Burger
Музыкальные итоги года. 88 альбомов 2018-го — от авант-рока до русского рэпа
опубликовано — 26.12.2018
logo

Музыкальные итоги года. 88 альбомов 2018-го — от авант-рока до русского рэпа

Обозреватели «Афиши Daily», Colta, Wonderzine и другие эксперты отвечают на вопрос «Что послушать?»

Декабрь — время подводить итоги. Вслед за лонг-листом кинокритиков «Инде» публикует гид по музыкальному ландшафту 2018-го. Мы попросили девятерых экспертов поделиться списками лучших альбомов уходящего года в разных жанрах. Спойлер: в материале аж три метал-подборки — какой год, такая и музыка.



Николай Овчинников

обозреватель «Афиша Daily», Voice



10 лучших российских альбомов

«Интурист» — «Командировка»


Дикая, странная, безумная и абсолютно безупречная пластинка от Евгения Горбунова («ГШ», NRKTK), который теперь не пытается уложиться в рамки одного стиля, а вообще отказывается от всех возможных ярлыков. Здесь все журчит, жужжит, шумит, сваливается в какой-то неудобоваримый гвалт, но весь этот шум служит одежкой для трогательных и надломленных мелодий, идущих откуда-то не из сердца, а из постсоветского подсознания. К тому же там есть гениальный трек «Окно» с самым странным клипом, который мог быть в этом году.

«Самое большое простое число» — «Мы не спали, мы снились»

Самый оптимистичный альбом года. Если многие из главных пластинок 2018-го на русском пытались ухватить цайтгайст в его самом мрачном изводе, то Кирилл Иванов, Женя Борзых и остальные показали, как посреди потрясений найти свое и успокоиться. Куча жизнеутверждающих восклицательных песен о детстве, лете, радостях, любви и ошибках в компании с Надей Грицкевич и Томасом Мразом и главный рефрен года: «У нас есть все, чтобы жить вечно, у нас есть все, хватит на всех».

Thomas Mraz — Hangover


Поп-альбом года. Самый удивительный представитель уфимской хип-хоп-группировки Dopeclvb ушел на лейбл к Оксимирону. Все боялись, что скурвится под давлением босса, вышло наоборот. Hangover — это праздник эклектики в новой поп-музыке: рэп с танцами, лиричные баллады с «Наадей», напряженный хип-хоп с «Лаудом». Все в этой музыкальной шкатулке есть, и все этой шкатулке идет. Ну и голос, эти интонации на грани пафоса и иронии.

Cheese People — «Розовый цвет»


Было: первая группа из англофильского поколения, в которую захотелось поверить, авторы главного трека того поколения (U-a-a!). Стало: электронный дуэт на русском с песнями о скучном и дурацком быте средних людей среднего класса и среднего возраста. Что общего: голос Ольги Чубаровой, чья лексическая язвительность при переходе на родную речь раскрылась окончательно. Здесь есть очень смешной трек «Святая плеть» и барная отповедь «Перезвоню», которая в этом году, по идее, должна была звучать вместе с «Каждый раз» (такой же отповедью, только кухонной) на каждом углу, но не зазвучала. Странно, что об этом альбоме почти никто не написал, давайте исправим эту ошибку.

Face — «Пути неисповедимы»


Страшная, скучная, неудобная пластинка уфимского рэпера. Здесь почти нет хитов, здесь много прямолинейного слога про ментов и про людей и грубого бита, у нее дурацкая обложка в духе политизированных пабликов во «ВКонтакте», в общем — худший альбом, какой можно было представить у Ивана Дремина. У пластинки совсем другая роль, не совсем музыкальная — она стала по факту первым манифестом политизированной русской музыки и показала, что теперь можно и так (правда, концертов у вас точно будет меньше).

Boulevard Depo — RAPP2


Бывший соратник Pharaoh, соавтор песни «Пять минут назад» наконец вышел из тени коллег и показал, что делать, если ты устал от традиционного рэпа. Смурной, туманный поток сознания в компании с лучшими силами электроники 2010-х («Лауд», IC3PEAK, Summer Of Haze). Больших и важных альбомов в русском рэпе в 2018 году почти не было, RAPP2 — редкое исключение хотя бы в силу необычности материала.

Монеточка — «Раскраски для взрослых»


Тот альбом, по поводу которого у всех сложился консенсус. Про него уже кучу раз говорили (и часто не по делу, политическим колумнистам порой хочется запретить высказываться на тему музыки), но я повторюсь: удивительный, слегка наивный взгляд нового поколения на судьбы родины, на 1990-е, на отношения, который звучит не как трехгрошовый инди, но как настоящий поп-блокбастер.

