Архитектурный ликбез. 11 советских сграффито в Казани
Сграффито — художественная резьба по штукатурке, нанесенной на стену в несколько слоев. Один из популярных (наряду с мозаикой) видов монументального искусства эпохи советского модернизма сошел в СССР на нет в начале 1980-х. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил доктора искусствоведения Гузель Валееву-Сулейманову рассказать об истории этого вида искусства и 11 примерах казанской монументалистики.
Гузель Валеева-Сулейманова
главный научный сотрудник Института истории им. Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан, доктор искусствоведения
Сграффито — техника монументальной живописи и декоративной отделки стен. Ее выполняют в два-три цвета процарапыванием или соскабливанием нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки, покрытых в сыром состоянии слоем извести. Поверхность стены окрашивают таким образом, чтобы внизу оказался темный оттенок. Затем на стену, чтобы избежать ошибок, часто накладывают трафарет будущего изображения (линии должны получиться точными и четкими по силуэту), и по нему, по еще не высохшей штукатурке, выскабливают рисунок до обнажения нижнего слоя. Толщина слоев варьируется в зависимости от замысла художника. Обычно при выполнении росписи толщина нижнего слоя составляет пять-шесть миллиметров, последующих — до трех миллиметров. Изображения в сграффито обобщенные, стилизованные. Сграффито — доступная и несложная техника монументальной живописи: его легко и быстро исполнить, им можно оформить большие по площади плоскости стен. В отличие от стенных панно в технике мозаики и керамики, здесь используется более дешевый материал. Вдобавок сграффито достаточно долговечно и его можно легко обновить. К примеру, монументальным композициям на фасаде гостиницы «Волга» больше 50 лет.
КЦ «Московский» (бывший ДК Урицкого), 1965 год
pastvu.com
Этот вид искусства появился в Италии и известен с эпохи Ренессанса (XIV век). В России сграффито освоили в 1925 году на монументальном отделении московского ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института. — Прим. «Инде»). Широкое распространение техника получила в СССР в начале 1960-х — после принятия в 1955 году постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое привело к обезличиванию советской архитектуры эпохи хрущевской оттепели. Чтобы оживить индустриальный облик архитектуры, возникла идея оформлять ее монументальными настенными композициями. Архитекторы начали привлекать художников-монументалистов, украшавших свободные от архитектурной пластики кирпичные и панельные фасады, торцы зданий. Темы сграффито отражали идеологию государства, прославляли трудовые подвиги рабочих, строителей, нефтяников, посвящались темам космонавтики, науки, дружбы народов и другим.
Сграффито занимает важное место в истории монументального искусства, оно — часть художественного наследия страны. Его стилистика, отражающая символически обобщенный и предельно лаконичный язык пластической формы, была связана с развитием «сурового стиля» в живописи, пришедшего на смену сталинской эпохе с ее соцреализмом. Расцвет сграффито пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Затем этот вид искусства испытал творческий спад и практически исчез, поскольку потерял актуальность. С середины 1970-х годов на смену эпохе «сурового стиля» приходит новая «лирико-романтическая» тенденция — она отметает обобщенные агитационно-плакатные формы в изобразительном искусстве. Его язык усложняется, обретает новые оттенки и нюансы, форма обогащается по цвету и пластике. Появляются настенные мозаики, росписи, витражи с бесконечной цветовой палитрой, сложными пространственными композициями и не трафаретными образами.
Здание пригородного вокзала, 1967 год
facebook.com
В Казани сграффито не получило широкого развития, уступив место популярным росписям и мозаике. Сегодня сграффито стало частью исторического облика города и занимает свою нишу в истории советского монументального искусства республики. Пионером этого вида искусства в Казани можно считать художника-монументалиста Сергея Бубеннова. Его первые работы созданы совместно с казанским скульптором Василом Маликовым, живописцами Рустемом Кильдибековым и Виктором Федоровым. Первые композиции в технике сграффито на тему «Казань — порт пяти морей» и «Народы Поволжья» появились в Казани в 1961 году на фасаде гостиницы «Волга». Учитывая специфику здания и его расположение, авторы панно подошли к теме без использования стандартных, характерных для большинства советских сграффито композиций, отразили специфику образа города, этническое многообразие региона. Работа интересна как по форме исполнения, так и по содержанию, которое остается актуальным и по сей день.
