Burger
Гид. Что смотреть на V театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка»
опубликовано — 22.05
просмотры — 1949
logo

Гид. Что смотреть на V театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка»

Четыре спектакля, две лекции, две экскурсии, один кинопоказ и опера

С 17 мая в Казани проходит V театральная лаборатория «Город АРТ-подготовка», в рамках которого четыре команды режиссеров, актеров и художников в течение недели готовят эскизы спектаклей на заданную тему (в этом году — «Казань»). Готовые эскизы можно будет бесплатно увидеть с 25-го по 27 мая, а еще в рамках фестиваля запланирована обширная параллельная программа. «Инде» составил исчерпывающий гид по событию.



Основная программа

Эскиз спектакля «Бер фаҗигале язмыш хроникасы» («Хроника одной трагической судьбы»)

«Бер фаҗигале язмыш хроникасы» — эскиз по мотивам романа «Черная Колыма» Ибрагима Салахова. В постановке заняты актеры Камаловского театра — Зульфира Зарипова, Рамил Вазиев, Алмаз Сабирзянов, Эмиль Талипов, Ришат Ахмадуллин, Гузель Гюльвердиева и Алмаз Бурганов. Режиссер — Дмитрий Акриш (Московский драматический театр имени М. Ермоловой). Куратор — Радиф Кашапов. Эскиз представят в творческой лаборатории «Угол». Русскоязычным зрителям предоставят наушники с переводом.

Радиф Кашапов

куратор эскиза

Меня всегда интересовала история Плетеневской слободы Казани и Плетеневской тюрьмы. Она находится почти в центре — чуть дальше Азимовской мечети, но там протекает совсем другая жизнь. Когда режиссер Дмитрий Акриш обратился ко мне с просьбой найти текст для эскиза, я вспомнил об этом месте и романе «Черная Колыма», большая часть действия которого проходит в Плетеневской тюрьме. Сам я нашел этот текст, когда искал сведения о татарском общественном деятеле Салахе Атнагулове, который был репрессирован в 1930-х годах (к слову, он прадедушка моей подруги, музыканта группы Juna Саши Мустафиной). Атнагулов сидел в этой же тюрьме вместе с автором романа Ибрагимом Салаховым, и этот факт отражен в произведении. Уже в ходе подготовки эскиза режиссер расширил материал и добавил в него кусочки из других произведений об истории ГУЛАГа и репрессий — «Давайте помолимся» Аяза Гилязова, «58-я. Неизъятое» Анны Артемьевой и Елены Рачевой, а также тексты, которые актеры написали сами в ходе этюдных работ.


Где смотреть:

Парижской Коммуны, 25/39

Когда:

26 мая в 13:00 и 17:00
Регистрация по ссылке

27 мая в 14:00
Регистрация по ссылке

Эскиз спектакля «На высоких качелях»

Основа эскиза — стихи современных казанских поэтов. Режиссером постановки стал Артем Устинов, а казанская поэтесса Анна Русс подобрала тексты и курировала процесс. Эскиз поставят во дворе офисного центра на улице Пушкина, 52а (вход со стороны улицы Горького).

Анна Русс

куратор эскиза

Казанские поэты живут как будто в параллельном мире, не стараясь собрать свою аудиторию. Часто за пределами Казани они известнее, чем в родном городе. Стихи их прекрасны, глубоки и актуальны. Но новое поколение привыкло, слыша слово «казанский» и слово «поэт», домысливать, рисовать в голове контуры Кремля, мечетей, тюбетеек и восклицательные знаки в конце строк. А они тем временем молоды, красивы, остроумны, наблюдательны, местами циничны, и если их художественные методы что-то и объединяет, то это не принадлежность к этносу, не поэтика с национальным колоритом, а только то, что они друг с другом знакомы и часто дружны. Я так рада, что мне доверили подобрать тексты для спектакля и подсказать место, в котором уже очень давно хотелось что-то такое. Мне кажется, зритель будет удивлен.


Где смотреть:

Двор офисного центра на улице Пушкина, 52а (вход со стороны улицы Горького)

Когда:

26 мая в 21:30
Регистрация по ссылке

27 мая в 21:30
Регистрация по ссылке

Эскиз спектакля «Дом» (истории Мергасовского дома)

Спектакль основан на рассказах и воспоминаниях нынешних и бывших жильцов памятника эпохи конструктивизма, знаменитого Мергасовского дома. Режиссер — Вера Попова (Театр драмы, Прокопьевск), художник и куратор — дизайнер Ксения Шачнева, собирали воспоминания и писали текст писательница Радмила Хакова и поэтесса Йолдыз Миннуллина.

Радмила Хакова

автор текста

Этот дом был построен в 1928 году и стал первым многоэтажным домом Казани с водопроводом и канализацией. В 1981 году трещина в стене впервые создала угрозу для жильцов — с тех пор дом считается аварийным. Сейчас жильцов расселяют. Многие согласились на обмен и съехали в новый жилой комплекс «Салават купере». Но есть те, кто отказывается уезжать. Из окна этого дома видно Кремль, парк «Черное озеро». Отсюда рукой подать до главных театров и музеев. Дом называют «страшным зеленым». Эстетика его разрушения привлекает туристов — если вы откроете «Инстаграм», то заметите, что в этом месте часто фотографируются.