Matrang — «Эйа»


Хаус-рэп быстро выродился и всем надоел, Matrang показал, что теперь с ним делать. Его гипнотическая танцевальная поп-музыка с роскошными аранжировками и эхом попсы 1990-х лишена пошлости и грубости клонов Элджея. Как правильно пишут коллеги с The Flow, это легитимный ответ на вопрос «Как бы звучала Луна по-мужски?». А еще это такое неявное продолжение традиций андрогинной поп-музыки конца 1990-х (типа Никиты и Оскара, только без нарочитой сексуальности).

Лауд — «ТанецГолосЗвук 3»


Торжественный и эклектичный альбом от главных деятелей танцевальной поп-музыки 2010-х. Своеобразный гимн Уфе как месту силы новой музыки последних пяти лет. Ну и прекрасная в своей простоте песня «Трехочковый».

Pompeya — Dreamers


Возвращение к жизни главных западников русской музыки начала 2010-х. И какое убедительное: стероидные ретро-хиты, жирный грув, синтетическое раздолье.


Лев Ганкин

музыкальный журналист, ведущий еженедельной программы «Хождение по звукам» на радио «Серебряный дождь»


10 непростых альбомов

Koenji Hyakkei — Dhorimviksha


Гиперактивный авант-рок от японской группы под управлением барабанщика-многостаночника Йосиды Тацуи — и одно из самых неожиданных и приятных возвращений года: Koenji Hyakkei не выпускали альбомов с 2005 года. У микрофона — по-прежнему певица с чрезвычайно подходящим псевдонимом Ah, но междометием «ах» хочется определить не только ее перформанс, но и всю пластинку: яркую, эффектную и неотразимую.

Niño De Elche — Antología Del Cante Flamenco Heterodoxo

Грандиозная деконструкция фламенко длиной в полтора с лишним часа, два компакт-диска или три виниловые пластинки. Оттолкнувшись от собранных источников (всего их было 99, в шорт-листе осталось 27), Франсиско Контрерас, он же Niño De Elche, рисует захватывающую картину жанра, в действительности ничуть не сводящегося к характерным танцевальным движениям — его фламенко превращается то в исступленные шаманские камлания, то во всамделишный дроун-эмбиент, а в трек-листе проскакивают Тим Бакли, Шостакович и Мануэль де Фалья.

Elza — Deus E Mulher


Угловатый, резкий и ошеломительный арт-панк из Бразилии; у микрофона — 81-летняя Эльза Соареш, женщина удивительной трагической судьбы: достаточно сказать, что она была женой великого футболиста Гарринчи и пережила пятерых своих детей (родив первого в 13 лет). Песни с Deus E Mulher хороши и сами по себе, но вокал Эльзы — хриплый, низкий, порой немилосердно бьющий мимо нот, но полный подлинной жизни, опыта и чувства — возносит их на принципиально иной уровень.

Needlepoint — Diary Of Robert Reverie


Очаровательная поделка от датской группы. Diary Of Robert Reverie — запись, опирающаяся на исключительно правильные (и отчего-то редко вспоминаемые нынче) музыкальные источники: в первую очередь — обезоруживающе обаятельный джаз-рок кентерберийского разлива. Вокалист Needlepoint как будто проходил стажировку у Пая Хейстингса в Caravan, а его аккомпанирующий состав без труда потянул бы на кавер-группу Hatfield & The North. В целом очень хорошо.

Bubu — El Eco Del Sol


В 2018-м было довольно много неожиданных реюнионов (вплоть до шведского психоделического трио Baby Grandmothers, выпустившего новый материал после 50-летнего (!) перерыва), но по музыкальному качеству всех убирает аргентинский ансамбль с лаконичным названием Bubu. El Eco Del Sol — логичное продолжение вышедшего в 1978-м альбома Anabelas: блистательный инструментальный симфо-рок с лица необщим выраженьем.

Mary Halvorson — Code Girl


Магнум-опус джазовой гитаристки, решительно не поддающийся какой-либо однозначной жанровой классификации. Фри-джаз? Авант-рок? Инди-фолк? Правильный ответ — все вышеперечисленное и еще кое-что. Кругозор Мэри Халворсон и ее партнеров вызывает восхищение, а вокальные партии индийской певицы Амирты Кидамби гарантируют, что даже в самых своих запутанных, непостижимых фрагментах Code Girl не превращается в отстраненную игру ума.

All Traps On Earth — A Drop Of Light


Мощная и убедительная запись от участников шведской группы Änglagård, которая в начале 1990-х смогла реанимировать классический прог-рок, находившийся к тому времени в более или менее коматозном состоянии. A Drop Of Light — пластинка, дергающая за все нужные ниточки: извилистые инструментальные партии, головоломный контрапункт, сумрачная атмосфера и — вишенкой на торте — эпизодические хоровые вокализы, заставляющие вспомнить группу Magma и изобретенный ею музыкальный стиль цойл.

