Burger
«Я пропагандирую моду на татарский дизайн, потому что мне самой это нравится и интересно»
опубликовано — 29.03.2016
logo

«Я пропагандирую моду на татарский дизайн, потому что мне самой это нравится и интересно»

Основатель нового сайта и сообщества татарских дизайнеров RUKAMI Радмила Хакова — о моде на татарское, записках на родном языке и создании новых кругов

Сегодня в тестовом режиме запустился сайт rukami.tatar. Сообщество и магазин RUKAMI ― это открытый модерируемый проект, объединяющий дизайнеров, которые экспериментируют с темой татарской национальной идентичности. Журналист «Инде» Айгуль Сабирова поговорила с его основательницей Радмилой Хаковой о кооперации среди дизайнеров, моде на татарское и качественной сувенирке.

Радмила Хакова

продюсер сайта «Сноб» и редактор спецпроектов журнала Time Out, digital-директор самого большого арт-парка в Европе «Никола-Ленивец». Сейчас ― коммуникатор в программе Года парков и скверов в Республике Татарстан и создатель проекта RUKAMI

Радмила, какая глобальная идея стоит за твоим проектом?

Мне бы хотелось делать татарское узнаваемым и модным, формировать интерес к татарскому дизайну, показывать, как это может быть красиво и качественно, обеспечивать этому спрос ― это с одной стороны. С другой ― создавать сильное сообщество дизайнеров, исследующих эту тему, инициировать новые предложения.

По какому принципу ты отбираешь участников?

Мы с Лейлой, байером и администратором проекта, ищем их везде, шлём друг другу в директ Instagram, едем, трогаем, нюхаем, фотографируем вещь. Если нам нравится ― покупаем (мы ничего ни у кого не просим бесплатно и никого не предупреждаем заранее), спим в том, что купили, моемся, стираем эту вещь, живём с ней некоторое время, ходим в ней по улице и, если считаем, что готовы рекомендовать её друзьям, знакомимся с дизайнером, чтобы пригласить в проект.

Участие не ограничивается ни национальностью, ни географией ― только татарской темой: в проекте кроме казанских есть московские и пермские татары, русские ребята из Ижевска и Уфы, татарка из Стамбула, художница с острова Бали, которая, заскучав по дому, стала делать серебряные украшения с орнаментом. Из-за особенностей платёжной платформы RUKAMI не может продавать онлайн серебро от MATUR, но это не значит, что мы не будем рассказывать аудитории об этом бренде.

На RUKAMI уже доступны разделы с украшениями, одеждой (верхняя, толстовки и майки, головные уборы, другое), сумками, открытками и наклейками, аксессуарами и раздел «Барахолка». Важно сообщить, что мы открылись в тестовом режиме. Сейчас мы налаживаем доставку и работу с размерами, нам предстоит разобраться с системой уведомлений о сроках изготовления, скоро появится раздел, где будут анонсироваться события сообщества и новости дизайнеров. В общем, мы в самом начале пути и нужно много сделать, чтобы всё стало работать как надо.

Почему «Барахолка» появилась на сайте, где в основном представлены вещи татарских дизайнеров?

Я много путешествую и люблю бывать на блошиных рынках. Я ищу вещи с характером. Это может быть хлебница с татарским орнаментом, купленная на блошином рынке «Книжка» в парке Тинчурина, или арабский воин в чалме и с мечом, найденный в Тель-Авиве, куда люди отовсюду везли свои истории в сундуках.

Радмила и Лейла думали, что откроют в марте магазин с восемью позициями. Сегодня на rukami.tatar больше 50 вещей. Несмотря на то что это начало, они не хотят, чтобы количество продуктов быстро увеличивалось. В ближайших планах ― довести это количество до 100 наименований и сосредоточиться на работе с дизайнерами, которые уже присоединились к RUKAMI.

Критериев отбора участников проекта четыре, и это, по словам Радмилы, много: дизайнер экспериментирует с татарской темой (орнамент, символы, включая текст или стиль), делает это современно, качественно и открыт к взаимодействию с другими дизайнерами и новой аудиторией.

«В проекте два тематических табу ― фольклор и религия».