Эскиз спектакля «Дом» — скриншот, попытка включить звук из его окон, многоголосье людей, живших здесь в разное время. Кто-то жил и работал тут когда-то — и рассказал об этом, кого-то уже нет — и его голос мы взяли из писем в библиотеках, а кто-то живет в доме прямо сейчас.


Где смотреть:

Зеленая зона над гаражом во дворе дома по улице Кави Наджми, 22а

Когда:

26 мая в 21:00
Регистрация по ссылке

27 мая в 21:00
Регистрация по ссылке

Эскиз пластического спектакля «Молот. Сумерки»

Режиссер эскиза в жанре пластической хореографии — Алина Мустаева, хореограф спектакля «Магазин» Альметьевского драматического театра, у которого в этом году пять номинаций на премию «Золотая маска». Показ состоится в три утра под мостом Миллениум. Для тех, кто не готов к таким подвигам, — повтор в 19:00. Куратор постановки — директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

Алина Мустаева

режиссер

Эта история — о том, как сложно порой сделать правильный выбор. К вечной теме меня подтолкнула работа Фридриха Ницше «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом». Кто твои идолы? Временные они или вечные? И устоят ли они под натиском новых? Наше пластическое эссе — попытка поразмышлять над этими вопросами.


Артем Силкин

куратор эскиза

Эскиз поставим под мостом Миллениум. Во-первых, мост — очевидный символ, во-первых, связи времен и географий, мифического миллениума. Это «мисто красивое» из анекдота, центр цветка города, место вне обязанностей и привязанностей. Во-вторых, урбанизация — базис социальных проблем 1980-х. В третьих, Under the bridge [...] Lonely as I am, together we cry (цитата из песни группы Red Hot Chili Peppers 1992 года. — Прим. «Инде»). В-четвертых, здесь просто красиво.


Где смотреть:


Под мостом Миллениум со стороны улицы Подлужной

Когда:

26 мая в 3:15 (ночь с 25-го на 26-е) и в 19:00
Регистрация по ссылке

Off-программа

Лекция Никиты Васильева «Казанская поэзия 2000−2010 годов: недолгое оживление»

Никита Васильев — литературный критик, журналист и автор трех материалов на «Инде» о казанской поэзии (раз, два, три). На лекции он расскажет о лирике нулевых — Игоре Тишине, Анне Неве, Евгении Калашникове, Айгель Гайсиной и других героях городского поэтического бума.

Где и когда:

23 мая в 19:30
Центр современной культуры «Смена»
Б. Шахиди, 7
Регистрация по ссылке


Лекция-дискуссия Артема Силкина «„Трудное“ наследие в музее»

Директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин расскажет о том, как музеи могут показывать посетителям трагические и неудобные страницы российской истории — революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны, репрессии.

Где и когда:

24 мая в 19:00
Национальный музей РТ
Кремлевская, 2
Регистрация по ссылке

Поэтическая экскурсия «Арттан йөри шәһәр урамнары» («Город ходит следом»)

Городской автобусный вояж под стихи татарской поэтессы Йолдыз Миннуллиной.

Где и когда:

25 мая в 21:00
Отправление от театра Камала
Регистрация по ссылке

Экскурсия Радифа Кашапова «Казанский авангард: революционная функциональность»

На экскурсии журналист и музыкант Радиф Кашапов расскажет, чем казанский конструктивизм отличается, к примеру, от ленинградского, сколько в Казани соцгородов, и покажет, как выглядят изнутри Мергасовский дом и Дом печати.

Где и когда:

26 мая в 11:30
Сбор у Дома печати
Баумана, 19
Регистрация по ссылке

Показы казанской кинохроники


Организаторы запланировали показ хроники «Казань 90 лет назад» и документальных фильмов режиссера Николая Морозова — «Страшные игры молодых» (1987) и «Крик. ПТУ не с парадного подъезда» (1989).

Где и когда:

27 мая в 13:00
Центр современной культуры «Смена»
Б. Шахиди, 7
Регистрация по ссылке

Опера Александра Маноцкова «Сны Иакова, или Страшно место»

Композитор Александр Маноцков написал оперу год назад по заказу Свияжского музея. Либретто основано на личных делах заключенных, содержавшихся в Свияжской тюрьме. Жанр оперы Маноцков называет «камерным опен-эйром». Всего в «Снах Иакова» задействованы 11 казанских вокалистов (10 мужских голосов и один женский), валторнист и аккордеонист.

Где и когда:

30 мая в 19:00
Свияжск, двор бывших казарм инженерного корпуса
Купить билет с трансфером
Купить билет без трансфера

Фото: vk.com/gorodartpodgotovka, YouTube, Facebook