Current 93 — The Light Is Leaving Us All


На удивление сильный релиз Дэвида Тибета, занимавшегося на протяжении нескольких лет черт знает чем, но тут счастливо вернувшегося к неофолковому звучанию лучших работ Current 93 вроде Sleep Has His House или Thunder Perfect Mind. Слушать элегические ламентации Тибета под изысканный полуакустический аккомпанемент в комплекте с птичьим пением, оказывается, и в 2018-м ничуть не менее приятное занятие, чем в 1992-м. Фанаты подсчитали, что строчка, вынесенная в заголовок альбома, звучит на его протяжении 56 раз — узнаем старика Дэвида.

Julia Holter — Aviary


Ощущение, что где-то внутри Джулии Холтер скрывается большой артист, складывалось уже давно. Aviary — это его долгожданный выход на передний план. Масштабная, сложносочиненная, трудная для постижения, но неизменно захватывающая пластинка знаменует для артистки взятие новой творческой высоты: это поп-музыка, вступающая в противоестественную связь с камерным авангардом, абстрактным саунд-дизайном и прочими неблагополучными звуками.

KUU! — Lampedusa Lullaby


Прихотливый авант-рок в исполнении базирующегося в Германии квартета, построенный преимущественно на противопоставлении резких, угловатых гитар и нежного (хотя порой и срывающегося на крик) пения Елены Кульич. Рецепт не нов — группа Deerhoof, например, сделала себе на нем долгую и яркую карьеру, — однако обаяния музыки KUU! это не отменяет, а в более атмосферных треках (например, On The Mountain) музыканты успешно демонстрируют, что одним подходом ограничиваться не собираются.


Дмитрий Куркин

редактор Wonderzine


Восемь обнадеживающих альбомов

Idles — Joy As An Act Of Resistance


Панки как-то исторически делятся на веселых и злых. Британцы Idles показывают, что эти два состояния можно совмещать и что борьба с ксенофобией, токсичной маскулинностью и другими общественными недугами может быть наполнена радостью и вооружена чувством юмора. Неплохое послание для любых стран, переживающих темные времена, — не только для Британии после Брекзита.

Christine And The Queens — Chris


Образцовая что по форме (восьмидесятнический поп-фанк, привет Мадонне, Принсу и Майклу Джексону), что по содержанию (из всех надгендерных манифестов года этот, по-моему, наиболее убедительный) пластинка с песнями на двух языках.

John Carpenter — The Sacred Bones Collection


На исходе седьмого десятка Джон Карпентер окончательно отошел от кино и теперь сутками играет в видеоигры, а иногда записывает музыку вместе с детьми и внуками — дай бог каждому такую пенсию! Выпущенный лейблом Sacred Bones сборник — не полное собрание сочинений, но что-то наиболее близкое к нему — напоминает, что след в музыке дядька оставил значительный, а темы из его фильмов до сих пор завораживают.

Underworld & Iggy Pop — Teatime Dub Encounters


Анти-«сложные щи» года: в жанре «мудрый старец разглагольствует о жизни под торжественный аккомпанемент» давно не выходило вещей столь же ироничных и издевательских. Превратности дружбы, ловушки потребительского рая, тоска по временам, когда в самолетах можно было курить, — какую бы тему ни поднимал Игги Поп на этом стихийном совместном релизе с ветеранами техно, он подходит к делу оригинально и не теряет своего животного магнетизма.

Cut Chemist — Die Cut


Золотая эпоха тернтейблизма и технарей за вертушками давно осталась позади, но Лукасу Макфеддену об этом забыли сказать — и правильно: Die Cut, образец дерзкого инструментального хип-хопа, заставляет пожалеть только об одном — это всего лишь второй сольный альбом Cut Chemist. По-моему, нас кто-то ограбил.

Pigs Pigs Pigs Pigs Pigs Pigs Pigs — King Of Cowards


Жаловаться на неурожай сладжа в этом году не приходится (как и в предыдущие годы), но если выбирать что-то одно, то пусть это будут продолжатели дела Motorhead и Black Sabbath из Ньюкасла.

Kate NV — «для FOR»


Электронный пуантилизм Кати Шилоносовой, которой — не первый раз, впрочем — удается сочетать не самую простую художественную концепцию с элементами игры и обаятельным ребячеством.

Confidence Man — Confident Music For Confident People

Памятник безжалостному гедонизму и саундтрек к вечеринке, которую потом будет стыдно вспоминать, если вообще удастся вспомнить. Отмечать Новый год — да и вообще радостные события — хотелось бы именно с таким настроением.


