Burger
Пять российских короткометражек, которые стоит посмотреть. Выбор режиссера Байбулата Батуллина
опубликовано — 05.03.2021
logo

Пять российских короткометражек, которые стоит посмотреть. Выбор режиссера Байбулата Батуллина

Онлайн-просмотр вместе с «Инде»

В феврале 2021 года «КиноПоиск HD» выпустил короткометражный фильм «Показалось» уроженца Казани Байбулата Батуллина — сатирическую комедию, в которой главный герой утром обнаруживает у себя во дворе «объект», напоминающий человеческие ягодицы. За две недели фильм собрал только на youtube-канале «КиноПоиска» около 200 тысяч просмотров (предыдущий фильм режиссера «Половинки» и того больше — почти четыре миллиона за три года).

Мы попросили Байбулата составить для «Инде» топ-5 его любимых российских короткометражных фильмов последних лет.



Байбулат Батуллин, 26 лет

Выпускник Казанского хореографического училища. Участник юмористического интернет-шоу на татарском языке «Фэрхэт хэм Фэрхэд» (в соавторстве с Исламом Валеевым). Снимался в фильмах «Дилемма», «Синие бабочки», «Тайна изумрудного лотоса», «Сиротинушка», «Сокровища О.К.» и в сериале «Закон каменных джунглей». Выпускник режиссерского курса Алексея Попогребского в Московской школе кино. За время учебы снял фильмы «Ноль с половиной» и «Сокращение», «Половинки». В 2017 году фильм «Половинки» получил специальный приз жюри «За оригинальное представление о любви» на фестивале «Короче», участвовал в конкурсе короткого метра «Кинотавра» и вошел в лонг-лист номинации «Лучший короткометражный фильм» премии «Золотой орел».

Фильмы Батуллина в разные годы участвовали в Казанском Международном фестивале мусульманского кино, кинофестивале «Рудник» и Международном кинофестивале короткометражного кино SHNIT.

1. «Лалай Балалай» Руслана Братова (2017)

Ресторан закрывается, а Олегу Маратовичу хочется праздника. Увлекая за собой троих подчиненных, уже не способных сопротивляться его обаянию, он отправляется на поиски приключений. В тот момент, когда грань между отвагой и слабоумием оказывается окончательно стерта, эта история в буквальном смысле закручивается совершенно неожиданным образом.

Бывает, что начинающие режиссеры, снимая короткометражное кино, пытаются втиснуть в него большую историю и сделать из фильма своеобразный тизер большого фильма. Как правило, из этого ничего хорошего не выходит. В этом смысле «Лалай Балалай» — хорошо сконструированная короткая история, адекватно и выигрышно выглядящая в рамках своего хронометража. В 2018 году фильм стал настоящим фестивальным хитом, много где участвовал и побеждал (в том числе и на «Кинотавре»). Здесь невозможно оторваться от невероятного актерского ансамбля и от самого сюжета, который, кажется, можно было визуализировать тысячей разных способов, но режиссер нашел самый изящный из всех.

2. «Ну, здравствуйте, Оксана Соколова!» Кирилла Васильева (2016)

Актер-неудачник по имени Илья получает работу своей мечты. Его утверждают ведущим программы «Мужское мнение», выходящей в прайм-тайм на «Мужском радио». Наш герой устраивает вечеринку, а наутро понимает, что не может говорить — пропал голос. Чтобы вернуть его, впавший в панику Илья готов на все. Он обращается к врачу, и тот делает ему сомнительный укол в голосовые связки. Врач также просит героя не разговаривать ближайшие полчаса. Но на эфире у Ильи возникает новая неожиданная проблема.

Тоже победитель «Кинотавра». Это академическая короткометражная комедия. Я не поклонник такого жанра, но в коротком формате такая история мне нравится. Даже скажу, что фильм снят несколько олдскульно, и в этом случае это его нисколько не портит. Но я отмечаю этот фильм не только потому, что он мне когда-то понравился. Важно то, что «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» в свое время оказал большое влияние на киноиндустрию России. Победа фильма на «Кинотавре» задала тренд на жанровые короткометражки: многие режиссеры поняли, что такие простые, но хорошо сделанные истории очень востребованы на кинорынке. След победы этого фильма чувствовался в короткометражном конкурсе «Кинотавра» даже в 2020 году.

Кроме того, мне очень нравится игра Виктора Добронравова. Завязка сюжета несколько голливудского толка — в США подобную роль мог бы сыграть Джим Керри. Российским актерам не всегда удаются такие работы, но Добронравов справился отлично.

В 2018 году Кирилл Васильев снял полнометражную версию этого фильма, но в таком формате «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» показался мне слишком академичным и слишком олдскульным. Баланс пропал, и стало немного скучно.

3. «Ноги-атавизм» Михаила Местецкого (2011)

В своем исследовании съемочная группа пытается добраться до тайн одного из самых диких направлений экспериментальной медицины — добровольной ампутации ног.

Эту мокьюментари-комедию Михаила Местецкого я вспомнил сразу же, как получил просьбу составить подборку. Посмотрев ее когда-то, я понял, что интересное кино не требует больших денег, а самое важное всегда — история. Даже такая абсурдная, как в этом фильме.

4. «Нечаянно» Жоры Крыжовникова (2014)

Рассказ о приключениях одной семьи в новогоднюю ночь, когда веселый ход празднества нарушает непреднамеренное убийство.

Я с интересом слежу за фильмами Жоры Крыжовникова, и, мне кажется, это лучшая его работа. Рассказывать про фильм бессмысленно. Здесь, как и всегда у Жоры, хорошая атмосфера и яркие актерские работы. Мне особенно нравится Тимофей Трибунцев. Если вы фанат этого актера, то можете посмотреть только этот фильм из всего списка.

5. «Отпуск» Антона Сазонова (2019)

Артем, работник скотобойни, запутался в жизненных обстоятельствах. Выходом из кризиса становится неожиданное решение.


(фильма нет в открытом доступе, запомните его на будущее)


Я подбирал картины, которые есть в свободном доступе, но для «Отпуска» сделал исключение. Он вышел только в прошлом году, и, на мой взгляд, это важная работа, которую стоит запомнить на будущее.

Антон Сазонов — мой однокурсник по ВГИКу, а оператор фильма — уроженец Казани Айрат Шарипов. Фильм показывали на фестивалях «Сандэнс» и в Локарно (где он получил приз за режиссуру). Но я отмечаю этот фильм не только поэтому. «Отпуск» — сложное кино про войну, про его малоизвестный современный аспект — людей, которые идут воевать на коммерческой основе. Режиссер не дает однозначную оценку и взгляд на эту проблему, но, тем не менее, картина не оставляет никого равнодушным. Во время просмотра я абсолютно совпал с настроением фильма. Очень часто вспоминаю его последний кадр, который производит невероятно сильное впечатление.

Фото предоставлены Байбулатом Батуллиным