Burger
Руками не трогать. Восемь музеев, которых явно не хватает Татарстану
опубликовано — 21.09.2018
logo

Руками не трогать. Восемь музеев, которых явно не хватает Татарстану

Амбиции, кальяны, память о чистой Волге, сториз Анастасии Аникиной и другие явления, которые хочется скорее спрятать под стекло

Мы живем в туристической республике и должны понимать, что одних объектов из списка ЮНЕСКО гостям Татарстана рано или поздно станет мало, да и после подробной экскурсии по Кремлю или Успенскому собору в Свияжске хочется чего-то более развлекательного. Сегодня эту функцию выполняют десятки музеев разной степени интерактивности — от татарского особняка с чак-чаком до музея археологии дерева. Впрочем, в последнее время стали появляться новости с сомнительными примерами: в Татмедиа недавно открылся музей истории татарстанской журналистики, а на «Казанской ярмарке» грозятся открыть музей гостеприимства. «Инде» призывает сотрудников ответственных за туризм ведомств остановиться, выдохнуть и подумать о том, что по-настоящему важно. В нашем списке — локальные явления, которые заслуживают музеефикации в первую очередь.



Музей «Бахетле»

Амбассадору эчпочмака пора оставить бесперспективную борьбу с мамочками-кондитерами в прошлом и бросить силы на создание собственного музея. Татарстан — регион продвинутый, потому выставочное пространство должно с порога кричать о том, что мы умеем в IT. Цифровая проекция типичного кассира «Бахетле» после вопроса «Вам маленький пакет или большой?» проводит гостей в зал с интерактивными стендами. Тачскрины расскажут о занимательной геометрии эчпочмака, покажут инфографику роста цен на элеш за время существования сети и срез салата «Сельдь под шубой» в макрорежиме. В конце экскурсии магазин, который помогает ленивым женщинам не облажаться перед родственниками, просто обязан поделиться рецептами — предположительно в формате кулинарного воркшопа с дегустацией. Завершит погружение в мир главного торгового бренда республики, разумеется, инстаграм-спот: тантамарески в 2018-м уже никого не интересуют, поэтому посетителям предложат сфотографироваться на фоне горы чак-чака, напоминающей египетскую пирамиду, или гигантского талкыш-калеве, замаскированного под стог сена.

Музей татарстанских амбиций

Амбиции — это новый моң: кто знает, как бы выглядела республика, если бы не стремление ее жителей сделать все быстрее, выше, сильнее. Татарстан как танк движется вперед по витиеватому бездорожью судьбы, ловко хватая события мирового масштаба, словно яблоки из соседского огорода. Республика проходит уровень за уровнем: сначала Универсиада, затем чемпионат мира по водным видам спорта, после футбольный мундиаль. Впереди WorldSkills, а в призрачных мечтах казанского градоначальника — Летняя Олимпиада. В общем-то весь нынешний Татарстан — результат тех самых амбиций. Но законсервировать эту национальную особенность лучше всего в специальном музее. Кандидаты в экспонаты — кусочек газона «Казань Арены», по которому бегал Месси, дымящийся обед волонтера Универсиады (волонтеры для подогрева сухпайка использовали пакет с реагентом, который нагревался при контакте с водой. — Прим. «Инде») и купальник синхрониста (на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани впервые прошли соревнования по синхронному плаванию в смешанных дуэтах. — Прим. «Инде»). Расположить их можно под самым большим в мире (иначе никак) стеклянным куполом, символизирующим чистоту намерений республики. А венчать его должна металлическая конструкция с чашей огня Универсиады, оставшейся после церемоний открытия и закрытия Всемирных студенческих игр на «Казань Арене» — ведь на татарстанские амбиции, как и на пламя, можно смотреть бесконечно.

Музей музеев экс-мэра Архангельска

Актер, ютуб-блогер, коуч, экс-мэр Архангельска и создатель «Музея иллюзий», «Дома великана» и так далее Александр Донской считает, что фокусироваться на чем-то одном плохо. Мы же считаем, что 11 то ли музеев, то ли аттракционов — слишком много для одной улицы Баумана и психики туриста. В прошлом году мэрия города обещала отдать Донскому подземную галерею на Баумана — предлагаем там и разместить музей музеев, объединяющий остальные: места хватит точно, туристы сэкономят время, место на главной улице города освободится под что-то нужное и красивое, а надоедливая аудиореклама и аляпистые вывески не будут раздражать горожан, спешащих на работу. Музей музеев — это квинтэссенция странных развлечений Казани. Предлагаем начать экспозицию с зала для битья тарелок (чтобы расслабиться), затем перейти к пятиметровому пончику (символ татарстанской тяги к гигантской еде), после окунуться в бассейн с шариками и вынырнуть на тихую Баумана, будто после дурного сна.

