Настольные игры, полярные экспедиции и жизнь в свияжской колонии — путь художника Владимира Голицына
Историю современных настольных игр принято отсчитывать с «Монополии». Экономическую стратегию в середине 1930-х придумал изобретатель Чарльз Дэрроу на основе «Игры землевладельцев» Элизабет Мэгги. Мало кто знает, что в 1934-м, за два года до того, как «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США, высланный из Москвы князь Владимир Голицын создал морскую стратегию почти на тысячу ходов под рабочим названием «Пираты».
В сталинском СССР ей не суждено было стать популярной, да и сейчас настолку наверняка вспомнят немногие. Впервые «Пиратов» опубликовали в 1980-х в журнале «Пионер», а позже переиздали в компании «Нескучные игры» уже в 2010-х. Однако Голицын запомнился в истории не только этим: художник учился у Петра Кончаловского, иллюстрировал советские детские книги и журналы, а также создал другие настольные игры. Рассказываем о его пути — от детства в семье московского городского головы до смерти в свияжской колонии.
Идеей для этого материала с нами поделился краеведческий проект «Крот Казанский».
Потомок древнего княжеского рода
Род князей Голицыных начался в XIV веке от литовского князя Гедимина. Его внук Патрикей прибыл в Москву в 1408 году и поступил на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. С тех пор Голицыны прочно закрепились в Москве на высоких должностях.
Родовой герб Голицыных
Валентин Серов. «Портрет князя В.М. Голицына». 1906 год. Государственный исторический музей
Константин Коровин. «Портрет княгини С.Н. Голицыной». 1886 год. Государственная Третьяковская галерея
Сам художник Владимир Голицын был внуком московского городского головы — его назвали в честь дедушки. Родился он в городе Богородицке Тульской губернии в 1902 году. Во время учебы в 5-й московской гимназии увлекся рисованием. После ее окончания работал художником-декоратором в местном театре и создавал плакаты «Окна РОСТа» для малограмотного населения — на них описывалась политика партии большевиков. Владимир размножал схематичные двух-трехцветные изображения при помощи трафаретов, после чего они выставлялись в больших окнах помещений.
Владимир Голицын в детстве
5-я мужская гимназия, 1913–1914 годы
Рисунки в полярных экспедициях
В 1920 году в Богородицк приехал океанолог Лев Зенкевич: он набирал кадры для биологической станции на берегу Кольского залива — в том числе ему требовался художник. Чтобы избежать мобилизации в Красную армию, Голицын уехал с ним на север по фальшивой справке о том, что является бывшим матросом крейсера «Аскольд».
«Какими путями мой брат Владимир получил метрику, что он родился не в Бучалках, а в Богородицке, — не знаю, так же, как не знаю, откуда он раздобыл справку, что является матросом крейсера „Аскольд“ и направляется в распоряжение Зенкевича как художник высокой квалификации.
Крейсер этот, посланный еще в разгар германской войны в Средиземное море и принимавший участие в дарданелльских военных действиях, после Октябрьской революции был интернирован французами в тунисской гавани Бизерте, и потому матрос с „Аскольда“ никак не мог в 1920 году оказаться в Богородицке».
Источник: Сергей Голицын. «Записки уцелевшего». Издательство «Орбита», 1990
Голицын рисовал морских существ не по работе, а для себя — пейзажи, забавные истории и сослуживцев. В дальнейшем Владимир еще принимал участие в экспедициях. Например, в 1922 году отправился на Новую Землю на ледоколе «Соловей Будимирович» от Плавучего морского научного института.
Лев Гумилевский. «Кладбище мамонтов». 1925 год. Иллюстрации на обложке и внутри Владимира Голицына
Артуро Каротти. «Наследство капитана Немо». Иллюстрации на обложке и внутри Владимира Голицына
Ученик Петра Кончаловского
В перерывах между мореплаванием Владимир работал в московской мастерской художника Петра Кончаловского, брал уроки у Константина Юона и посещал вечерние курсы ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). В эти годы художник плодотворно сотрудничал с Кустарным музеем, создавал эскизы для шкатулок.
Одно из зданий школы ВХУТЕМАС — дом Юшкова на Мясницкой. 1900-е
Работа принесла Голицыну не только деньги на существование, но и мировое признание. Так, на Международной выставке в Париже в 1925 году за росписи деревянных шкатулок художник получил золотую медаль в номинации «Искусство и индустрия дерева». Роспись одной из них была посвящена морскому путешествию из Архангельска в Норвегию, другой — Москве 1920-х.
Витрина Международной выставки 1925 года в Париже
С 1924 года он иллюстрировал детские книги и журналы: «Всемирный следопыт», «Знание — сила», «Кругосвет», «Пионер» и другие. А в 1932-м опубликовал первый советский фантастический комикс: рассказ без слов из 15 изображений под названием «Путешествие звездоплана „ЮНТ“ на Луну».
«Пионер» №3, 1926 год
«Пионер» №2, 1926 год
Настольные игры о море
Голицын создал несколько настольных игр. Одну из них в 1934 году художник Павел Корин показал Максиму Горькому. Несмотря на то что игра писателю понравилась, ее впервые опубликовали в советском журнале «Пионер» лишь в конце 1980-х. Полное название звучит так: «Пираты, настольная игра из эпохи перевозок мексиканского и перуанского золота в Европу в XVI веке».