― Мы выбираем вещи или предметы, которые могут использовать все и всегда, ― поясняет Радмила. ― Например, мы не продаём головные уборы для никаха, но, если вам захочется надеть современную тюбетейку Misa в этот важный день поверх платка, мы покажем, как её крепить. Есть потрясающий проект YAND (Санкт-Петербург) ― ребята шьют платья для намаза. Они позиционируют свой продукт как «главное платье в жизни каждой мусульманки». Это очень красиво ― и с точки зрения эстетики, и с точки зрения маркетинга, но это ― другая ниша, уважаемая нами, но не наша.

Наша ниша ― повседневная модная одежда с татарскими символами: вышитым на пончо орнаментом от Mira Rakhmat или напечатанным на толстовке эчпочмаком от Abau, лаконичные деревянные броши от Резеды Аглиулловой или яркий камуфляжный принт в татарский тюльпан на майке от Mardesign, тюрбаны и новые тюбетейки, портрет Рудольфа Нуриева на серой футболке или говорящая на татарском с каждого забора в Казани #девочкатамара. У меня самой есть все эти вещи, и я хочу, чтобы они были у моих друзей.

В Санкт-Петербурге и Москве Радмила занималась сначала журналистикой, потом социальными медиа, продвижением культурных проектов. Но ей всегда хотелось сделать что-то связанное с Татарстаном. Прошлой зимой она даже затеяла бизнес с одним поваром. Ему хотелось реализоваться в национальной кухне, ей ― сделать эчпочмак известным татарским пирожком и писать на салфетках «„Солнце“ по-татарски ― „кояш“».

Что подтолкнуло тебя к проекту с татарскими дизайнерами?

Мы разрабатывали бизнес-план, когда подруга показала мне новость в Facebook об открытии сети татарского фастфуда «Тюбетей». Я подумала: «Круто. Я только думаю об этом, а ребята уже сделали», ― и мы полетели в Казань. На Open Space Market в парке «Чёрное озеро» бородатые татуированные парни жарили бургеры, тусовались модные девочки, продавали лаконичные украшения, крафтовый лимонад, сыроедческие десерты и так далее.

― Было здорово, ― вспоминает Радмила, ― много гостей и участников, хорошая погода. Моя подруга Саша говорила: «Слушай, классно, что нет никакой разницы ― ты можешь быть сегодня на таком рынке в Берлине, завтра в Москве или в Казани, и везде это будет примерно так». (Я, кстати, считаю, что это ― комплимент организаторам и передаю Василю и Юле большой привет.) И я говорила: «Да, но должно быть что-то ещё». И оно произошло ― мне кажется, что Радиф Кашапов там делал современную музыку на татарском, «Тюбетей» открыл первый ларёк, среди бетонных, стеклянных и серебряных вещей, которые могли бы быть сделаны где угодно в мире, потому что они следуют за мировым дизайном и хотят быть global, стали встречаться вещи в татарском стиле, что бы это ни значило.

Там же, в парке «Чёрное озеро», я познакомилась с Наталией Фишман, которая «вернула меня домой». Я всегда буду ей за это благодарна. Я получила предложение о работе и через неделю уже переехала из Москвы в Казань. Меня не было десять лет, я уезжала совсем из другой республики. В команде Года парков и скверов ― хороший коллектив, быстрорастущие профессионалы и колоссальный масштаб ― гигантский, невероятный объём работы, постоянно происходящей и не скоро конвертирующейся в то признание, которого достойна. Это все понимают и отдают себе отчёт в том, что работают ради медленных и больших перемен, ради будущего. Что касается бесконечно обсуждаемого стиля Наталии, то она всегда на два шага впереди (это касается всего, не только одежды) и поэтому никогда не будет понята до конца, но всегда будет задавать тренды. Однажды она сказала, что представляет себе современную татарку в платке, но с планшетом последней модели в руках или без платка, но в стильной национальной одежде и за рулём. На «Печэн базаре» («Печән базары / Сенной базар» ― ярмарка, проводимая один раз в год Всемирным форумом татарской молодёжи. ― Прим. «Инде») были такие девушки ― в тюрбанах и на скутерах, было очень красиво. И ведь все понимают, что это не совсем возвращение к корням: татарки не носили тюрбаны, и одежда, которую сейчас носят в день никаха, тоже вовсе не татарская традиционная. Это другое: демонстрировать национальную идентичность стало модным, и эта мода будет развиваться и немножко закрывать нас от мира, с одной стороны (когда по внешности заметны свои), и привлекать его к нам ― с другой (как привлекательно всё аутентичное и особенно чужое).

