15-минутный путеводитель: иммерсивный театр в шести спектаклях, которые вы еще можете увидеть
3 ноября в здании бывшего Центрального ЗАГСа пройдет премьера первого в Казани иммерсивного шоу «Анна Каренина». Режиссер постановки, основатель фонда «Живой город» Диана Сафарова обещает бережное отношение к тексту романа Толстого, сложные декорации и бар с авторскими напитками. Пока мы ждем премьеру, театральный критик Анастасия Паукер по просьбе «Инде» выбрала лучшие примеры иммерсивного театра в России и в мире, которые можно увидеть в ближайшее время. Список не только расширяет кругозор, но и помогает смириться с ценой билета на «Каренину» — по общемировым меркам 3500 рублей за постановку, в которой задействовано 50 актеров, не так уж много.
Справка
Главная задача иммерсивного (от immerse — «погружать») спекаткля — максимально активировать зрительское восприятие, спровоцировать предельное подключение зрителя к действию (если не на физическом, то на интеллектуальном и эмоциональном уровнях). На таком представлении не получится остаться скучающим наблюдателем. Классический иммерсивный спектакль подразумевает погружение зрителя в настолько детально сконструированное пространство и напряженное действие, что происходящее начинает напоминать виртуальную реальность. Но вместо VR-очков тут маска, скрывающая лицо и обеспечивающая свободу передвижения и действия.
Можно следовать за актерами, оставаться на месте или просто переходить из комнаты в комнату. Действие одновременно развивается в разных частях пространства, так что за всеми сюжетными линиями уследить невозможно, а потому ваш спектакль — ваша ответственность.
Спектакль-пионер, дедушка всего мирового иммерсива. В 2003 году творение английской группировки Punchdrunk открыло шлюз и выпустило на волю всех, кому стало тесно в существующих театральных форматах. Классика иммерсивного театра выглядит так: зрители в масках свободно блуждают в 90 комнатах огромного нью-йоркского особняка, периодически наталкиваясь на актеров, которые беспрерывно и повсеместно существуют в образах, навеянных шекспировским «Макбетом» и реализованных в нуар-эстетике. Зритель волен следовать за одним из персонажей, оставаться на месте или хаотично бродить по огромному лабиринту — словом, выбирать любую стратегию поведения и брать ответственность за свой спектакль на себя.
Спектакль заложил стилистические основы жанра: свобода перемещения взамен статики; присутствие вместо отстраненного наблюдения; интерактив; симультанность действия; маска как залог отказа от своей идентичности и обретения свободы действия и восприятия.
Где и когда можно увидеть?
Ежедневно до апреля
Нью-Йорк, The McKittrick Hotel, 530 West 27th Street
Сколько это стоит?
Пожалуй, один из самых качественных из близких к классическому примеров иммерсивного театра в России. Его создатели — американская команда Journey Lab, а действие разворачивается в Москве, в трехэтажном особняке Дашкова переулка. В основе сюжета «брожения» — пьеса Генрика Ибсена «Привидения». На зрителях тоже надеты маски, уследить за всем происходящим по-прежнему совершенно невозможно. Но даже если вы вдруг заплутали и рядом с вами совершенно ничего не происходит, отдельным удовольствием становится изучение детально проработанного интерьера: здесь можно открывать любые двери, листать книги, копаться в ящичках. Мимо, не замечая вас, будут шелестеть своими туалетами нервные дамы, пасторы где-то в закутке будут корчиться в любовном экстазе, у остальных будут обнаруживаться внебрачные дети и генетические заболевания. Ну или вы увидите что-то совсем другое.
Где и когда можно увидеть?
До декабря 2018 года включительно
Москва, Дашков переулок, 5
Сколько это стоит?