В ней задействованы девять кораблей: три испанских галеона и шесть пиратских бригантин. Игроков может быть от двух до девяти. Золото испанцы везут на одном из своих кораблей: его название пишется втайне от пиратов на листке бумаги и прячется под карту. Испанцы должны довезти сокровища из Америки на родину. А пиратам необходимо вычислить судно, забрать золото и отвезти его на свою базу. На карте представлен почти весь Атлантический океан с островами и обозначенными течениями — игровое поле большое, около 1000 клеток.
Всего Владимир Голицын придумал более 20 игр, большая часть из которых была на морскую тему. Например, карта в «Юнге» охватывает все внутренние и внешние моря Европы, в «Захвате колоний» — Индийский и Тихий океаны, а в «Северном морском пути» — моря России.
Четыре ареста и этапирование в Свияжск
Из-за княжеского происхождения Владимира арестовывали несколько раз, но на непродолжительное время — в 1925, 1926-м и 1933 году. Владимира вытаскивали из тюрьмы друзья-художники, в том числе Кончаловский. Письма за него подписывал известный архитектор Алексей Щусев — автор Казанского вокзала и мавзолея Ленина.
В октябре 1941-го Владимира по доносу соседки арестовали в четвертый раз и отправили в исправительно-трудовую колонию №5 Свияжска. Несмотря на плохое состояние здоровья, в колонии Голицын продолжал заниматься живописью и рассказывал о своем быте в письмах жене.
«Живу в испр. труд. колонии, бывшем старинном монастыре, в г. Свияжске. Работаю культурно. Рисую и пишу даже масляными красками. Вот здоровье неважно. Мучаюсь, как и многие здесь, желудком. Я очень видимо переменился, все здесь меня зовут дедушкой...»
Источник: «Шереметевы в судьбе России: Воспоминания. Дневники. Письма». Издательство «Звонница», 2001
«…Лежу и такие фантазии развожу на бумаге. Я ведь все привык для печати работать, а тут никаких технических и производственных барьеров нет. Рисуй и крась, как тебе вздумается. Это очень приятно».
Источник: «Свияжские хроники XIX–XX веков». Журнал «Казань», №1, 2012
27 мая 1942 года Голицына осудили на пять лет исправительно-трудовых работ по 58-й статье — «Измена родине».
«Я выслушал приговор довольно равнодушно (ждал десять), сострил довольно плоско: „Год я уже отсидел, а там одна пасха, две пасхи, три пасхи, и дома“».
Источник: «Свияжские хроники XIX–XX веков». Журнал «Казань», №1, 2012
Домой Голицын так и не вернулся. Он умер в 1943 году в свияжской тюрьме от пеллагры, которую также называют «болезнью трех Д»: диареи, дерматита, деменции. Семье сообщила об этом дальняя родственница Софья Олсуфьева, заключенная в той же колонии. Так как нельзя было писать о смерти открыто, Софья написала родственникам так:
«6 февраля, неожиданно, утром, его отправили с этапом, но зато он теперь вместе со своим отцом».
Источник: «Свияжские хроники XIX–XX веков». Журнал «Казань», №1, 2012
Письма родным из свияжской колонии, 1943 год. Фото из экспозиции Музея истории Свияжска
Место захоронения Владимира неизвестно, но в 1983 году его сын Илларион Голицын и внук Михаил Трубецкой установили на западной стене Свияжского Успенского монастыря мемориальную доску.
Памятная доска на стене Успенского монастыря. Экспозиция Музея истории Свияжска
Продолжение династии художников
Владимир был женат лишь однажды, на Елене Шереметевой — внучке графа Сергея Шереметева. В их браке родилось трое детей. Старший сын и внук Андрей стали известными геологами-угольщиками, а младший сын Илларион, внуки Сергей, Иван и Екатерина — профессиональными художниками.
Илларион Голицын, график
Художник Иван Голицын
Племянник Голицына, Владимир Перцов, иллюстрировал советские детские книги. Дядя стал его первым учителем и советовал больше рисовать. Перцов оформлял «Тараканище» и «Федорино горе» Корнея Чуковского, «Конька-Горбунка» Петра Ершова и «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, сказки Александра Пушкина. Всего он работал более чем над 100 книгами.
Потомки Голицыных, 2005 год
Обложка: Vk.com; фото: 1 — Fantlab.ru; 2 — Wikipedia; 3 — Государственный исторический музей; 4 — Государственная Третьяковская галерея; 5 — Vk.com; 6 — Vk.com; 7–8 — А. Кароти. «Наследство капитана Немо»; 9 — «Кладбище мамонтов»; 10–12 — Артуро Каротти. «Наследство капитана Немо»; 13 — Wikipedia; 14–21 — Rvvlada.ru; 22–23 — Author.today; 24–28 — Fantlab.ru; 29 — Bogoroditsk.ru; 30–31 — Vk.com; 32–35 — Market.yandex.ru; 36 — Pastvu.com; 37 — Pastvu.com; 38 — Pastvu.com; 39 — Pastvu.com; 40–41 — из экспозиции Музея истории Свияжска; 42 — фонд Музея-заповедника «Остров-град Свияжск»; 43–46 — Moskvichmag.ru; 47 — Борис Сысоев; 48 — Илларион Голицын; 49 — Государственная Третьяковская галерея; 50 — Государственная Третьяковская галерея; 51 — Artinvestment.ru; 52 — My.tretyakov.ru; 53 — Moskvichmag.ru; 54–56 — ГТГ / Иван Новиков-Двинский; 57 — Moskvichmag.ru; 58 — А. Кароти. «Наследство капитана Немо»