Burger
«От музыки я не выгораю». Солист «Альянса» Игорь Журавлев — в интервью «Инде»
опубликовано — 18.05.2023
logo

«От музыки я не выгораю». Солист «Альянса» Игорь Журавлев — в интервью «Инде»

Верные себе и романтике

Группа «Альянс», известная большинству по хиту «На заре», образовалась еще в 1981 году, но, как ни странно, пока ни разу не выступала в Казани — впервые это случится 20 мая на открытии летнего двора «Соли». Незадолго до концерта журналистка «Инде» Ангелина Головатая поговорила с фронтменом Игорем Журавлевым. Музыкант рассказал о дружбе с группой «Комсомольск», поделился воспоминаниями из 1980-х и порассуждал, как «протестовать в меру».


Стиль «Альянса» менялся, но вы, на мой взгляд, всегда оставались романтиками. Каково это — быть романтиком в 2023 году?

В душе я действительно остаюсь им, особенно когда это связано с творчеством. У группы «Вежливый отказ» есть такие слова: «А жизнь мне поет свою песню, поет мне голодную песню». Все-таки в жизни я стараюсь быть больше реалистом, чем романтиком, [зато] в творчестве открывается целая поляна для последнего. По-другому не получается, я могу в шутку что-то пошленькое исполнить, а всерьез — нет. К тому же не я себе давал установку быть романтиком, это уже другие силы наделили меня этим духом.

На вашем концерте, посвященном переизданию альбома «Сделано в белом», выступала группа «Комсомольск». Как познакомились с Ариной и Дарьей?

Я очень давно дружу с мамой Ариши, еще до ее рождения мы общались. Я даже преподавал Арине гитару, когда ей было лет шесть-семь. Уже через нее познакомился с Дашей и творчеством «Комсомольска», которое я, положа руку на сердце, не сразу оценил. Меня покоробили непривычные вещи с текстами, когда слово не укладывается, а его пытаются втиснуть. Например, как во «Все, что я умею, — лежать и ничего не делать». А потом я пришел на концерт «Комсомольска», послушал вживую, и мое мнение изменилось. Дальше я перестал обращать внимание на то, что меня коробило. Я увидел совершенно другие грани группы и полюбил «Комсомольск». У нас есть совместная песня «Сон наоборот».

Слушали их последний альбом «Комсомольск-0»? Что можете о нем сказать?

Это очевидное созревание группы. Если альбом сравнить с другими пластинками, то он черно-белый, как сама обложка. «Комсомольск-0» можно назвать поворотным, хотя мне нравятся не все песни. Зато очень нравится «Оттепель», которую полностью написала Ариша. Даша в этом треке тоже хорошо на гитаре сыграла. «Оттепель» ближе к романтике, поэтому и отзывается во мне. У «Комсомольска» еще очень люблю «Все, что я умею» и «Мы ищем человека».

А песня «Журавли» не понравилась?

Нет, мне не понравилась. Внутри автора, написавшего текст, — крик и истерика. Понятно, что это отражение событий годичной давности. Но мне такое болезненное восприятие чуждо. Мое мироощущение другое — спокойное и мечтательное. Мечтательность как раз характерна для романтиков. Она может мешать в жизни, а для творчества, наоборот, хороша.

Тем интереснее спросить: что вас связывает с постпанк-коллективом Motorama? Увидела, что в плейлист «Нью-вейв от Игоря Журавлева» для «Яндекс Музыки» вы включили песню Ghost.

Мне нравится раннее творчество Motorama, когда они еще ездили в Венесуэлу. Вы их назвали постпанком, но для меня они тоже романтики, судя по музыке и звучанию, характерному для new romantic 1980-х годов. Во второй половине 1980-х «Альянс» тоже играл в этом стиле. Среди зарубежных «романтиков» — A-ha, Tears for Fears, Duran Duran, отчасти Depeche Mode.

Motorama я услышал на фестивале «Боль» в 2018 году, они выступали сразу после нас. В это время у меня брали интервью, а я слышу, что звучит близкая музыка. Тогда мне сказали, что это Motorama. Настолько заинтересовался, что после мы вместе с сыном Митей посмотрели их клипы и выступления в интернете. Это времена, когда еще Ирина [Паршина] играла на бас-гитаре.

20 мая «Альянс» выступит в «Соли». А вы бывали в Казани до этого?

Я был у вас на фестивале «Сотворение мира», тогда я играл на гитаре в группе Treya. Из известных выступали «ДДТ» и «Мумий Тролль». Ориентировочно это 2009 год, тогда у вас был Шаймиев. Но учитывая, как мы напились в тот день с басистом Гребстелем, не особо помню Казань, разве что Кремль. В этот раз у нас 21 мая — свободный день, посмотрим на город.

