Burger
Родина-смерть. Зачем идти на казанские кладбища и что там смотреть
опубликовано — 27.10.2017
logo

Родина-смерть. Зачем идти на казанские кладбища и что там смотреть

Хэллоуинский путеводитель по Арскому, Ново-Татарскому, Архангельскому и другим памятным некрополям города

Memento mori! «Инде» советует отметить Хэллоуин не пьянкой в масках, а познавательной прогулкой по казанским кладбищам — благо погода для этого сейчас самая подходящая. Рассказываем, кто лежит на Ново-Татарском, почему не стоит фотографироваться в Бишбалте и на какие кенотафы следует обратить внимание на Арском.


Арское кладбище

Живописные исторические захоронения недалеко от центра

Адрес:

ул. Ершова, 25б

График работы:

с 8:00 до 17:00 (без выходных)

Зачем идти:

Разговоры о том, чтобы превратить самое старое действующее кладбище Казани в музей под открытым небом, ходят давно, но пока инициатива не получила развития и организованные регулярные экскурсии и прогулки с туристическими путеводителями все еще остаются мечтой. При этом на Арском есть что посмотреть — дореволюционные захоронения со скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах авторитетов из 1990-х, поэтому любопытствующих фланеров здесь едва ли не больше, чем родственников усопших. Но главное — здесь покоятся самые известные казанцы ХIХ−ХХ веков: автор неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета Николай Лобачевский, архитектор Михаил Коринфский, купец и старообрядец Яков Шамов (тот самый, который дал средства на строительство Шамовской больницы), химик-органик Александр Арбузов, художник Николай Фешин, профессор Казанского университета Николай Катанов, знавший 114 языков. Но, пожалуй, самое популярное место на Арском — могила сына Иосифа Сталина Василия. Только могила с 2002 года пустая (тело было перезахоронено в Москве), но за надгробием до сих пор кто-то ухаживает. Пожалуй, это одна из самых главных загадок кладбища, если не считать дежурных баек о местных призраках.

Что стоит знать:

Егор Червяцов

историк

По документам губернского архива, кладбище основано в 1766 году. На часовне в старообрядческой части написано, что первое захоронение было сделано на четыре года раньше, но оно не сохранилось. Исторически точно засвидетельствованы захоронения нападавших и оборонявшихся во время пугачевского штурма Казани в июле 1774 года. Статус городского кладбища Арское получило в 1835 году. После очередного городского пожара по просьбе жителей его обнесли белокаменной стеной: во-первых, коровы топтали могилы, во-вторых, город ширился и кладбище, которое ранее было за чертой города, теперь находилось в непосредственной близости от жилых домов.

Вероятно, старообрядческая часть кладбища самая древняя, потом возникла официально-православная. В XIX веке стали хоронить немцев на отдельном лютеранском участке и поляков на католическом, у сохранившегося до наших дней костела. Евреев сначала хоронили на самом краю оврага, который идет через все кладбище, позже этот участок укрепили деревьями, иначе могилы просто уносило в Казанку. Татары на кладбище тоже есть, но их хоронили по одному-единственному принципу — усопшие были атеистами и не желали проходить исламский обряд погребения, а на Ново-Татарском кладбище это было невозможно даже в советское время.

В 1930-е годы, по примеру московского Новодевичьего, на кладбище появляются аллеи для выдающихся деятелей. Таковыми стали главная первая и частично первая поперечная аллеи. Их еще неправильно называют университетской аллей и аллей врачей — неправильно потому, что там хватает и других великих людей. Место живописное: статуи ангелов, плакальщиц, часовни, склепы, интересные хозяйственные постройки прошлых веков и эпитафии, бьющие прямо в сердце. В конце первой поперечной аллеи покоится некая Зоя, умершая 45 лет от роду в советские времена. Ее родственники настрочили: «О путник, проходящий мимо, слезою не скверни мой прах. Сегодня дома я, а ты в гостях» — с намеком. Есть кенотафы, то есть могилы без трупа, — самая известная принадлежит генерал-майору авиации Василию Сталину. Есть в истории Арского и эпизоды злоупотребления властью: например, бывший митрополит Анастасий похоронил свою мать Дарью Меткину на участке церковнослужителей, хотя она таковой не была.

