«Не говорите мне потом, что я недостаточно „по-татарски“ написала музыку». Певица Fauzia переехала в Москву и готовит альбом для своего татароязычного проекта Defne — «Инде» поговорил с ней об этом
Для певицы Фаузии Кадыровой (возможно, вы слышали ее песню «Небом», записанную совместно с «Кружком хора») 2024 год прошел продуктивно: она выпустила альбом и несколько синглов, давала концерты в Казани, выступала на этнофестивале «Каракуз» в Альметьевске и даже успела снять клип на Московском рынке. Осенью артистка внезапно перебралась из Татарстана в Москву и почти одновременно с этим запустила татароязычный проект Defne. В интервью «Инде» Фаузия рассказывает, почему она решила уехать, как слушатели повлияли на создание Defne и что стало для нее «потолком» в Татарстане.
Сейчас ты живешь в Москве, а незадолго до переезда запустила проект Defne с песнями на татарском. Как связаны эти два события?
На самом деле это стечение обстоятельств. Я запланировала переезжать давно, вынашивая план около полугода. А над тем, чтобы сделать отдельный татарский проект, думала уже года полтора. Наконец-то созрела этим заняться, и очень забавно получилось, что именно после отъезда в Москву Defne начал выстреливать, набирать обороты.
В одном из своих интервью год назад ты говорила, что думаешь, что в столицу есть смысл ехать с «определенным багажом» — уже достигнув желаемого уровня, чтобы не пришлось заново проходить эту дорогу. Выходит, сейчас багаж есть? Что изменилось за год?
Если говорить про багаж, то он определенно пополнился — у меня появился наконец-то альбом на русском языке. Пусть и мини, но после него последовали несколько синглов и песня «Небом» с «Кружком хора»: мало кто делает коллаборации с хорами. Релиз получил обложку плейлиста VK и стал даже популярнее, чем записанная соло-версия. Еще в 2024-м я выступала на Дне республики в Казани. Думаю, в Татарстане быть на главной сцене в такой день — пока что потолок.
Сейчас у меня более цельное представление о себе, и мне психологически проще переезжать — это и есть багаж, пополняющийся уверенностью. Теперь буду исследовать новое, пробивать потолок и идти дальше в неизвестность.
Чем Москва может помочь татароязычной исполнительнице?
Здесь, в первую очередь, легче общаться с музыкальными редакциями. Я до релиза Defne отправляла песни людям, которые работают на «Яндекс Музыке», крупных лейблах, и получила положительные отзывы. Мне говорили, что проект может стать чем-то уникальным за счет своей новизны, симбиоза жанра и языка — практически неизведанная ниша, если мы не берем суперизвестных исполнителей вроде Tatarka или «Аигел». Москва помогает наладить контакты с творческими людьми. Я, кстати, там случайно познакомилась с девушкой родом из Казани. Оказалось, у нее свой бренд сумок, который тоже связан с этникой. Мир маленький.
Появилась возможность ходить на мероприятия, которые устраивают главные стриминговые площадки сегодня — «VK Музыка» и «Яндекс Музыка». Думаю, здесь ключевые факторы — мелькать перед глазами и не бояться знакомиться. С этим у меня конечно, проблема. Хотелось бы ее преодолеть.
Чем сейчас занимаешься в столице? Работаешь одна или с командой?
Продакшен находится в Казани. Иногда работаем дистанционно — записываю вокал, а ребята мне присылают аранжировки, варианты постпродакшена. В команде нас трое: я пишу тексты и мелодии, Ринат Субаев отвечает за аранжировки и прорабатывает стилистику, он смело экспериментирует с форматами. Влад Зверев делает микс, мастеринг, добавляет свое художественное видение в плане баланса звуков и их характера. Знаю, что он работает со многими артистами в Татарстане и за его пределами.
Команда пока что только формируется, в основном я сама себе менеджер. Работа музыканта монотонная на 80 процентов, нужно все четко структурировать — поэтому мой день в основном состоит из этого.
А как в целом выглядят твои будни в Москве?
