Burger
«Коллаж — очень доступная и демократичная техника». Юрий Адомейко из Красноярска — о пути из инженера в художники и экспериментах с аппликацией
опубликовано — 11.10.2024
logo

«Коллаж — очень доступная и демократичная техника». Юрий Адомейко из Красноярска — о пути из инженера в художники и экспериментах с аппликацией

Новый человек в Альметьевске

«Инде. Алмет» часто пишет про «Открытые мастерские»: в пространстве регулярно проводят бесплатные мастер-классы, читают лекции о современном искусстве и открывают выставки — пусть пока и недолгие. Не так давно мы брали интервью у кураторки мастерских Насти Степановой, а теперь поговорили с художником Юрием Адомейко. Он приехал в Альметьевск из Красноярска, чтобы провести здесь артист-ток, лекцию и творческую лабораторию «Город, который построил Бриколер». С 6-го по 10 октября ее участники изучали бриколаж — технику создания работ из подручных материалов. А еще рисовали абстрактные карты и «создавали город» из всего, что нашли в пространстве.

Еще до окончания воркшопа Юрий рассказал нам о демократичности коллажа, собственном стиле и о том, как сам стал художником, будучи инженером.


Ты работаешь авиатехником. Как ты с инженерным образованием пришел в современное искусство, и сложно ли сочетать эти два занятия?

Да, я контролирую качество топлива и заправку самолетов. Просто однажды я вспомнил, что люблю рисовать, и потихоньку начал. Пришел к этому через разные эксперименты и поиски. На самом деле я всегда хотел стать книжным иллюстратором или мультипликатором. Не знаю, что будет потом, но сейчас ощущаю себя современным художником. Моя работа авиатехником вполне позволяет это.

Большой плюс: я могу откликаться на все проекты, которые нравятся, потому что у меня есть стабильная зарплата. К тому же я работаю по графику 2/2, и у меня есть свободное время для своих проектов. Иногда, конечно, бывает тяжело: приходишь с работы и сразу же идешь в мастерскую — когда готовишься к выставке, например. Получается, пришел с работы — и снова на работу. Меньше находишься с семьей и самим собой, это минус.

Каково решить во взрослом возрасте, что хочешь быть художником? Знаком ли тебе синдром самозванца?

Мне кажется, это нормальная практика. Достаточно вспомнить тех же наивных художников: человек отработал всю жизнь, допустим, почтальоном, а в 60 лет начал писать картины или занялся скульптурой. История пестрит такими случаями, а в современном искусстве возможностей еще больше. [Сейчас доступно] много информации для самообразования: лекции и мастер-классы художников, куча крутых книг, тот же Pinterest. В общем, большое визуальное поле для формирования насмотренности.

Синдрома самозванца я не ощущаю как-то сильно, но раньше иногда бывало. Например, я некоторое время отказывался говорить про себя «художник». Для меня это было очень серьезное слово. Я кокетничал, назывался иллюстратором, рисовальщиком, кем угодно. А вот что имею право называться именно художником, понял не так давно — примерно в позапрошлом году. К тому времени в моем портфолио было уже достаточное количество работ, проектов, в том числе музейных. Я понял, что я и есть художник.

Сомнения и переживания всегда были, есть и будут, но я с ними спокойно справляюсь. Я ведь просто показываю и делюсь тем, что знаю и умею. Просто постепенно обрастаю опытом и понимаю, что всему свое время. Уважаю конструктивную критику, полезные советы, разборы моих работ. Например, всегда получаю обратную связь от наших красноярских кураторов.

Как ты находишь идеи и образы для своих проектов и инсталляций? Что и кто тебя вдохновляет?

Специально образы и подходы я не ищу. У меня есть скетчбук, я в нем постоянно что-то рисую — и, например, идея моей первой персональной выставки «Ультрасадовники» родилась случайно, из маленького эскиза. Коллега спросил: «Ты же вроде художник? А можешь мне стену расписать?» Я решил, что это прикольно. Сделал один эскиз, и тот мне так понравился, что я решил его не отдавать.

Помогают насмотренность, постоянная практика рисования, мой внутренний мир. Я интересуюсь творчеством других художников, много читаю и слушаю музыку, смотрю кино и мультфильмы. А дальше происходит какая-то внутренняя работа, которую мы не контролируем — художественные образы рождаются сами. Появляется желание показать и рассказать. То есть я беру впечатления в окружающем мире и во всем, что происходит со мной как с человеком. Наверное, я так настроил свой мозг, чтобы он все время придумывал интересные штуки. Это не про вдохновение — просто сидишь и работаешь.

Как ты пришел к аппликации и коллажам? Почему тебе интересна именно эта техника?

К коллажам я пришел во время небольшого творческого кризиса в високосном 2020-м. Я на какое-то время перестал тогда рисовать, а у меня было внутреннее убеждение, что нужно делать это каждый день. Чтобы снова войти в рабочий ритм, придумал челлендж на 366 дней и в каждый из них делал по коллажу. А потом понял, что бумага — один из моих любимых материалов. Так потихоньку перешел к аппликации.

На самом деле коллажи меня так или иначе окружали всю жизнь. Мультфильм «Розовая пантера», например, можно очень легко сравнить с коллажом. Сюда же я бы отнес советскую мультипликацию. Ну и вообще, коллаж — очень доступная и демократичная техника. Можно начать здесь и сейчас, для этого ничего особенного не нужно. Берешь любой журнал, обрезки, клей, ножницы — и поехали. Тут не нужны особые художественные знания про светотень или строение человека, просто работаешь по наитию. Коллаж наивен, но результат наверняка порадует и тебя самого, и еще кого-нибудь.

В чем особенность твоего авторского стиля и подхода к работе?

Мой стиль, скорее всего, тоже вытекает из аппликации. Например, если я делаю роспись на стене, даже там красками имитирую резаную бумагу. Хотя сейчас больше работаю с фанерой — смотрю в сторону объема, а не плоскости. Пробую разные материалы, мне скучно работать с одним и тем же. И каждый раз это своеобразная проверка моего визуального языка на прочность: получится ли воплотить задумку с новым материалом?

Интересно понять все про свой визуальный язык, я разрешаю себе экспериментировать и ошибаться. Мне точно не хочется останавливаться на чем-то одном — только пробовать разные техники и развиваться в них.

Каким ты видишь свой путь в будущем?

У меня в планах уже есть две-три персональные выставки. Наверное, буду потихоньку выбираться из Красноярска, выводить себя и свои проекты в другие города. Это, конечно, Москва и Санкт-Петербург, а из регионов пока присматриваюсь к Воронежу, Ростову-на-Дону и Перми.

Очень хочется попробовать себя в паблик-арте и городском пространстве. С удовольствием нарисовал бы мурал или сделал креативную детскую площадку. Один из моих важных принципов: с арт-объектами люди должны взаимодействовать, неважно как. В последнее время мне стал интересен промышленный дизайн — посмотрим, что из этого выйдет.

Планирую совершенствовать свои навыки работы с людьми. Возможно, займусь преподавательской деятельностью, придумаю курс, чтобы желающие могли пройти со мной из точки А в точку Б и получить конкретный результат. Хочу проводить больше мастер-классов, воркшопов. Без этого современному художнику, думаю, будет тяжелее заработать, а я все-таки со временем хотел бы уйти с основной работы и полностью переключиться на искусство.

Фото: предоставлены собеседником