Архангельское кладбище

Мрачное напоминание о политических репрессиях

Адрес:

ул. Даурская, 4 (ост. «Казанская ярмарка»)

График работы:

с 8:00 до 17:00 (пн - пт), с 8:00 до 14:00 (сб - вс)

Зачем идти:

Архангельское кладбище расположено далеко от центра и не может похвастаться памятниками позапрошлого века. С другой стороны, здесь есть объекты, которые не встретить больше нигде в Казани. Например захоронения военнослужащих германской и австро-венгерской армий, умерших в плену во время Первой мировой войны. На кладбище сохранился памятник с надписями на немецком и русском.

В центральной части некрополя расположено воинское захоронение периода Великой Отечественной войны. Здесь похоронены воины, умершие в разных эвакуационных госпиталях Казани, военнослужащие Казанского гарнизона и других воинских частей. Есть участок захоронений воинов-иностранцев, на котором установлен памятный знак с надписью «На этом месте похоронены воины-иностранцы, умершие от ран в госпиталях города Казани». В архивных документах госпиталей о погребениях воинов кладбище упоминается под названиями Архангельское кладбище, Воинское кладбище, Братское кладбище, кладбище № 1.

Кроме того, Архангельское кладбище, как самое окраинное в городе, служило одним из мест захоронения расстрелянных в годы репрессий. Точное число захороненных до сих пор не установлено. В 1998 году здесь появился первый в Казани мемориал в честь жертв политических репрессий.

Что стоит знать:

Некрополь появился в качестве кладбища Архангельской слободы при Михайло-Архангельской церкви. На кладбище кроме жителей этого села хоронили и горожан из близлежащих районов — в основном из густонаселенной Суконной слободы. Как пишет краевед Лев Жаржевский в книге «Казань. Город мертвых», в 1864 году кладбище перевели в городское управление по просьбе служителей церкви, так как они не могли самостоятельно навести там порядок. В документах того времени приход Духосошественской церкви (ныне действующая церковь на улице Луковского, бывшее здание театра кукол. — Прим. «Инде») характеризуется как «один из многочисленных приходов Казани, прихожане которого резко отличаются особенным своеволием и крайним беспорядком в весьма частых случаях погребения своих покойников на нашем кладбище». Опуская своих умерших в наспех вырытые могилы и лишь для вида присыпая гробы комьями мерзлой земли, родственники по весне были глухи к призывам привести могилы хотя бы в относительный порядок. Сейчас, разумеется, в захоронениях на Архангельском кладбище не видно и следа того хаоса.

Аллея славы в парке Горького

Мемориал памяти революционеров по соседству с детским парком

Адрес:

ул. Ершова, 1 (парк им. Горького)

График работы:

с 8:00 до 16:00 (вт - сб)

Зачем идти:

Соседство мемориального кладбища с главным детским парком удивляет каждого приезжего. Сейчас Аллея славы огорожена воротами и забором, но еще пять лет назад попасть сюда можно было случайно, просто проходя мимо в поисках сахарной ваты. Могил здесь мало, но особый статус места предполагает, что здесь могут лежать только избранные. Именно здесь, наряду с ничего не говорящими большинству гуляющих фамилиями большевиков, находятся могилы видных деятелей татарской культуры. В 1933 году на Аллее славы похоронили драматурга и первого татарского наркома культуры и образования Абдуллу Зулкарнеева, а также одного из первых татарских режиссеров и актеров Габдуллу Камала. Кроме того, здесь лежат поэт Хади Такташ и «народный драматург» Галиаскар Камал. Перед походом советуем прочесть наши материалы о музеях МВД и ФСБ: Аллея славы, она же «аллея чекистов», заложенная в первые годы советской власти, не могла обойтись без лиц, стоявших у истоков главных силовых ведомств СССР.