Встаю я обычно ближе к обеду — сейчас у меня очень сильно сбился режим. В основном день я начинаю с того, что делаю какую-то техническую составляющую своей работы — планирую, придумываю сценарии, снимаю видео, чтобы продвигать свои соцсети. Потом хожу в зал пару раз в неделю. Вечером преподаю вокал индивидуально либо занимаюсь музыкой: пишу песни, что-то редактирую. В общем, вечер у меня — время вдохновения, создания нового, а утром все более структурированно.
Выросли ли твои доходы непосредственно от музыки? Насколько реалистично для тебя полностью обеспечивать себя за счет концертов и новых релизов?
Роялти выросли очень даже приятно. Теперь могу спокойно тратиться на тот же продакшен. Но на жизнь, конечно, их не хватает абсолютно. Поэтому в прошлом году проработала в школе учительницей музыки и часть заработка откладывала, чтобы вложиться в альбом. До сих пор использую те деньги, чтобы создавать что-то новое.
Думаю, мне станет комфортно жить с определенного количества прослушиваний в месяц. Я знаю артистов, которые обеспечивают себя при 500 тысячах ежемесячных слушателей. Мне, скажем, будет прекрасно житься с миллионом прослушиваний в месяц. Но, конечно, большая часть дохода артистов — все-таки концерты.
С кем из студий и лейблов ты продолжаешь сотрудничать?
Сейчас как Fauzia я на дистрибуции у московского Frwrd. Их фокус-артисты — Markul, Loqiemean. Мне лейбл помогает с размещением в плейлистах, на платформах и отвечает за отчетность. А сайд-проект Defne — на «Каракуз Лейбле», который открылся недавно и только начал набирать аристов.
Кажется, они запускались с очень локальной концепцией — продвигать исполнителей с юго-востока Татарстана. Почему ты решила работать именно с ними?
Когда [лейбл-менеджер] Миша Гордеев рассказал мне о концепции лейбла, я заинтересовалась. На тот момент проект Defne не был до конца сформирован, и просто взяла на заметку такой канал развития. Подумала: ого, в Татарстане появилась какая-то альтернатива на музыкальном рынке. Я знала только о Yummy Music и «Казанализации» — и поняла, что идеи «Каракуз Лейбла» мне ближе.
Насчет Defne советовалась с одним специалистом из Москвы. Он отправил мою песню Bahh Tee, потому что его Lotus Music публикует тюркоязычных исполнителей. [Бахтияр] ответил, что проект отличный, но слишком нишевый, и с продвижением такой музыки лучше пойти к локальным специалистам, которые знают, как это продавать.
У меня вся коммуникация с лейблами происходит онлайн. С проектом Fauzia было точно так же: я в Казани, Frwrd в Москве. До сих пор, кстати, лично с ними не познакомилась. Но механика одна: отправляю песню и все нужные данные. А они ее загружают на стриминги.
Ты планируешь возвращаться в Татарстан? И вообще, планируешь ли новые переезды далеко наперед?
Я [в Москве] второй месяц и уже ездила в Казань дважды. Почти на два города живу, можно сказать, — все из-за мероприятий. Пока что думаю оставаться там, дальше посмотрим. Не знаю, где окажусь через год.
На лето у меня большие планы. Не знаю, будут ли события в Татарстане, все зависит от желания местных организаторов. Сейчас отправляю портфолио на разные фестивали: в Карелию, Подмосковье. В России, оказывается, очень много классных этнособытий — буду максимально расширять свою географию слушателей. Москва тут помогает тем, что очень часто из города предоставляют трансфер за счет организаторов, да и в целом проще с логистикой в другие регионы.
Как ты концептуально разделяешь свои русско- и татароязычный проекты? Не по языку, а именно по звучанию, настроению. Какой из проектов больше отражает тебя?
Когда я создавала Defne, основательно проработала образ до мелочей. Размышляла о его ценностях, миссии и о том, какого слушателя хочу видеть перед собой. Потому что с Fauzia все происходило более плавно, естественно — был очень долгий и изменчивый поиск на протяжении пяти лет. Здесь на самом деле и слабость этого проекта: потому что нет какой-то четкой огранки, что очень важно сегодня. Визуализация — классная стратегия, чтобы понять, чего ты хочешь. И сейчас «татарская часть» мне намного ближе и понятнее. Возможно, за счет того, что я все подробно расписала, а может, у меня такой этап в жизни.