Сейчас сграффито непопулярны: на этот вид искусства нет социального заказа. В СССР заказчиком выступало государство, нынешние потенциальные заказчики, наверное, даже не подозревают, что такой вид искусства существует и имеет художественную ценность. Например, недавно я побывала в набережночелнинской гостинице «Татарстан» и была потрясена тем, что ее новый владелец закрыл гипсокартоном ценное произведение монументального искусства — панно «Сабантуй» из шамотной керамики художника Рифката Вахитова. В свое время его публиковали в центральном московском журнале «Декоративное искусство». В Казанском институте культуры исчезло резное панно из гипса, пропали работы, украшавшие ресторан «Акчарлак», кожаные мозаики в интерьерах Дома татарской кулинарии, концертного зала им. Салиха Сайдашева. Очень много ценных с точки зрения художественности исполнения и использования дорогих материалов настенных росписей, мозаик, витражей, гобеленов уничтожено. У сграффито, как и других видов монументального искусства, не было и нет охранного статуса. Любой, не понимающий ценности искусства, варварски может их уничтожить.
«Казань — порт пяти морей» и «Народы Поволжья» («Богатства Волги») на фасаде гостиницы «Волга»
Адрес:
ул. Саид-Галеева, 1
Годы создания:
1961−1963
Авторы:
Сергей Бубеннов, Васил Маликов, Рустем Кильдибеков
С оформления фасада гостиницы «Волга» началось оживление монументально-декоративного искусства в Казани. Сграффито на отеле стало первым в городе. Авторы композиций, расположенных по сторонам от входа в гостиницу, — выпускники Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной Сергей Бубеннов и Васил Маликов, а также выпускник Львовского института декоративного и прикладного искусства Рустем Кильдибеков. Доктор искусствоведения Светлана Червонная в своей книге «Искусство Советской Татарии: живопись, скульптура, графика» пишет, что решение, предложенное художниками, было «далеко не совершенным: характер сграффито — грубоватым, цветовая композиция — аскетичной, а главное, символика, с помощью которой авторы стремились показать, как Волга объединила народы Севера и Юга и отдала им свои богатства — нефть, гидроэнергию, воду для полей, рыбу, — оказалась слишком насыщенной схематичными не столько изображениями, сколько обозначениями понятий».
«Казань — столица Советской Татарии» («Советская Татария») на здании железнодорожного вокзала
Адрес:
ул. Чернышевского, 36а
Год создания:
1967
Авторы:
Сергей Бубеннов, Виктор Федоров
Доктор искусствоведения Светлана Червонная в своей книге называет здание пригородного железнодорожного вокзала «важным объектом, создание которого приобрело этапное значение в истории монументальной живописи и синтеза искусств». По словам Гузель Валеевой-Сулеймановой, прообразом девушки на панно стала диктор местного телевидения по фамилии Хаматова, которая антропологически была похожа на казанскую татарку — с удлиненным овалом лица и тонкими чертами. Художник Рустем Кильдибеков отвечал за росписи в интерьере здания (утрачены во время реконструкции), Сергей Бубеннов и Виктор Федоров — за сграффито и мозаику (орнамент на калфаке девушки) на наружной стене. В книге «Народное декоративное искусство Татарстана» искусствовед Фуад Валеев называет сграффито, занимающее торцевую плоскость фасада, доминантой пространства привокзальной площади.
«Образ девушки выступает как персонификация Советской Татарии. Ее белый платок, распластанный по стене, расцветает узорами-символами нефтяной республики. Напоминая узоры народных вышивок, на этом огромном платке возникают обведенные красным контуром силуэты нефтехранилищ. Узкие окна с цветными стеклами вертикальными полосами рассекают платок, усиливая декоративную нарядность. Калфак на голове девушки украшен, словно самоцветами, зелеными и голубыми плитками керамики. Красиво и строго ее тонкое лицо с чуть раскосыми глазами, обрамленное черными косами. Аллегорический образ сочетается с реальным: четкой полоской внизу протянулся силуэт Казани, на фоне которой представлены фигуры юношей и девушек, рабочей смены страны», — описывает композицию Червонная.