«Я искренне считаю: чтобы сохранить идентичность, надо сохранять традиции, национальные праздники и одежду».

Как ты думаешь развивать свой проект дальше?

Я оцениваю RUKAMI как временный. Думаю, его срок ― два-три года.
Один из признаков того, что всё идёт по плану, ― это когда дизайнеры, которые не работали раньше с татарской темой, заинтересуются ею и начнут экспериментировать. Некоторая «тусовка» известных другу другу и остальным людей будет собираться, передавать навыки, проводить свои события, создавать проекты. Сообщество сформируется, появятся новые татарстанские продукты и бренды, многие дизайнеры откроют свои магазины, наладят производство, каналы продвижения и продаж. Тогда RUKAMI сможет стать автономной модерируемой площадкой с открытым входом как для дизайнера, так и для покупателя.

Что в этом проекте важно для тебя лично?

Вообще, возможность общаться за пределами своего круга, открываться ― это способ создавать новые круги. Ещё вчера ты видел эти толстовки только в Instagram, а сегодня интересный человек рассказывает тебе, как сделать бизнес за 90 дней или подарить свитшот президенту. В следующий раз он будет для тебя уже не просто человек из интернета, а кто-то, передавший тебе что-то важное, может быть, опыт или просто эмоцию.

«Сейчас такое время, что люди как будто не очень доверяют другу другу. Мне хочется жить и работать в дружелюбной, открытой среде».

― Когда я говорю, что буду давать ссылки на соцсети дизайнеров и называть имена, меня спрашивают: но как ты тогда удержишь покупателя? RUKAMI не ставит задачу присвоить аудиторию. Есть площадки в соцсетях, где продают товары разных дизайнеров, выдавая их за свои, не указывая авторства. Мне кажется, это не очень честная история. Для меня важно, чтобы аудитория знала, чей продукт ей интересен. Боюсь ли я, что покупатель уйдёт по ссылке и не вернётся? Не боюсь. Он вернётся за новой ссылкой. В этом смысле RUKAMI ― в первую очередь сообщество, а не магазин. Я пропагандирую моду на татарский дизайн, потому что мне самой это нравится. Конечно, я хочу, чтобы это приносило деньги ― и дизайнерам, и мне.

Мечта Радмилы ― шоурум с продукцией всех дизайнеров, объединённых RUKAMI.

― Там всё можно будет потрогать, примерить, познакомиться с авторами, взять визитку или открытку конкретного дизайнера или бренда, поехать в мастерскую или магазин, и круче всего, если этот магазин будет прямо вот тут же, этажом выше. Классно, да? (Смеётся.)

Для Москвы разработали классный бренд Heart of Moscow. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах разработка клёвого бренда для сувенирки Казани возможна у нас?

Я думаю, что должен произойти скачок в развитии вкуса. Что сделали ребята из Evolution, когда выпустили свой первый гид по городу? Они показали другой способ коммуникации. Это культурный код, и ты его считываешь визуально (в шрифтах, иллюстрациях), эстетически, психологически. Летний гид по Казани, зимний гид по Казани, книга «Путешествие по Татарстану» ― это подход, который актуализирует тебя во времени и в месте, в сезоне, в городе, в контексте. Вы видели новый фирменный стиль Visit Tatarstan? Представьте себе, что на Баумана вместо позорных некачественных устаревших сувениров появятся эти (и не только эти, но и совсем другие, новые, сделанные со вкусом) вещи. Я думаю, это может случиться совсем скоро.

Татарстан меняется. Люди начали заниматься тем, чем хотят, поэтому появляются и кофейни на один стол, и гиды по таким местам, и новая музыка, и дизайн. Прямо сейчас в Татарстане меняется среда, и мы с вами ― участники этих перемен.

Фото: Катя Огуречкина



Читайте также: