«Граффити — это нечто большее, чем пачкотня заборов». Как фестиваль уличного искусства меняет города и людей
14 августа в Казани начнется международный фестиваль уличного искусства «Культурный код». Он был запланирован на прошлое лето, но помешали карантинные ограничения. Регионы, в которых пройдет событие, определило народное онлайн-голосование — Татарстан стал одним из победителей. За две недели художники из разных стран создадут в республике семь муралов на фасадах зданий. Огромные граффити появятся по улицам Абсалямова и Четаева, а 30 августа их официально презентуют. «Инде» рассуждает, зачем нужен фестиваль и почему рисунки на стенах тоже искусство.
Что такое «Культурный код»?
Проект «Культурный код» родился не так давно, в декабре 2019 года. У него несколько организаторов: АНО «Россия — страна возможностей», Фонд поддержки и развития современного искусства, министерство по делам молодежи Татарстана при поддержке Фонда президентских грантов. Они задумали фестиваль с двумя целями: во-первых, дать возможность уличным художникам (в том числе перформансерам и музыкантам) показать себя. Во-вторых — украсить российские города с помощью гигантских граффити. Так целые кварталы и улицы превращаются в музеи монументального искусства, а местные жители знакомятся с мировой уличной культурой.
Алексей Комиссаров
генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»
Молодые художники получат шанс реализовать свой талант в художественных работах на 60-метровых фасадах домов, станут причастными к изменениям городской среды и появлению музеев современного искусства под открытым небом.
Именно муралы станут главным итогом фестиваля. В их создании по стране несколько лет будут участвовать четыре десятка художников из разных стран мира. Всего им предстоит самовыразиться на сотне фасадов.
Почему именно Татарстан?
С декабря 2019-го до начала февраля 2020 года организаторы «Культурного кода» принимали заявки от регионов. Их оценивали эксперты в области современного искусства и состоявшиеся художники-граффитисты — например, нижегородец Александр Купалян, который стал одним из самых молодых членкоров Российской академии художеств, и Rasko — один из самых заметных московских райтеров.
В шорт-лист регионов, претендующих на граффити-прорыв, были включены шесть — Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край, Ленинградская, Нижегородская и Челябинская области.
В Челябинске фестиваль провели в прошлом году, в Нижнем Новгороде спецпроект «Культурного кода» реализовали весной 2021 года, теперь очередь за Казанью.
И зачем нам это уличное искусство?
Михаил Тихонов
искусствовед, аспирант Музея современного искусства (Нью-Йорк)
* Работа над материалом началась в марте 2020 года, но из-за карантинных ограничений фестиваль перенесли на этот год. В сентябре 2020 года Михаил ушел из жизни.
Граффити — это нечто большее, чем пачкотня заборов. Давайте вспомним, что работы Жана-Мишеля Баския на сегодня конкурируют по стоимости с Ван Гогом, а Бэнкси настолько популярен, что его рисунки вырезают и крадут, чтобы затем перепродать. И тут дело не только в раскрученности имени или в том, что искусствоведам напрочь отказали зрение или вкус. Современное искусство существует вне понятий «красиво-некрасиво», оно оперирует смыслами. Именно стрит-арт сегодня говорит с нами о социальных проблемах — как Бэнкси, об этнической идентичности в современном мультикультурном мире — как Баския и о выживании человека в огромном и информационно перегруженном мире — как Покрас Лампас.
У современных городов, пояснил Михаил, есть выбор — пытаться запретами и наказаниями загнать стрит-арт в гетто, в неблагополучные кварталы, или же пытаться взаимодействовать, находить точки соприкосновения.
Михаил Тихонов
искусствовед, аспирант Музея современного искусства (Нью-Йорк)
В свое время баварцы были не очень довольны тем, что король Людвиг построил Нойшванштайн. Но сегодня это точка притяжения туристов и основа экономики всего региона. Понятно, никто не может гарантировать, что этот фестиваль обернется для Казани туристическим бумом. Но это хорошая возможность стать частью современного искусства и с помощью художников понять, какие темы и вопросы, в том числе философские, сегодня актуальны для города.
А те муралы, что уже есть в Казани, — это искусство?
Искусство, и еще какое. Во время мундиаля о работах объединения художников Supernova с Лионелем Месси и Неймаром заговорил весь мир. Причем футболом казанский стрит-арт не ограничивается.
Татарские художники в своих работах размышляют о нашей истории и традициях, о том, что мы теряем, когда устремляемся в будущее, о красоте, технологиях и мечтах. Многие из рисунков были созданы во время фестиваля Like It. Art в 2012 году и давно стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Эти граффити тщательно восстанавливают, если они страдают от времени или коммунальных вмешательств.
Впрочем, сами художники полагают, что восстановление старых работ — это так же странно, как решение музыкантов играть только старые хиты, и лучше бы идти вперед и делать что-то новое.
Что именно Казань получит в итоге?
Всего в Казани должны появиться семь муралов, над их созданием будут работать два художника из США, два мастера из Болгарии. С испанским граффитистом переговоры на момент написания материала еще продолжались.
Конечно, желающих поработать в Казани было гораздо больше. Организаторы «Культурного кода» собрали портфолио возможных участников и передали представителям Татарстана и Казани в частности. А местные специалисты из администрации региона, министерства молодежи при помощи привлеченных экспертов отобрали тех художников, чей стиль, манера выражения наиболее близки духу и колориту столицы республики.
Организаторы обещают показать муралы с помощью проекторов, направленных на фасады домов, которые выбраны в качестве «холстов». Пока известно, что абстрактные картины посвятят связи поколений и художественному видению современных актуальных событий. Как минимум один мурал будет представлять собой портрет известного деятеля культуры Татарстана.
Фото предоставлены организаторами