Сергей Мезенов

музыкальный критик, автор Colta, What is that Sound


Пять лучших металлических альбомов (первая подборка)

Sumac — Love In Shadow


Из всех проектов, в которые заносило гитариста и вокалиста Аарона Тернера после роспуска его самой известной группы Isis, Sumac долгое время казался самым тяжеловесным и неповоротливым. До тех пор, пока они не записали в прошлом году совместный альбом с Кендзи Хайно, легендарным японским гитаристом-виртуозом, мастером импровизации, не знающей границ, — и эта работа, кажется, приоткрыла участникам трио в голове какие-то суперважные дверки. Love In Shadow, третий собственный альбом группы и первый записанный после сотрудничества с Хайно — титаническая вещь, сплавляющая абстрактную гитарную импровизацию и сокрушительной тяжести метал в единое целое, музыка, свободная от всяческих барьеров.

Therapy? — Cleave


15 лет назад, с приходом нового барабанщика Нила Купера, ирландское трио Therapy? пережило ренессанс, который незаметно для большого окружающего мира продолжается у них до сих пор. Каждые два-три года у Therapy? выходит новая пластинка, ловко балансирующая на стыке метала, хардкора, альтернативы и мелодичного поп-панка и сочетающая интеллектуальную иронию людей, цитирующих Беккета с Набоковым, с подкупающе прямым разговором о том, где болит. Cleave, 15-я (ой) пластинка — ровно такая же история; вокалист Энди Кейрнз ведет мрачных, угрюмых и сочувствующих в бой под боевым кличем It’s ok not to be ok! — и это здорово.

«Рогатые трупоеды» — Eclectopsy


«Трупоеды» известны в первую очередь как самая хохмаческая группа отечественного метала, но сила их как раз не в этом — чувство юмора у них не то чтобы безотказное, в том смысле, что мир вполне проживет без пятиминутных песен-шуток на темы, на которые уже пошучено столько раз, сколько только возможно. Секретный ингредиент трупоедского секретно-ингредиентного супа в другом — они просто чертовски отличная группа, прекрасно освоившая разухабистый дэт-н-ролл и теперь бросившаяся бесстрашно расширять его звучание за счет щедрых доз блюза, стоунера, трэша, блэка, фолка, панка, фолк-панка, стоунер-блюза и сэмплов из «Чужих».

Chapel Of Disease — …And As We Have Seen


Немецкий коллектив, вдохновлявшийся Morbid Angel, накатал альбом эпического мелодик-дэт, к которому с непривычной для жанра настойчивостью просится эпитет «роскошный». Chapel of Disease играют музыку широкоэкранную и гордящуюся своей захватывающей дух размашистостью — когда в середине альбома появляется номер под заголовком «Песнь богов», это совершенно не кажется преувеличением; легко представить, что именно такой музыкой услаждают свой слух какие-нибудь Зевс с Посейдоном на вершине горы Олимп.

The Armed — Only Love


Еще раз про любовь и отсутствие границ — питомцы гитариста Converge Курта Баллу, спродюсировавшего их второй альбом, непредсказуемый коллектив с точно никому не известным количеством участников, The Armed уносятся в открытый космос безграничных возможностей. На Only Love группа, начинавшая с обжигающего метал-хардкора в духе все тех же Converge, распахивает свое звучание навстречу клавишным, электронике, поп-припевам, панковской энергетике, отчаянному экспериментаторству и всему, что только может прийти в голову. Результат — альбом, который ежесекундно разносит в лохмотья от беснующегося внутри экстатического напряжения, выполненный в стилистике, для которой и названия никакого не подберешь.


Игорь Шемякин

музыкант, владелец магазина винила «Сияние»


Шесть альбомов для сказочных каникул

Khruangbin — Con Todo El Mundo


Альбом, который я прослушал в этом году бесконечное количество раз. С одной стороны, все просто и знакомо, с другой — звучит очень свежо и изобретательно. Трио из Техаса достигает завораживающего эффекта минимальными средствами. Как итог — выступления на больших фестивалях, лайв на Boiler Room и одна из самых продаваемых виниловых пластинок уходящего года.

Altın Gün — On


Голландско-турецкая команда вдохновляется анатолийским роком 1970-х. Наследие Barış Manço и Erkin Koray становится для группы отправной точкой для собственного творчества. Группа собралась через Facebook, но это не мешает ей звучать убедительно в реальной жизни — фолк, психоделика и фанк сливаются в одно целое, чтобы заставить вас танцевать.

Kikagaku Moyo — Masana Temples


Магические японцы, на выступлении которых мне посчастливилось побывать. Вкрадчиво, сказочно и тихо, потом бодро, громко и снова вкрадчиво. Японский фольклор и классика психоделического рока 1960-х вкупе с потрясающим исполнительским мастерством участников. «Геометрические узоры» (так переводится название группы) дополняют друг друга: ударник может легко сесть за акустическую гитару, а вокалист — исполнить партию на виолончели. Группа выступит на московском фестивале «Боль» в 2019 году — надо быть!

