«Москва — Казань — Москва». Зачем ехать в столицу на выставку «Смены» и Department of Research Arts
27 февраля в художественной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале в Москве откроется выставка «Москва — Казань — Москва»: совместный проект Department of Research Arts и центра современной культуры «Смена», результат исследований казанского контекста более чем 20 современными художниками. «Инде» рассказывает о проекте и его участниках и объясняет, почему выставку стоит увидеть.
Что такое «Москва — Казань — Москва»
Проект объединит на одной площадке более 20 художников, работавших с казанским контекстом. Выставка через призму личных, антропологических и художественных практик представит образ современной Казани — вполне вероятно, с неожиданной стороны. Среди них как авторы, которые родились и всегда жили в Казани, так и те, кто провел здесь несколько лет или даже дней. Это люди разных поколений, работающие в разных направлениях: от сооснователя «Смены», 59-летнего художника Ильгизара Хасанова до 34-летнего японского фотографа Икуру Куваджимы, прожившего в Казани около двух лет.
История проекта началась с совместных казанских резиденций «Смены» и Department of Research Arts. В первой, прошедшей в мае 2016 года, участвовали студенты школы Родченко — результаты их исследований городской среды выставили сперва в «Смене» на «Ночи музеев», а затем, после доработки, длившейся несколько месяцев, в сквере Баки Урманчи в рамках Дней уличных искусств. В 2017-м исследования Казани продолжились: в течение года художники Павел Отдельнов, Николай Онищенко и Алексей Васильев приезжали в «Смену» с персональными выставками и параллельно работали с местным контекстом (результат представили на коллективной выставке «Наблюдатель»). На выставке «Москва — Казань — Москва» можно будет увидеть финальные версии работ, которые авторы создавали во время прошедших в «Смене» резиденций.
Центр междисциплинарных исследований в области современных искусств Research Arts возник при московской галерее «Триумф» в 2013 году. Задача институции — создание истории современности, воплощенной в экспериментальных формах. Первыми опытами центра стали «Мари. Research», «Чуваши. Research» и «Московия. Research» — фотографические проекты, связанные с документированием повседневности в российских регионах. C 2016 года Research Arts провел несколько выставок в Казани совместно с ЦСК «Смена», а в 2017-м центр представил основанную на архивах Булата Галеева выставку «Прометей. Демоверсия: Эксперимент обещает стать искусством» в московском клубе «НИИ».
Наиль Фархатдинов
куратор
Изначально у нас не было какой-то генеральной идеи работы с Казанью — она формулировалась в процессе. Наверное, наш интерес к городу можно назвать культурно-географическим: уже в 2016-м Казань привлекала внимание СМИ и туристов — за счет прошедшей Универсиады, «Смены» и вообще. Кроме того, мы заметили, что Казань часто называют «третьей столицей». Нам было интересно, как через эту идеологему разворачивается публичная риторика вокруг города, но мы хотели нащупать что-то более существенное, что поможет «распаковать» такой ярлык.
В итоге мы попробовали собрать истории, которые показывают, что за «третьей столицей» скрывается другая Казань, доступная только взгляду художника, столкнувшегося с городом. Эта Казань, как кажется, эфемерна, но в визуальных искусствах ее удается зафиксировать. Большинство проектов на выставке «Москва — Казань — Москва» — результат попытки исследовать различия между городом, проживаемым его жителями и гостями (которыми были многие авторы), и его альтернативным публичным образом.
Кристина Романова
куратор
У нас не было задачи показать какую-то «настоящую» Казань, которую якобы до этого никто не видел. Мы хотели подступиться к более универсальным проблемам: понятию «столицы» и трансформации отношений центр — периферия, глобальное — локальное, традиционное — современное. В проекте, помимо работ современных авторов, представлены произведения Баки Урманче, Булата Галеева и прометеевцев. Нам кажется, существование этих людей (как, впрочем, и многих других) в истории культуры и искусства города подтверждает, что Казань — культурная столица со своими богатыми традициями и особенностями.
На какие проекты обратить внимание?
«Черное озеро»
Сооснователь «Смены», один из самых известных казанских художников Ильгизар Хасанов представит серию небольших живописных полотен и скульптур, связанную с глубоким переживанием местности.
