Burger
Человек дела. Художник по снегу — о том, как нарисовать идеальный узор и не замерзнуть
опубликовано — 01.03.2019
logo

Человек дела. Художник по снегу — о том, как нарисовать идеальный узор и не замерзнуть

Ориентационные карты, заказы от автомобильных брендов и кола как лучший энергетик

Саймон Бэк — британский художник, который рисует масштабные геометрические узоры на снегу. Он сотрудничал с Audi, Maserati и Land Rover, работал над многочисленными благотворительными проектами, а о его картинах писали Guardian и многие другие зарубежные издания. В феврале Бэк посетил Татарстан, где кинокомпания «Русское» снимала сериал «Зулейха открывает глаза» для телеканала «Россия-1». Для одной из сцен художник нарисовал на снегу мифическую птицу Семрук, которая якобы прекращает любые ссоры. Бэк рассказал «Инде» о том, как пришел к такому необычному делу, с какими трудностями сталкивается во время работы со снегом и почему это искусство не станет массовым.



О начале карьеры

Я родился в Лондоне, вырос на юго-западе Англии, окончил Оксфорд. Сейчас мне 60 лет, и последние 10 из них я рисую на снегу. Большую часть жизни я рисовал карты спортивного ориентирования. Я не был хорош в этом деле и не любил свою профессию. Впервые я нарисовал что-то во время катания на лыжах, сделал это ради шутки. Я удивился, когда увидел рисунок, — не подозревал, насколько красивым он получится. Меня очень впечатлил результат, поэтому я решил продолжить рисовать на снегу. Позже я начал выкладывать свои работы в интернет, где они привлекли внимание людей — компании начали предлагать мне сотрудничество с ними. Так я стал художником по снегу.

Конечно, родственники и друзья удивились, когда я сменил профессию, но они поддержали меня. Мне было приятно наконец делать что-то, что люди ценят, так как за всю жизнь я не достиг чего-то особенного и терпеть не мог свою профессию. А еще это полезно для моих ног, так как с возрастом мне стало трудно заниматься спортом.

О заказах

Сейчас я зарабатываю только рисованием на снегу. Обычно выполняю около девяти заказов в год. Почти все из них приходят через Facebook — там я выкладываю фотографии своих работ, это моя основная площадка. Еще я продаю снимки своих рисунков, выпустил фотокнигу. Но люди не особо хотят платить за фотографии и книги — они рассчитывают, что смогут посмотреть на рисунки бесплатно в интернете.

Мои основные клиенты — это компании. Первый коммерческий заказ я получил от французской компании TSL — она специализируется на производстве снегоступов, с помощью которых я и создаю свои рисунки. Они попросили нарисовать их логотип.

Я рисовал логотипы Audi Quattro и Maserati, изображал автомобиль Land Rover. Были и социальные проекты, например, однажды я сделал рисунок для Всемирного дня борьбы со СПИДом: изобразил геометрический узор из очертаний мужских гениталий и написал: Stay safe («Береги себя». — Прим. «Инде»). У меня запланирован еще один проект во Франции — он связан с проблемой переработки пластика.

Мой любимый проект — благотворительный перформанс в Китае, которым я занимался где-то 10 лет назад. Мы собирали деньги на новые колокола для храма. Тогда Бог подарил нам очень сильный снегопад — это был потрясающий день для рисования на снегу.

В России я рисую во второй раз. Впервые был тут в 2015 году — тогда я оказался в Якутске, рисовал дракона для фильма «Он — дракон» компании Bazelevs (российская кинокомпания, основанная Тимуром Бекмамбетовым. — Прим. «Инде»). За последнее время я побывал в Японии, Китае, почти во всех европейских странах, Канаде, США, Аргентине и Чили.

Для съемок сериала «Зулейха открывает глаза» я нарисовал на снегу птицу. Из-за сильного снегопада мой рисунок был сильно поврежден, поэтому мне пришлось задержаться в Казани еще на пару дней, чтобы дождаться хорошей погоды. Я не читал книгу и не особо вовлечен в сам процесс съемок — моя работа заключается в том, чтобы просто нарисовать картину.

Об особенностях рисования на снегу

Рисование на снегу — это очень тяжелый труд. Тебе нужно найти достаточно большую площадь для рисования, сделать точные эскизы, рассчитать площадь, количество шагов, дождаться хорошей погоды и постоянно следить за точностью рисунка во время работы.

Если на улице сильный снегопад, то мой рисунок может замести до того, как я успею его сфотографировать. Еще для хорошей фотографии мне нужно солнце, чтобы у рисунка прочерчивались тени — так картина лучше получится на фото. Если погода теплая и без осадков, у меня нет достаточно свежего снега для работы. Когда прогноз обещает теплую погоду, я как сумасшедший пытаюсь закончить всю работу за один день.

Обычно рисунок живет пару недель, но один из них продержался шесть недель. Это было несколько лет назад, тогда во Франции была очень сухая зима — почти девять недель не было снега. Но спустя время рисунок стал очень грязным.

Чтобы нарисовать правильную геометрическую форму на снегу, я должен продумать весь свой путь. Для этого я составляю ориентационную карту с основными линиями рисунка и высчитываю количество необходимых шагов. Также использую компас, который помогает мне ориентироваться в пространстве. Иногда просто подсчитывать шаги недостаточно, поэтому я использую веревки для замера площади. Самое простое — это сделать, например, идеальный круг. Я беру веревку, креплю ее в центр и прохожу по периметру. Единственная проблема — я оставляю за собой линию посередине круга.


В среднем я работаю по 10 часов в день. Бывало, приходилось работать и при температуре –24 градуса. Обычно я надеваю трико, лыжные штаны, футболки, свитер, куртку и шапку. И, разумеется, ботинки со снегоступами.

Во время работы в основном пью что-то сладкое. Coca Cola — идеальный напиток, я ее очень люблю. Еще я пью чай с медом, но он не так хорош, как кола, так как в нем недостаточно сахара, чтобы восполнять энергию в течение дня. Также ем много бананов и овсяной каши утром, перед тем, как выйти на улицу. Во время работы ем бананы и шоколадный бисквит. Обычно за день я съедаю четыре банана и выпиваю большую бутылку колы.

О коллегах

В интернете я видел всего несколько людей, которые занимаются рисованием на снегу, но никто из них не делает так много изображений, как я. Да и в принципе я ни с кем особо не общаюсь. Пару раз писал Соне (Соня Хинриксен — немецкая художница, которая рисует картины на снегу вместе с командами добровольцев. — Прим. «Инде») в Facebook, но она не ответила. Возможно, не получила сообщение. Да и вообще нас слишком мало, чтобы объединиться в профессиональное сообщество.

Я пытался работать с ассистентами, но в процессе понял, что люди не готовы уделять столько времени рисованию на снегу — они слишком заняты другими делами или своим телефоном. Они готовы поработать два часа, но потом им нужно заниматься своими делами.

Я не думаю, что в будущем рисование на снегу станет массовым занятием, так как мало кто действительно захочет заниматься этим всерьез. Только если курорты начнут платить художникам по снегу. Возможно, этим смогут заниматься роботы, но в таком случае пропадет чувство восторга от того, что рисунок сделан всего одним человеком.

Фото: facebook.com; Регина Уразаева; видео предоставлены Hype Hunter