А вот спектакль режиссера Талгата Баталова выходит за рамки привычной иммерсивности, завещанной нам Punchdrunk'ом сразу по нескольким показателям. Путешествие зрителей в масках по множеству комнат огромного особняка происходит в наушниках, где голосом вашего подсознания звучит текст Максима Курочкина, навеянный ему Кастанедой, а задачей актеров становится прямое воздействие на зрителя и активное моделирование его различных эмоциональных состояний. Передвижение в пространстве тут превращается в захватывающую диктатуру агрессивной психодрамы: со зрителем особо не церемонятся, ему навязывают маршрут, много и резко трогают и в какой-то момент даже отвозят в морг. Результатом становится либо обретение совершенно нового эмоционального и физического опыта, либо неожиданное возвращение прочно забытого старого. За все мучения вам воздастся шикарным ужином в стиле Тайной вечери.
Где и когда можно увидеть?
Ежедневно до 30 октября (спектакль будет идти и после, но даты пока неизвестны)
Москва, ул. Большая Дмитровка, 32, строение 1
Сколько это стоит?
Театральная компания Rimini Protokoll проторенными путями не пользуется, поэтому подбирать определения их работам каждый раз приходится заново. Иммерсивность у самого непредсказуемого и передового театра планеты тоже неформатная. Спектакль Situation Rooms обходится совсем без актеров. Вместо них тут — сами зрители-участники. Они передвигаются по комнатам, сконструированным с кинематографической точностью, а навигатором для них становится не их собственная воля и не проводники, а видеозапись на айпэде, по которой нужно следить за передвижениями и действиями предшественников. Повторять эти действия необходимо с предельной точностью, потому что если этого не сделать, жесткая структура спектакля рискует развалиться. Так что здесь вы в ответе не только за свой спектакль, но и за спектакли всех участников просмотра. Это чувство усиливает и то, что Situation Rooms посвящен судьбам людей, так или иначе связанных с оружием, и в результате смены множества ролей зритель успевает почувствовать себя причастным к производству ПВО, уничтожению вражеских беспилотников и убийству сирийских беженцев.
Где и когда можно увидеть?
C 19 января до 1 февраля 2019 года
Мадрид, Teatros del Canal
Сколько это стоит?
Этот проект швейцарской компании Magic Garden — пример предельно аскетичной, неигровой иммерсивности, когда спектакль создается силами самого зрителя в пределах его собственной головы. Все, что ему необходимо, — отвечать на анкетные вопросы, сидя лицом к лицу с таким же участником. Вопросы будут касаться как раз этого незнакомца напротив. В ходе сочинения его судьбы в какой-то момент приходит осознание того, что появляющаяся характеристика имеет куда большее отношение к ее автору, нежели к объекту его пристального, глаза в глаза, изучения. Ловкая, мнимо легкая и предельно структурированная по всем канонам драматургия основана на неконтролируемо искренних ответах и обеспечивает этому «тренингу» по-настоящему театральную, иммерсивную природу.
Где и когда можно увидеть?
Спектакль в репертуаре «Гоголь-центра», но ближайшие даты показов неизвестны
Называть этот спектакль модным два сезона назад словом «иммерсивный» — почти кощунство, но не упомянуть его в этом списке нельзя. Этот опыт 48-часовой экспедиции из Москвы в Курск и обратно можно было бы считать трансцендентным, если бы он не был насквозь квантовым (в силу своего родства с книгой одного из создателей квантовой механики Вернера Гейзенберга «Физика и философия»). Участники во главе с комиссаром Всеволодом Лисовским, главным концептуалистом и отшельником сегодняшнего российского театра, отправляются в вояж с Курского вокзала. Цель: побег от пространства и времени. За одни выходные они оказываются в пяти разных городах и более чем в 20 локациях. Женщины в свадебных платьях читают Платона и Гейзенберга, а вам надо кормить енотов, получать знаки, видеть атомы, воздействовать на реальность и измерять степень своего воздействия с помощью шумомера и магнитомера. Никто не возвращается из этого квантового путешествия прежним.
Где и когда можно увидеть?
Следующая экспедиция произойдет весной. Следите за афишей площадки Трансформатор.doc
Сколько это стоит?
Октябрьская экспедиция стоила 10 000 ₽