Sons Of Kemet — Your Queen Is A Reptile


Одна из самых заметных джазовых записей года. На альбоме отсутствуют струнные инструменты, их роль здесь исполняет мощная духовая секция под руководством талантливого саксофониста Шабаки Хатчингса. Концептуально пластинка представляет собой критическое высказывание на тему отношения британской монархии к чернокожим иммигрантам. Альбом был номинирован на Mercury Prize и возглавил ежегодный опрос критиков журнала The Wire.

Wye Oak — The Louder I Call, The Faster It Runs


Балтимор (штат Мэриленд) — магическое место с особым звуковым ландшафтом. Этот американский город, размером чуть больше Набережных Челнов, подарил нам такие великие группы, как Future Islands и Beach House (которые сделали в этом году очередной отличный альбом «7»). Здесь же образовался дуэт Wye Oak. Их альбом The Louder I Call, The Faster It Runs — сильная и взрослая запись, в которой слышны отголоски Cocteau Twins и уже ставший фирменным балтиморский саунд.

Julia Holter — Aviary


Таинственный и экспериментальный альбом, к которому я буду возвращаться в следующем году. В интервью изданию Pitchfork музыкант и продюсер Джулия Холтер говорит, что в момент написания композиций ее волновала тема памяти. Альбом, общее время звучания которого составляет 90 минут, не содержит больших хитов (которые, например, были на ее прошлой студийной работе Have You In My Wilderness) и напоминает скорее звуковой лабиринт с множеством литературных отсылок.


Артем Абрамов

автор телеграм-канала Ain’t Your Pleasure


10 альбомов, которые еще не попадали ни в какие топы

Anguish — s/t


Совместное действо Ганса Иоахима Ирмлера из Faust, эмси первых популяризаторов нойз-хопа Dälek Уилла Брукса и Матса Густаффсона сотоварищи. До 2018 года стоило дожить хотя бы затем, чтобы увидеть эту коллаборацию. Слушается именно так, как и представляется — достаточно традиционный, но заковыристый хип-хоп, замешанный на свободной импровизации и электронщине весьма разомкнутых форм без деланной агрессивности даже как метода подачи (чем несколько надоели коллеги по жанру).

Golden Dawn Arkestra — Children Of The Sun


Антикаргокультный черный психорок, агенты которого, несмотря на свой солнечный видок, явно занимаются некромантией. Вся пластинка звучит как внезапный совместный сейшн Фелы Кути, Сан Ра и нескольких деятелей ZE Records. Чистый афрофутуристический кайф без нюансов, вопросов и попросту лимитов — билеты в межзвездный золотой храм отпускаются абсолютно всем желающим.

Control / Geneviéve Pasquier / Kommando — Cold War, Hot Love

Внезапное стариковское вторжение на поля всех песен только о любви, которые из индустриальной братии окучивает как раз особо поганая молодежь. Результат прямо противоположный — все трое (а двое последних — еще и вместе) перманентно в творчестве оперируют тезисом «любовь — это власть», так что в совокупности получается та еще ответочка всем нынешним любителям поныть про разумно потребляемые отношения. Переводя на человеческий: достаточно едкий и скаредный ритмичный паэур-электроникс и про юзеров с абьюзерами, и про амуров со жмурами.

Wolvennest — The Void


Паровозного эффекта (вопреки несколько строгой наружности) дум-метал со всеми обязательными для жанра ныне котировочками: ситуативными заездами в черную металлургию, околостарперской психоделией и эзотеризмом-лайт. Однако осваивающий упомянутые сферы достаточно нехарактерно: место абразивных текстур, в хламину обдолбанного грува и размытых трансперсональных состояний здесь занимает четкое, почти геометрическое очерчивание собственных рамок и направлений. Оставляющих, впрочем, достаточное место для блужданий самого слушателя. В общем, рекомендуется к поездке в Западные Земли.

Dvanov — «Дванов»


Второй альбом квазикорневых психодельщиков по прописке Санкт-Петербург — Краснодар. Кроме окончательного перехода на русский язык группу невероятно красит то, как фронтмен заторчал на внепортисхедном Джеффе Бэрроу. В итоге из-за гитарной работы пластинку можно запросто записывать в неброский, но крайне самобытный ряд краутфолка. Прежние остаточные ассоциации с записями Дэвида Юджина Эдвардса после такого стираются напрочь — американы, пусть и невольной, здесь больше нет. Но эпитет «готический» во всем разнообразии трактовок все еще применим, что только к лучшему.