Музей татарской эстрады

Ударные силы музыкального софт пауэр Татарстана давно нуждаются в собственном храме, в котором могли бы причащаться творчеством «нашего всего» Салавата фанаты телеканала «Майдан-ТВ» и завсегдатаи концертов «Татарча солянка». Устроить его нужно в одном из местных ДК какого-нибудь татарстанского поселка городского типа — ведь именно там проходят концерты больших и малых звезд бескрайнего, как поля под Арском, космоса татарской эстрады. С экспонатами проблем быть не должно: из нестареющей классики — трехлитровая банка с водой из того самого альдермышского родника и туфли, в которых отбивала нехитрую чечетку под ритм «Туган як» Василя Фаттахова, из нового — скромный домашний халат с золотыми лампасами Элвина Грея (мы уверены, у него такой найдется), фотографии всех турецких отелей, в которых Гузель Уразова снимала свои клипы, шляпа Мунира Рахмаева и отдельная комната для медитации имени главной индуистской богини татарской эстрады Альфии Агзамовой. Но главное — это чучело сандугач (соловья), которого поминают всуе в каждой второй татарской песне, прямо перед входом.

Музей кальянов

Кальян в Казани — больше, чем кальян: это культурный код, символ города, скрепа, соединяющая одних, и ментальная дымовая завеса, разделяющая других. У нас есть гипотеза, что его периодически курят все, хотя далеко не каждый признается в этом, поэтому появление музея кальяна в идеале должно легитимизировать гилти плежер большинства казанцев 1980 года рождения и младше. Муниципальное учреждение «Музей кальянов и дыма» поможет наконец вытащить ароматный дым из-за завесы маргинальности. Подходящих локаций для него в Казани целых два: НКЦ, у которого вплоть до 2013 года находилось самое популярное место для курения кальянов, и казанская «Чаша» — за семантическую близость с конструкцией стандартного кальяна. В первом можно построить огромные диорамы с известными кальянными спотами Казани (уже упомянутый НКЦ, пляж «Локомотив» и речной порт), а второй может стать интерактивным аттракционом, показывающим внутреннее устройство и механизм работы кальяна (правда, загс придется выселить). Если с бюджетом все же будет туго, то учреждение можно открыть прямо в багажнике соседской «Хендай Солярис», ведь где бы музей ни находился, главное — он должен дымить, не горчить и пахнуть дыней и мятой.

Музей экологического благополучия Волги (мемориальный)

То, что с Волгой не все в порядке, знает каждый, кто хоть раз гулял вдоль ее берегов, причем неважно, в городе или за ним. «Эксперты оценивают состояние водоема и его приток как очень грязное и чрезвычайно грязное», — тревожно начинают статью о Волге на сайте Ecoportal, а через пару абзацев добавляют: «Также на берегах расположено 65 из 100 самых грязных городов страны». В таких условиях невозможно с серьезной миной открывать стандартный музей во славу великой русской реки, тем более что веры в скорый положительный эффект от приоритетной правительственной программы «Оздоровление Волги» тоже нет. Поэтому актуальный музей о реке Волге (которая на самом деле уже и не река вовсе) может быть только мемориальным, где главными экспонатами будут воспоминания людей, помнящих ее прозрачной, полноводной и без въевшегося запаха зеленых водорослей.

Музей татарстанского «Инстаграма»

Представьте: зал с хромированными стенами и полом. На больших интерактивных экранах из прочного стекла круглые сутки крутится глобальная лента сториз. Вот генеральный советник президента Международной ассоциации студенческого спорта Игорь Сивов учит английский, вот создательница бренда белья имени себя Анастасия Аникина размышляет о семье и верности, прикрыв наготу парео, вот основательница школы «Пикча», кафе «Свитер» и еще десятка бизнесов Галия Бердникова прямо во время пробежки по океанскому побережью рассказывает, как зарабатывать миллионы… Это как музей амбиций, только лучше, потому что в любой момент можно свайпнуть экран вправо (впрочем, вероятнее всего, там просто будут чьи-то новые амбиции). На отдельном стенде разместится инфографика, отражающая корреляцию уровня дохода близняшек Фатхеевых с блокировками их аккаунтов. Обратите внимание на зал с философской инсталляцией «Времена года»: в центре черной комнаты стоит экран, на котором нон-стопом крутятся фотографии площади Свободы, сделанные главным инстаблогером республики. Зима сменяет осень, лето — весну, и лишь одна вещь в стране остается несменяемой.

Музей потерянных на Профсоюзной вещей

Если вы подписаны на паблики «Джема» и других баров на Профсоюзной, то наверняка не раз видели объявления о пропаже предметов. Настало время сделать из них музей и собрать все потерянные вещи в одном помещении. С экспонатами проблем не возникнет: здесь можно будет найти смартфоны, ключи, шапки, часы, кредитки, паспорта, права, туфли, кольца, цепи, мохнатый брелок (мы не выдумываем) и наверняка футболки с фамилиями Месси или Рамоса на спине (эхо чемпионата мира). Выставить можно не только материальные предметы, но и метафизические экспонаты (мы же фантазируем, верно?) — сон жителей окрестных домов, совесть посетителей баров, самоуважение тех, кого не пустили в Bazzar (а на Профсоюзной это каждый второй), и логику того, кто разместил кафе «Сирия» напротив синагоги. Прелесть музея в том, что каждые выходные он будет пополняться и рано или поздно догонит по размерам музей «Поля чудес», только вместо банок с соленьями — помада и айфоны.

Иллюстрации: Настя Ярушкина