Что стоит знать:

Точкой отсчета для Аллеи славы стали похороны революционеров, убитых после взятия Казани белыми в 1918 году. Здесь похоронены лидер ваисовского движения Сардар Ваисов, революционер Абрам Комлев, а также чекисты, убитые крестьянами в лесу возле Раифского монастыря. Территория кладбища заполнялась нерегулярно и только по особым случаям. В 1920 году на этом месте появилась могила убитого под Перекопом кавалериста Георгия Екимова, а в 1922 году — могила председателя Казгорсовета Алексея Галактионова. После 1935 года захоронения в некрополе прекратились. Последнее захоронение, сделанное во времена существования СССР, произошло в 1957 году — тогда здесь похоронили доцента Казанской партшколы Шагита Залаева. Но в 1997 году здесь захоронили останки неизвестных, обнаруженные в ходе земляных работ на территории Казанского Кремля.

Кладбище в Бишбалте

Пасторальные виды с берега Волги

Адрес:

тупик по улице Брюсова

График работы:

кладбище не работает

Зачем идти:

Мусульманское кладбище у самой кромки Волги в Кировском районе города давно не работает, но продолжает привлекать внимание. О нем почти ничего не известно, что позволяет некоторым историкам утверждать, что кладбище относится чуть ли не к XIV веку, хотя более взвешенные версии датируют его серединой XIX века. Кладбище прежде всего примечательно нарочитой заброшенностью: разбитые могильные камни с арабской вязью, непроходимые заросли американского клена. При посещении помните: на кладбище отсутствует планировочная структура, поэтому, скорее всего, вы будете ходить по могилам — побольше почтения и лучше без фотосессий.

Что стоит знать:

Айдар Ногманов

руководитель отдела историко-культурного наследия народов Татарстана Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

У татарской общественности сложилось мнение, что кладбище на улице Брюсова в Адмиралтейской слободе является кладбищем древнейшего на территории современной Казани селения Бишбалта (оно существовало еще во времена Волжской Булгарии). Мы сначала тоже так полагали. Но изучение источников и литературы показало, что кладбище в слободе возникло в 1840-е годы. Хоронили там татар, которые работали на пороховом заводе, предприятиях в Адмиралтейской слободе и торговой пристани неподалеку. Самое раннее сохранившиеся захоронение на кладбище датируется концом XIX — началом XX века, самое позднее — 1930-ми годами. Возможно, более старая часть кладбища оказалась затоплена водами Куйбышевского водохранилища. Но ни в одном источнике литературы, вышедшей до затопления, фактов о расположении там древних камней мне не встретилось. Поэтому я не исключаю возможности, что на самом деле то, самое древнее, кладбище в Бишбалте располагалось в районе самого поселения Бишбалта, в конце Адмиралтейской слободы — через дорогу от «Петрушкиного двора», ближе к Волге. Помочь это выяснить могут только подводные археологические исследования.

Ново-Татарское кладбище

Главный национальный некрополь, спрятанный от глаз горожан за промзоной на Вахитова

Адрес:

ул. Пригородная, 1

Время посещения:

май – сентябрь 8:00 – 18:00, октябрь – апрель 8:00 – 16:00

Зачем идти:

Кладбище в Ново-Татарской слободе встречает словами «Исәннәрнең кадерен бел, үлгәннәрнең каберен бел» («Цени живых, знай могилы умерших»), обрамляющей серебряного цвета статую скорбящей матери. Главный национальный некрополь — почти учебник истории с именами, знакомыми с детства. Здесь похоронены татарские деятели культуры и науки: Габдулла Тукай (старая главная аллея, первый ряд), Марсель Салимжанов (там же), Шигабутдин Марджани (15-я аллея, второй ряд, слева), Тази Гиззат (15-я аллея, первый ряд, справа), Салих Сайдашев (там же), Баки Урманче (5-я аллея, первый ряд, справа), Сибгат Хаким (35-я аллея, первый ряд, слева), Абдурахман Абсалямов (главная аллея, первый ряд, слева), Галимджан Баруди (старая главная аллея, первый ряд, справа), Хания Фархи (2-я аллея, первый ряд, слева), Альфия Авзалова (20-я аллея, первый ряд, слева) и другие. Попасть на кладбище можно с двух основных входов — главного, со стороны улицы Пригородной, и «волжской калитки», со стороны улицы Меховщиков. Последнюю стоит выбрать, если вы хотите быстрее оказаться у могилы Габдуллы Тукая. Впрочем, решив начать прогулку по кладбищу с центрального входа, вы легко найдете могилу главного татарского поэта по указателям.