Представляете как-то само выступление — лица людей и бар?

Не представляю и не хочу представлять. Потому что, когда делаю так, на поверку все оказывается совсем по-другому. Ни разу еще не совпало. Как правило, все происходит совсем не так, как я фантазирую.

Послушала разные каверы на песню «На заре», мало кому удалось привнести свое. А какой должна быть композиция, чтобы вам захотелось ее перепеть?

Для меня песня должна быть музыкальной. В это понятие я вкладываю в том числе нестандартность, свежесть и самобытность. Критериев много, но я их уже потом раскрываю. В первую очередь песня нравится, затем понимаешь почему. Она может быть даже на одной ноте, но должен случиться какой-то feel. Честность еще обязательна.

А как было дело с кавером «Я никому не верю» группы «Би-2»? Они сами предложили вам исполнить песню?

Да, мне позвонил Шура и сказал, что раздают одну песню. Спросил, хотим ли мы попробовать сделать кавер. Он отправил «Я никому не верю», чтобы я послушал, и попросил затем перезвонить. Оказалось, песня ничего. Вскоре я приехал на студию к Герману Штрому, и мы сделали кавер. Считаю, что не зря мы исполнили эту песню. Иногда включаю «Я никому не верю» и чувствую, что вполне получилось!

Бывали ли случаи, когда вы отказывались от выступлений? Чем руководствуетесь, когда принимаете решение, выступать в городе или нет?

В голову приходит только один фестиваль в лесу — уже не вспомню название. Я посмотрел на участников и понял, что это не наша сфера и не наш уровень. В целом концерты за все 40 лет существования «Альянса» не отменялись. Всегда предложения поступали с большим уважением, я даже не думал, что нас могут как-то обвести вокруг пальца. К счастью, такого и не было.

Сейчас наш концертный директор — Илья Зинин. В 2012 году он участвовал в открытии China-Town-Cafe в Казани. Мы вышли на него как раз через «Комсомольск», которых он взял себе под крыло. Мама Арины очень рекомендовала Илью, так мы с ним познакомились, сработались, и дело пошло еще лучше.

В 1984 году «Альянс» попал в список запрещенных групп за пропаганду «чуждых нашему обществу идеалов и настроений». Как прошли эти два года для вас, казалось ли, что это конец и вы не будете больше выступать?

Да, наступило уныние. Нужны были деньги, я устроился на стройку геодезистом. Целый год проработал там. Потом волей случая встретил знакомого гитариста Дмитрия Головицкого. Он рассказал, что уходит из кабака к Ирине Отиевой. Позвал на свое место играть. Я согласился, вначале несколько месяцев выступал в ресторане «Охотничий», а затем полтора-два года в ресторане «Белград», что был на Смоленке. Это был интересный период моей жизни, который продлился до 1986 года. Ресторан дал мне сермяжный навык, я стал грамотнее в музыкальном плане.

Вы много лет в музыке, были ли моменты выгорания?

От музыки я не выгораю. Выгорал я в период своих злоупотреблений, когда попадал в другие реальности. А сейчас я живу в чистоте, наслаждаюсь жизнью и занимаюсь музыкой с большим энтузиазмом. Сегодня, к примеру, у нас репетиция, я полечу туда на крыльях. Жду не дождусь студий, когда начнем новый альбом записывать. Устал? Отдохни пару дней. Нужно соблюдать экологию души и знать меру.

Учитывая, что протест — составляющая мира и неотъемлемая часть рок-музыки, можно ли «протестовать в меру»?

Можно. Ты можешь заявить о своем негодовании, но если ты со сцены призываешь к насильственным действиям из чувства того же протеста, то это другое. Петь о недовольстве собой, унынии и депрессивных чувствах — нормально, потому что это борьба с самим собой. Tears for Fears в песне Mad World поют об экологии, о загрязненной людьми планете, на которой всем нам, быть может, лет 50 осталось. Разве это не протест? Так что надо понимать, к чему вас призывают. Одни хотят, чтобы не было богатых, а другие — чтобы все жили в достатке. Абсолютно по-разному окрашенные протесты.

Знаю, что вы человек верующий. Как бы вы всерьез продолжили слова «Господи, спасибо тебе…» из ироничной песни «Если мы люди»?

Я бы продолжил: «Господи, спасибо тебе за все, за все, за все».

За все хорошее и не очень?

Вообще за все, поэтому три раза.

Обложка: Софья Гражевич; фото предоставлены собеседниками; 2 — Valk.ru; 3 — Vk.com; 4 — Valk.ru