К 1000-летию Казани здание пригородного вокзала перестроили, оставив из старой конструкции лишь одну стену — ту, которую украшало сграффито. По словам бывшего мэра города Камиля Исхакова, панно сохранили благодаря ему. «Я с архитекторами до посинения спорил по поводу того, оставлять или не оставлять. Дело в том, что она [работа] не вписывалась в ту архитектуру, которую создал [новый] архитектор этого здания Виталий Павлович Логинов. Но я настоял на том, чтобы она сохранилась, употребив свою власть», — рассказывал он. Панно за две недели воссоздали три художника из Казани и Нижнекамска — Фарит Валиуллин, Ришад Шагабутдинов и Ришат Тимириеев. На работы ушло 20 тонн цемента с песком. Сграффито сделали чуть ярче, чтобы оно лучше вписалось в облик нового здания. «Место это для картины очень удачное. Моя задача как монументалиста была все это сохранить. Старую живопись невозможно было оставить, потому что она уже отслаивалась, осыпалась. Стоял выбор — или создавать что-то новое, или оставить ту композицию, которая была. Мы решили восстановить то, что было, ведь это — визитная карточка нашего города, для многих — определенные воспоминания. [...] Пришла ко мне вдова Федорова с большой обидой за то, что я не сделал все один к одному. Я пытался ей доказать, что нельзя войти в одну воду дважды. Ничто в мире не повторяется. Она сказала мне: „У вас все получилось чисто по-татарски”. А для меня это самый большой комплимент. Я татарин, сделал роспись национальной, как мне того изначально и хотелось. Я сделал лицо более насыщенным и фон немножко теплее», — рассказывал Фарит Валиуллин.
«Победа коммунизма неизбежна» в сквере на улице Гагарина
Адрес:
сквер на пересечении Гагарина, Декабристов и Академика Королева
Годы создания:
начало 1970-х
Авторы:
предположительно Сергей Бубеннов совместно с Рустемом Кильдибековым
Композиция, восстановленная в 2014-м во время реконструкции сквера, отражает актуальную для советской идеологии тему союза промышленности, труда и образования в СССР. Цветовое решение сграффито включает шесть оттенков — кирпично-красный, белый, серый, темно-серый, серо-зеленый и бежевый. Левую часть панно занимает портрет Ленина, правую — лозунг «Победа коммунизма неизбежна». Гузель Валеева-Сулейманова предполагает по художественно-техническим свойствам, что композиция могла быть выполнена Сергеем Бубенновым; возможно, в создании участвовал Рустем Кильдибеков.
«Профессионально и композиционно грамотно исполненное сграффито отражает актуальную для того времени тематику. Изображение Ленина передается условно, ненавязчиво, фоновым, двухцветным, лишь обозначая его присутствие как идейного символа. [На панно представлены] обычные образы советской эпохи: рабочие за станком, строитель, студенты, молодежь. На заднем плане — атрибуты нефтяных и иных производств. Этакий „Мир. Труд. Май”», — комментирует панно искусствовед.
Спортсмены на стене КЦ «Московский»
Адрес:
ул. Академика Королева, 47
Год создания:
предположительно 1961
Автор:
неизвестен
Сюжетно работа отражает идею устремленности советского человека к новым свершениям — в данном случае спортивным. Композиция с изображением легкоатлетов, финиширующих на фоне заполненных стадионных трибун с олимпийской символикой, восстановлена в 2018 году во время реконструкции культурного центра «Московский». Композиция сочетает два вида монументального искусства: сграффито (спортсмены, беговая дорожка) и мозаику (фон, финишная лента, олимпийские кольца). По словам Гузель Валеевой-Сулеймановой, работа интересна как образец искусства советского времени, хотя с точки зрения стилистики и художественного исполнения не представляет высокой ценности.
«Наука» и «Производство» на здании Казанского филиала РАНХиГС
Адрес:
ул. Н. Ершова, 63
Год создания:
1971
Автор:
Сергей Бубеннов
Два панно украшают фасад бывшего Казанского учетно-кредитного техникума по правую и левую стороны от входа, где расположены актовый и спортивный залы соответственно. Левую часть композиции «Наука» занимает изображение девушки, читающей книгу (ее обложка украшена татарским орнаментом), правую — молодых ученых и космонавта. На фоне — солнце, символически визуализирующее поговорку «Ученье — свет». В правой части панно «Производство» изображен мужчина, держащий в руках пшеничные колосья (символизирует сельский труд), слева, поодаль от него, — группа строителей (представители рабочих профессий).