Что стоит знать:

Айдар Ногманов

руководитель отдела историко-культурного наследия народов Татарстана Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

Существуют разные точки зрения по поводу времени возникновения Ново-Татарского кладбища. После осады города Емельяном Пугачевым, когда Казань была выжжена, Екатерина II утвердила план, по которому и производилась застройка. Согласно документу все кладбища были отделены от городских строений. Указ 1771 года предписывал, чтобы они располагались на расстоянии не менее 100 саженей от жилых построек. Некоторые историки считают, что именно после выхода этого указа возникли Арское и Татарское кладбища. Но скорее всего, Татарское кладбище появилось позже — в конце XVIII века. Самое раннее из зафиксированных захоронений в литературе датируется 1803 годом, что упоминается во всех путеводителях. Во время систематического обследования кладбища этим летом мы с сотрудниками института этот камень не обнаружили. Самый ранний из выявленных нами — 1813 года. Возможно, предыдущие исследователи неправильно прочли надписи на камне — они сделаны на арабском языке. Или же этот камень попросту утрачен.

С 1813 года кладбище становится основным татарским некрополем Казани. До этого мусульмане хоронили своих усопших на кладбище на месте 5-й горбольницы на улице Шарифа Камала — оно располагалось между Старой и Новой слободами. Но, видимо, на нем не оставалось места, и с начала XIX века захоронения проводили на Ново-Татарском кладбище. Старое кладбище было заброшено, а в советское время на нем появилась городская больница № 5. Источников и документов о дальнейшей истории Ново-Татарского кладбища практически нет: видимо, мусульманская община регулировала эти вопросы в явочном порядке, без бумажной работы.

Площадь некрополя — 21 гектар. Считается, что участок, где похоронен Тукай, — это старая часть кладбища, а рядом со входом — новая. На самом деле все наоборот. Часть в районе входной группы — одна из самых древних на кладбище: во время обследования мы нашли там памятники 1820−1930-х годов. В целом кладбище осваивалось довольно равномерно, через каждые 30−40 лет на месте старых захоронений делали новые. Традиция устанавливать каменные надгробия — одновременно давняя (такие надгробия можно обнаружить в захоронениях периода Золотой Орды) и новая. До революции позволить их себе могли только состоятельные граждане — купцы и духовенство. Основная же часть населения ставила деревянные доски, которые в силу естественных причин со временем исчезали. Через какое-то время на месте этих старых могил появлялись новые захоронения — и так по всему кладбищу. Поэтому разделение на старую и новую части считается условным: везде можно встретить и новые захоронения, и дореволюционные камни.

Мы с коллегами также обследовали кладбище в Бишбалте в Адмиралтейской слободе и Пороховое кладбище около мечети Рамадан. Первое не функционирует с 1930-х, второе — с 1960-х. Так что Ново-Татарское — последнее из действующих исторических татарских кладбищ. Вдобавок оно исторически являлось главным некрополем татарского народа: Пороховое и в Бишбалте — более простые кладбища, обнаружить там могилы видных деятелей нам пока не удалось.

В апреле — июне этого года Институт истории по своей инициативе провел экспедицию по Ново-Татарскому кладбищу. Каждый день мы последовательно проходили участок за участком, захоронение за захоронением. Задача — выявить все арабографичные памятники, сохранившиеся на кладбище с момента его основания до конца 1920-х годов, когда ввели кириллицу. Это был вынужденный шаг. Арабографичные памятники существовали и в 1930–1960-х. Но если учитывать и их, получится огромный пласт работы, который мы просто не успевали охватить за лето. Мы выявили около 1600 памятников — целых и фрагментов. Одновременно с этим мы озадачились найти и зафиксировать захоронения знаменитых деятелей татарской культуры, науки, купцов, предпринимателей, священнослужителей. Ограничений по возрасту могил в этом случае не было. В перспективе мы планируем нанести все данные на карту, ведь о том, кто и где похоронен на кладбище, знают немногие. Одна из наших задач — сделать справочники, путеводители, на основании которых любой желающий может прийти на Ново-Татарское кладбище и самостоятельно найти интересующую могилу. Можно разработать даже отдельные туристические маршруты — по писателям, композиторам, священнослужителям.

Фотографии: Регина Уразаева