология работала хорошо и не устаревала, кто-то должен обучать ее. Этим занимаются неквалифицированные рабочие — кликвокеры.
На десятках сайтов они выполняют простейшие задачи на удаленке: находят объекты на фото, определяют интонации в голосовых сообщениях, выделяют из массы данных спам и нежелательный контент. Такая работа оплачивается невысоко, но, судя по количеству предлагающих ее сервисов и объему задач, пользуется спросом. Именно о ней — премьера «Театра. Акт» Homo Digitalis.
Проект состоит из двух частей. В первой, перформативной, Женщина (Айгуль Ахметова) и Мужчина (Павел Сидоров) в реальном времени зарабатывают деньги на протяжении семи часов, не прерываясь даже на еду и выход в туалет. Параллельно с этим Драматург (Светлана Лукьянова) прослушивает интервью с научными сотрудниками из Иннополиса в случайном порядке и количестве. А затем каждый час пишет мини-пьесу по заданной структуре: песня из восьми строк + диалог из двух реплик + текст в свободной форме.
Нейроинтерфейс считывает с Драматурга данные работы ее мозга, которые для большинства зрителей, скорее всего, останутся непонятными графиками. Авторы уверяют, что в процессе творчества программа фиксирует состояние медитации, — приходится верить. Иногда Светлана получает звуковые сигналы и отправляет текст своей мини-пьесы на печать. Он, как и данные нейроинтерфейса, транслируется на стену за перформерами все семь часов.
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НОМЕР ВОСЕМЬ
ГОВОРИТ
НЕТ ЗАКОНА, КОТОРЫЙ
ГАРАНТИРУЕТ ЧЕЛОВЕКУ РАБОТУ
НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НОМЕР ВОСЕМЬ ОБЕСПОКОЕН
ЖИЗНЬ — КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ГОНКА
МЫ ЗАБЫЛИ, КАК НЕ РАБОТАТЬ
МЫ ЗАБЫЛИ, КАК ЖИТЬ
После в том же помещении начинается вторая часть Homo Digitalis — спектакль. Несмотря на объем и количество заданных тем и приемов, темп происходящего не меняется. Женщина и Мужчина продолжают молча работать, Драматург — молча прослушивать записи. «В ходе спектакля им не приходится что-либо играть или симулировать усталость, они сами являются объектом искусства и носителями информации», — говорит Ангелина. Саундтрека в спектакле нет, но идеально подошел бы только лоуэркейс.
Монотонный женский голос сквозь помехи размышляет об экологии, метавселенных и будущем. Это продолжается около получаса, после чего драматург тезисно пересказывает записи серией объемных, но наивных вопросов: «Чувствуете ли вы оптимизм в отношении будущего?», «Чем вы занимались бы, если бы не нужно было работать?» и так далее. Оставшиеся 15 минут спектакля занимает перечисление всех видов рода Homo через проекцию на стене и намеренно абсурдный диалог Мужчины и Женщины, состоящий из определений слов. Кливокеры заканчивают свою работу и, одновременно с этим, спектакль.
Homo Digitalis оставляет смешанные впечатления. С одной стороны, спектакль будто не готов к присутствию зрителя. Он не стремится что-то рассказать или вовлечь в диалог. Исследование тем для авторов оказывается важнее той публичной формы, в которой оно в итоге представляется. В то же время постановки про цифровой пролетариат — редкость, и интересно, как и о чем с нами пытаются через них поговорить. Из примеров вспоминается разве что блестящий «я не хочу это видеть», в котором авторы предлагают примерить на себя роль модераторов контента в Facebook.
«Этот проект оказался самым сложным в нашей практике. Внедрение темы искусственного интеллекта в театральную формулу оказалось невозможным. Сама концепция менялась неоднократно, вплоть до выпуска спектакля. Десятки комбинаций, десятки разных спектаклей в разных жанрах — от многого пришлось отказываться из-за технических проблем и невозможности реализации всего задуманного во время переноса спектакля на площадку», — рассказывает Родион.
Homo Digitalis в декабре 2021-го кажется результатом накопления большого материала, но не его глубокой рефлексии. Авторы неделю прожили в Иннополисе и активно собирали данные, но что из себя представляет их объем, пока не совсем понятно. В поднятых темах определенно лежит потенциал, и интересно будет увидеть спектакль в следующем году в обновленном формате, если работа над ним продолжится. Особенно интересно, если большинству из нас в будущем действительно уготована роль цифрового пролетариата.
ЖЕНЩИНА 1. Я ВЫГОРЕЛА
КОЛЛЕГА ЖЕНЩИНЫ 1. НА ЯНВАРСКИХ ОТДОХНЕШЬ
Фото: Зоя Рутер