Rata Negra — Justicia Cósmica


Наконец-то свой панк-рок про поп-культурку появился и у даркушников. Чуть менее получаса мелодичного, но достаточно нервного и затемненного гараж-панка с атмосферой затворнической научной фантастики, мрачных европейских комиксов, кино известно какого уровня и нулевых социальных навыков. И все еще как по Марку Фишеру — реполитизируй свою депрессию через свои интересы. Между тем прийтись по вкусу может не только любителям обороняться от мира в бастионе из всего вышеупомянутого — порог вхождения у этой записи ниже, чем у джей-рока.

Vox Low — s/t


Парижский дуэт, любивший моторик, модулярные синты и техно, ныне разросся до полноценного квартета. Из-за этого музыка стала чуть ближе к попу, но итоговый продукт все еще представляет собой скорее точку сборки репетативной электроники. Все это напоминает случаи, когда постпанковые проекты курировали (или непосредственно в них играли) американские композиторы-авангардисты с поправкой на техники и приемы как раз европейского авангарда. Лично для меня это первая за долгое время интересная запись в полусуществующем жанре нео-, прости господи, колдвейва. И старой новой французской волны вообще — раз Varsovie в этом году не смогли забраться выше установленной ими самими планки, а Rendez-vous успели откровенно задолбать.

Wind Atlas — An Edible Body


Любопытное переосмысление раннего этериала — и это во время, когда движуху оккупировали томные голосистые барышни, не всегда удачно несущие туда метал. Назвать это просто испанской версией известной классики лейбла 4AD было бы слишком просто. Тут в ходу все же более синтетический инструментарий, да и источники вдохновения несколько иные. Общий юношеско-ведьминский вайб, впрочем, вполне на месте: от прослушивания остается то же ощущение, что и от общения со студентом гуманитарного факультета, любящим посылать записки на греческом, но наотрез отказывающимся выходить с вами куда-либо. В целом же — вполне себе путеводный свет в темной ночи души.

Ancient Methods — The Jericho Records / V/A — Wiedergaben Vol. 2


Михаэль Волленхаупт, кажется, является спасителем не только отдельных унылых мероприятий, но и откровенно массово вырождающегося индустриального техно вообще. В связи с чем тут будут сразу две его пластинки.

Первая — это первый лонгплей за более чем десятилетнюю карьеру (и это только в указанном проекте). Невероятно интересное, неочевидное, но обстоятельное блуждание по местам боевой славы как техно, так и промышленной музыки для рабочих людей. Однако помним, что карта не есть территория — Волленхаупт не вставляет отдельные легкоузнаваемые куски в общее полотно, однако старается исполнить одно методами другого. Так что прямых закосов в различную танцевальную машинерию тут нет. А вот трек, составленный из препарированного лязга мечей, например, есть, как и россыпь фитов со звездами всех вечеринок сегодняшнего дня.

Вторая — еще одна часть серии, в которой Михаэль освежает память о всяком не самом намозоленном нью-вейве и делает что-то свое в подобном ключе. Вот и здесь — оригинал и интерпретация отличной немецкой новой волны, совместка с Тумасом Экелундом и дичайше хитовый ремикс на дойчнепаловскую Ich Steh’ Im Regen. Удар лаконичный, точный, но сразу по нескольким целям.


Кристина Сарханянц

автор telegram-канала «Чушь в массы!»


10 (+12) альбомов для тех, кто любит потяжелее

Sumac — Love In Shadow



Супергруппа под предводительством Аарона Тернера (Old Man Gloom, Isis) спрягает и разуплотняет известную сентенцию Джими Хендрикса о власти любви и любви к власти.

Messa — Feast For Water


Итальянский дум-джаз-коллектив гармонично свел собственно дум (или scarlet doom, как описывают свою музыку сами участники квартета) и дарк-джазовую традицию. На выходе получился альбом из тех, что слушатели и тематическая пресса моментально признают культовыми.

Jesus Piece — Only Self


Самый злой, бескомпромиссный и многообещающий дебют в хардкоре и сопряженных жанрах с Восточного побережья.

Imperial Triumphant — Vile Luxury


Лютый приблэкованный дэт не без поклонов в сторону авангардного джаза, даром что группа из Нью-Йорка. Imperial Triumphant выпустили свой лучший на данный момент альбом. Также трио получает награду в номинации «Маскарад года» и дополнительные очки за русскоязычный трек про Чернобыль.

VТТА — «Там? Где!»


Последний релиз самораспустившейся сергиево-посадской группы VТТА — «изящная психо-пьеса с бластбитом и саксофоном для немного отъехавших». Отдельная благодарность за пусть и запоздалое знакомство с творчеством коллектива отправляется автору телеграм-канала Ain’t Your Pleasure Артему Абрамову.