«Колорит композиций соответствует цветовой гамме, присущей технике сграффито: неяркие, неброские цвета, гармоничные архитектурному пространству и окружающей среде. В композициях интересно характерное для монументальной живописи с древнейших времен непропорциональное соотношение масштабов, в частности, известное нам по образцам египетской живописи. В „Науке” масштабно огромная девушка с книгой пропорционально контрастна мелким по масштабу другим персонажам. Сохраняется специфика в передаче пространства — оно плоскостно, без перспективы. Все условно — пространство, масштабы, пропорции; панно насыщено символикой, предметными атрибутами. Работы органичны существующей среде и не вызывают отторжения у зрителя», — комментирует работу Гузель Валеева-Сулейманова.
«Мир»
Адрес:
между домами №4 и 6 на Горьковском шоссе
Годы создания:
предположительно начало 1980-х
Авторы:
Виктор Аршинов, Григорий Эйдинов
Абстрактное сграффито посвящено пацифистской теме. В левой части панно на символической ладони изображены слова «Мир» и Paix («мир» на французском); в центре композиции — голуби мира, серп, молот, колос и птичье гнездо на фоне солнца; в правой части — рука, выпускающая в небо ракету. При близком рассмотрении работы заметно, что изначально панно имело другую колористику: из-под потрескавшейся краски проглядывает штукатурка кирпично-красного, желто-бежевого, темно-серого цветов.
«Химия» на учебном корпусе КНИТУ-КХТИ
Адрес:
Сибирский тракт, 12
Год создания:
1966
Авторы:
Рустем Кильдибеков, Васил Маликов
Панно «Химия» украшает фасад пятиэтажного корпуса Д технологического института, построенного в 1966 году по проекту института «Гипровуз». По мнению автора книги «Казань. Очерки по истории города и его архитектуре» Всеволода Остроумова, это сграффито «создает своеобразный градостроительный акцент, достаточно масштабный и увязанный в цветовом отношении с окружающей застройкой».
Правую часть панно занимают фигуры преподавателя и двух студентов, левую — изображение оборудования нефтехимического завода с товарной цистерной. Венчает композицию образ девушки, держащей в руках кристаллическую решетку.
Композиции на жилых домах
Адреса:
ул. Космонавтов, 4; Космонавтов, 6
Годы создания:
предположительно начало 1980-х
Авторы:
предположительно Сергей Бубеннов / неизвестен
«Композиции, украшающие панельные дома, остаются актуальными и по сей день в своей задаче оживить окружающее пространство. Без сграффито на фасаде дома выглядели бы совсем невзрачно, хотя композиции упрощены и не отличаются художественностью. „Космическое” панно сделано довольно схематично, в традициях „сурового стиля”. Соседний дом с изображением будто детских рисунков содержательно и композиционно дополнил тему. Скорее всего, сграффито нанесли на готовые плиты, которые затем разместили на стенах домов во время строительства», — отмечает доктор искусствоведения.
Панно в холле ДК химиков
Адрес:
пр. Ямашева, 1
Год создания:
1969
Авторы:
Л.П. Иванова и Р.В. Нурмухаметов
Панно, выполненные в технике, близкой к сграффито, украшают первый этаж холла Дома культуры. Часть из них посвящена сказочной тематике, часть — искусству: танцам, музыке, театру.
«Изображение процарапано на светлой стене и покрыто сверху по контуру краской — желтой, голубой и серой. Такая техника гораздо проще, чем в примерах ранее. Поэтому в этой работе есть мелкие детали: прорисованы костюмы, украшения и так далее. Некоторые части панно выглядят самодеятельно: не очень хорошо проработаны формы и образы некоторых героев — не прорисованы руки, глаза, лица, прически», — комментирует работу Гузель Валеева-Сулейманова.
Благодарим искусствоведа Гузель Файзрахманову за помощь в создании материала.
Фото: Даша Самойлова