«ТаняВолодя»
Проект «Ты как я в молодости, только лучше»
Казанская художница Лиза Чухланцева (несколько лет прожила в Москве, где успела поучиться в школе Родченко и провести две персональные выставки — в галерее «СТАРТ» на «Винзаводе» и в ISMAAG) создает очень «личные» проекты. На выставке «Москва — Казань — Москва» будет инсталляция, связанная с ее семьей.
«Случай»
Фотограф Ляйля Гимадеева родом из Астрахани. Она окончила Казанский университет, а сейчас живет в Москве. Работа Ляйли «Случай» — это инсталляция на основе фотографического проекта о столкновении с разными людьми в Казани. Несколько эпизодов взаимодействия Ляйли с окружающими сопровождается описанием эмоций от этих столкновений.
Александр Скобеев
Казанский художник, выпускник КХУ им. Фешина, живет в Москве. Скобеев представляет фотографии из личного архива: на них видны как какие-то «иконические» казанские места, так и более личные, менее очевидные. Также Александр представит живописную работу «Ленская, 5», которая станет частью триптиха о Казани трех поколений художников Скобеевых — еще две работы написали его отец Виталий Скобеев («Золотой век») и дед Валерий Скобеев («Дворик»).
«На окраинах»
Проект казанского фотографа Тимура Хадеева, в котором он стремится запечатлеть оставшиеся на окраинах города немногочисленные пустыри до начала их застройки. Хадеев делает классические ростовые портреты: хотя герои стоят на пустыре, из-за их спин уже виднеются здания.
«Город Трансформеров»
Японский фотограф Икуру Куваджима прожил в Казани несколько лет и снял, в том числе, проект «Город Трансформеров», демонстрирующий трансформирующиеся городские пейзажи. Куваджима фотографировал людей в ростовых куклах Трансформеров на фоне новейших казанских достопримечательностей.
«Пока мы лиц не обрели»
Художник Саша Маник, работающий с темой и эстетикой постинтернета, прожил в Казани несколько лет. «Пока мы лик не обрели» — это цифровой коллаж впечатлений о городе, дополненный аудиоинсталляцией (Маник еще и электронный музыкант, выступавший ранее под псевдонимом Holographic Internet).
«Встреча Линнея, Богданова, Фогта, Гальвани и Циолковского»
Руководитель мастерской «Проектная фотография» школы Родченко Владислав Ефимов исследует Казань как научный центр, место, где встречаются научные идеи и объединяются силы ученых. Он продолжает работу с объектами, которые были экспонированы в сквере Урманче — «ходячими» скульптурами, демонстрирующими разговор ученых, чьи взгляды на природу, поэзию и поиск научных идей совпадают.
«Точка отсчета»
Проект Анастасии Пожидаевой (участвовала в одной из резиденций как студентка школы Родченко) — это деревянный ассамбляж, который она сделала, основываясь на фотографиях окрестностей Казани. Снимки Пожидаева раскладывала на составные элементы и цветовые пятна, а потом воспроизводила в дереве.
«Песок»
Павел Отдельнов в Казани занимался темой экологии. Результатом стали видео «Песок», для которого Отдельнов сколлажировал фотографии со спутника, отображающие изменение городского ландшафта в связи с засыпкой водоемов, и две живописные работы — «Займище» (взгляд на территорию поселка Займище с птичьего полета) и «Пойма» (в центре пустыря высится стадион «Казань Арена» с российским триколором на фасаде).
Другие участники выставки «Москва — Казань — Москва»:
Алексей Васильев, Булат Галеев и СКБ «Прометей», Анна Денисова, Владислав Ефимов, Михаил Колчин, Галина Леонова, Саша Маник, Максим Месяц, Булат Максутов, Николай Онищенко, Иван Петрокович, Леся Полякова, Екатерина Попович, Артем Сильвестров, Баки Урманче, Антон Цимерман, Игнат Цоколаев.
В рамках параллельной программы «Москва — Казань — Москва» состоятся лекция кандидата искусствоведения Анджелины Лученто о казанском авангарде, семинар по производству художественно-антропологического знания и презентация каталога выставки. Даты мероприятий уточняются, за информацией можно следить на странице выставки в Facebook.
Выставка «Москва — Казань — Москва» откроется 27 февраля в 19:00 в художественной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале.
Адрес: Комсомольская площадь, 2. Вход со стороны вокзала
Выставка продлится до 25 марта. Режим работы: понедельник — воскресенье 10:00−20:00 (перерыв 13:00−14:00)
Вход свободный