Portal — Ion


Одна из самых разнообразнейших, напряженнейших, предельно концентрированных и при этом не утомляющих записей года в экстремальной музыке. Номинально текникал-дэт, на деле — замысловатая вязь из дэта, прогрессива, блэка, математики, эмбиента и еще нескольких поджанров. И да, по-настоящему животворящий флоу звучит так.

A Forest Of Stars — Grave Mounds And Grave Mistakes

Чашечка чая (или чего покрепче) с сестрами Бронте… тьфу ты! — то есть с ансамблем A Forest Of Stars — то что нужно темными зимними вечерами. Казалось бы, эскаписты из Йоркшира не делают ничего нового, но оно и не нужно — оторваться от их мрачных сказок все равно невозможно.

Gouge Away — Burnt Sugar


Сногсшибательный припанкованный хардкор из Флориды. Спродюсированный Джереми Болмом из Touché Amoré и сведенный Джеком Ширли, альбом Burnt Sugar перенес вчерашних новичков Gouge Away в высшую лигу. Вся ярость, тревожность и неприкаянность американской молодежи за 26 минут.

High Tension — Purge


У номинально австралийской, а на деле индонезийской молодежи — за вокал и смыслы в High Tension отвечает дочь бежавших из Джакарты от греха подальше в годы расовых погромов прибуми Карина Утомо — с выражением ярости тоже все в порядке.

Horrendous — Idol


Заглянем в словарь: horrendous (англ.) — устрашающий; ужасающий, вселяющий ужас; вопиющий; жуткий; кошмарный; бесчеловечный; нечеловеческий; адский; зверский; убийственный; дикий. Вот так это все и звучит.

Еще 12 тяжелых альбомов от Кристины Сарханянц, достойных внимания


Александр Докучаев

автор telegram-канала «Docuch и его металлы»


Семь лучших металлических альбомов года (вторая подборка)

Satan — Cruel Magic


Американские хэви-металлисты Satan с перерывами играют аж с 1979 года, но самый плодотворный период группы начался после воссоединения в 2011-м. С тех пор выпущено три альбома, и вышедший в этом году Cruel Magic — лучший из тройки. Похоже, музыканты продали душу Сатане за право использования его имени и навык создания идеального хэви-метала и обречены выпускать прекрасные пластинки в устаревшем жанре до самой смерти.

VТТА — «Там? Где!»


Препарат для исцеления поклонников блэк-метала от жанровых стереотипов, выпущенный в форме кассеты. Высоко содержание саксофона и безумных монологов, возможна аллергическая реакция. В случае нормального усвоения вероятны спутанность сознания и галлюцинации. «Там? Где!» разработан в отечественном НИИ, расформированном сразу после пресс-конференции и дегустации препарата.

Mournful Congregation — The Incubus Of Karma


Главная могильная плита зарубежного производства. 80 минут торжественных тектонических риффов, украшенных органом и загробным рыком, разбавленных для легкости усвоения акустическими переборами и пинкфлойдовыми гитарными соло. Лучше всего атмосферу альбома описывает название финального 22-минутного трека — A Picture Of The Devouring Gloom Devouring The Spheres Of Being.

Who Dies In Siberian Slush — Intimate Death Experience

Главная могильная плита отечественного производства. Несколько лет назад музыкальная палитра коллектива обогатилась флейтой и гобоем, превратив метал-группу в похоронный оркестр. Редчайшая возможность услышать столь русский по духу альбом с текстами на родном языке:

Проходят наслаждения вместе с теми, кто вкушает их.
Все человеческое — тень. Все течет и разрушается.
Все человеческое — это сон и призрачное видение.
Люди один за другим ложатся в холодный гроб.
Их могилы безмолвно напоминают о том, что все человеческое есть суета и прелесть.

Immortal — Northern Chaos Gods


Тяжело пришлось Immortal после ухода из группы Аббата, основного автора музыки. В поисках вдохновения и собственной идентичности Демоназу и Хоргу пришлось докопаться до истоков. На выходе получилось переосмысление великой пластинки Bathory — Blood Fire Death, вышедшей 30 лет назад. Крепкая музыкальная основа, выверенный звук от опытного продюсера Питера Тагтрена — любитель классического метала получит удовольствие от каждой минуты прослушивания, если, конечно, не ждет от заслуженных ветеранов смелых экспериментов и движения вперед.

The Scull — The Endless Road Turns Dark


The Scull — мощнейшая супергруппа в дум-метале, в состав которой входят вокалист и басист Trouble, ударник Cathedral и гитарист Witch Mountain. Поиски ответа на вопрос «Сколько же можно пережевывать наследие Black Sabbath?» продолжаются, и конца им не видно. Уж слишком часто кусочки музыкального льда складываются в слово «вечность», и The Endless Road Turns Dark — идеальный тому пример.