Почему ты решила выделить песни на татарском в отдельный проект? Ты ведь выпускала их и раньше.
Началось все с того, что мне лично говорили люди о том, что ждут песню на определенном языке. Поняла, что зачастую это очень разные слушатели, поэтому решила разделить проекты. И самой, честно говоря, стало так намного проще и спокойнее. Процесс работы над ними различается. Я вдохновляюсь абсолютно разными вещами. Например, в Defne нравится какая-то перчинка, дерзость и даже воинственность. И мне комфортно транслировать такие мотивы именно там — в русских песнях я не знаю, как подобное показать.
Планируешь ли ты как-то разделять сценические образы? Потому что как Fauzia ты тоже используешь в костюмах тюркские мотивы.
Это было на конкретных мероприятиях с четким заданием. А так да, уже начала разделять. Например, одной из фишек у Defne будут переводные татуировки на лицо. Уже распечатала пробные версии, договорилась с художницей и думаю скоро выпустить их как мерч.
А о чем будет альбом Defne?
Он состоит из шести песен. Две из них уже вышли — Yozek и Kanimda. Все композиции основаны на этнических мотивах и сказках, там будут отсылки к нашему культурному коду в огранке современного звучания. Например, песня в жанре дарквейв «Пәрәвез» (переводится как «паутина»), мне кажется, даже звучит клубно: как то, что включаешь в машине на полную громкость.
Каждая песня полна символизма и вдохновлена реальными и нереальными историями. А все вместе соединяется в единую вселенную того татарского мира, который окружает меня. Не говорите мне потом, что я недостаточно «по-татарски» написала музыку. Альбом несет в себе не только нашу культуру, но и вкрапления моего личного вкуса и опыта. Предполагаемая дата выхода, если мы все успеем, — 21 февраля. Завтра (интервью проходило 24 декабря 2024 года. — Прим. «Инде») я еду записывать две завершающие песни альбома и отдаю релиз на постпродакшен.
А с кем ты вообще консультируешься? Есть ли у тебя такие люди, чьему мнению ты первоочередно доверяешь?
В первую очередь слушаю сама, пока у меня не «замылятся» уши. Часто у нас появляется несколько вариантов аранжировки и вокальных партий. На этапе записи в студии мне помогает Ринат Субаев с мелодией и идеями для бэк-вокала. Первые готовые версии я включаю мужу, он как независимый эксперт говорит, что цепляет, а какие моменты можно попробовать сделать иначе. Даю послушать маме, но для нее всегда все «бик матур».
И, конечно же, прислушиваюсь к мнению Влада Зверева. Потому что есть разные тонкости в технической составляющей звука: в машине песня звучит одним образом, в наушниках иначе, в динамиках тоже. Он помогает прийти к единому балансу и стандарту звуков. Очень много факторов нужно учитывать, чтобы получился хороший продукт. Не зря у мировых артистов в списках авторов сотни человек.
Планируешь ли ты клипы?
Видео на песню Yozek уже готово. Мы его сняли на Московском рынке совместно с «Громкими рыбами». Хочу поблагодарить эти команды, вместе сделали большое дело. Сам процесс был отдельным приключением для меня: при виде количества людей на площадке не могла поверить в то, сколько профессионалов задействовано для создания клипа. Это мой первый настолько масштабный опыт съемок. Было весело, сромантизирую: холод, ноябрь, и даже ремонтные работы на рынке не помешали. Клип выйдет сразу же после выхода альбома. И процесс, и результат, и слаженность работы сделали меня счастливой.
А как Fauzia что-то планируешь выпускать в ближайшее время?
У меня написано несколько новых русскоязычных песен, но пока внимание сфокусировано полностью на Defne. Ближе к концу следующего года надеюсь выпустить EP на русском языке.
Фото: предоставлены Фаузией