Messa — Feast For Water


Группа играет спокойный дум-метал, блюз, психоделию, построк. Могла бы получиться приятная пластинка для фонового прослушивания, каких сейчас выходит вагон. Но изредка в музыку врывается вокалистка и начинает петь, словно Грейс Слик в лучшие годы, превращая Feast For Water в одну из самых духоподъемных работ года.


Георгий Кожевников

автор telegram-канала «Гоша на дискотеке»


10 экспериментальных альбомов

Oneohtrix Point Never — Age Of


Философия Age Of обращена к теме искусственного интеллекта и апокалипсиса. Работа над пластинкой шла урывками в течение последних двух лет — одновременно автор продюсировал FKA Twigs, Игги Попа, Дэвида Бирна и создавал саундтреки к фильмам. Например, к Good Time, который выиграл в Каннах приз за лучшую музыку.

Low — Double Negative


По словам участников Low, их новый альбом является попыткой ответить на мировой хаос еще более хаотичным звучанием. На практике это означает, что звук Low приобрел резкие цифровые оттенки. К счастью, это не испортило их фирменного звучания. «Незадолго до начала работы над альбомом мы выработали определенную эстетику и старались развить ее. Мы словно блуждали в темноте, экспериментировали и ждали, пока ударимся обо что-нибудь новое», — рассказывает солист группы Алан Спорхоук.

Young Fathers — Cocoa Sugar


Шотландское трио Young Fathers на последнем альбоме сделало свой экспериментальный диссонанс более понятным для слушателей, а также повысило уровень записи. Фронтмена как такового в Young Fathers нет, в составлении текста и записи вокала задействовано все трио: Аллоизиус Массакуа, родившийся в Африке и чуть позже переехавший в Шотландию, а также Кауйс Банколе и Грэм Хастингс (оба родом из Эдинбурга).

Metal Aether — Lea Bertucci


Альбом Metal Aether — это пульсирующие звуковые структуры, разносящиеся эхом по огромному помещению. Запись шла на военной базе во французском городе Гавр, а также в большом мраморном зале, который носит название Issue Project Room и находится в Нью-Йорке. Отлично подойдет для психоделических вечерних прогулок.

Yves Tumor — Safe In The Hands Of Love


Safe In The Hands Of Love — эталон экспериментальной музыки. Ив Тюмор смешивает страх, чувственность и экстаз, находя этим эмоциям невероятный звуковой эквивалент. Тема заглавного трека Noid обращена к травматическому прошлому лирического героя, который боится выходить из дома из-за возможной полицейской агрессии.

Woven Entity — Two


Коллектив существует с 2010 года и все это время смело исполняет импровизационный джаз в сочетании с электроникой и всевозможными ритуальными мелодиями. Квартет состоит из довольно знаменитых музыкантов, которые помимо Woven Entity задействованы в таких крупных коммерческих проектах, как Groove Armada.

Kamasi Washington — Heaven And Earth


Heaven And Earth — второй студийный альбом американского джазового саксофониста Камаси Вашингтона. Выпущен в июне 2018 года на лейбле Young Turks Recordings. И CD, и LP-версия альбома содержат дополнительный диск под названием The Choice. Уникальной характеристикой творчества Камаси является совмещение утонченности и доступности материала. Вещь мировая.

Aaron Moore And Erik K Skodvin — Instead Of Rain I Bring A Hat

Альбом представляет собой коллаборацию между британским музыкантом Ароном Муром и норвежцем Эриком Скодвином. Работа над альбомом продолжалась шесть лет. Проект начался с переписки по электронной почте, в ходе которой создатели обменивались идеями и звуковыми фрагментами. В результате мы имеем семь тревожных, минималистических и увлекательных композиций.

Nubya Garcia — When We Are


Творения Гарсии сияют афро-футуристическими прикосновениями и буддистской гармонией. Гарсия — возможно, единственная 20-летняя женщина в мире, перед джазовым творчеством которой преклоняются даже ветераны музыкальной сцены. Возможно, последний EP When We Are не самое яркое ее произведение, но обратить внимание на деятельность молодой артистки, безусловно, стоит.

Aisha Devi — DNA Feelings


Рожденная в Швейцарских Альпах певица с непальско-тибетскими корнями сумела записать действительно выдающийся альбом. Самый мощный инструмент в репертуаре Айши — это ее собственный голос. Поговаривают, что ее живые выступления носят трансцендентальный характер. Все прошлые релизы Айши звучали на лучших фестивалях от Мексики до Сибири, так что DNA Feelings наверняка ждет достойное будущее.