«Сейчас я уже говорю всем, когда приезжаю в другие города: „А вот у нас в Альметьевске…“» Кураторка Настя Степанова — о переезде из Перми и работе в «Открытых мастерских»
Настя Степанова переехала в Альметьевск в апреле этого года. Раньше она работала в Пермском музее современного искусства PERMM, а теперь курирует «Открытые мастерские», запустившиеся в июне после реконструкции и реконцепции бывшего склада Нефтегазодобывающего управления. Этот проект — продолжение «Сказок о золотых яблоках», объединивших уличную культуру и традиционные ремесла.
В арт-резиденции проходят мастер-классы, творческие лаборатории и лекции о современном искусстве, а недавно открылась первая выставка. Мы поговорили с Настей об опыте переезда в незнакомый город, планах развития пространства и о том, как в Альметьевске соседствуют башни Татнефти и белье на веревках.
Как ты пришла в искусство и стала кураторкой?
Я называю себя кураторкой образовательных программ. Это, мне кажется, не совсем то же самое, что выставочный куратор. Я не занимаюсь выставками, но мне бы хотелось до этого дойти. В образовании в сфере искусства я с 2020 года — с тех пор, как пришла работать в образовательный отдел музея PERMM. Там была очень сильная команда, мастодонты соучастного проектирования. Именно в PERMM, кажется, у меня сформировались довольно бережный подход к людям и желание выстраивать диалог вокруг искусства.
Сейчас я тоже выступаю больше в качестве образовательного куратора или куратора соучастия, если такой термин вообще есть. Разрабатываю поводы для формирования сообщества, продумываю образовательную программу, которая поможет узнать о разных явлениях современного искусства. Знакомлю и свожу людей друг с другом, помогаю определиться с направлением, пишу тексты для художников. Но выставки не проектирую. Думаю, у меня больше медиаторская роль — спросить и дать возможность высказаться, вовремя отойти, услышать, направить по возможности.
Что входит в твои обязанности кураторки «Открытых мастерских»? Они больше про менеджмент?
Если коротко, я настраиваю процессы: разрабатываю публичную и внутреннюю программу, координирую работу команды, общаюсь с резидентами и помогаю им составить маршрут художественного развития. Продумываю мероприятия, постоянно возвращаюсь к разработке стратегии. Конечно, все это я делаю вместе с командой.
Еще я постоянно советуюсь с коллегами из художественного сообщества, чтобы понять, в верном ли направлении мы двигаемся. Важно запитчить идеи, коллективно найти решение каких-то сложных ситуаций, поделиться болями. Наша работа построена на интенсивной коммуникации. Думаю, это больше поддерживающая практика: нужно отслеживать, как чувствуют себя все, кто есть в поле мастерских. Для меня это про заботу. Но и менеджерские функции остаются.
Обязательно ли куратору иметь художественное образование?
Мне кажется, образование должно быть, но не обязательное высшее художественное. Сейчас очень много вариантов: семинары, форумы, курсы, лаборатории, школы. У меня культурологическое образование, но больше на меня повлияли работа в музее и взаимодействие с коллегами.
Иногда чувствую, что мне не хватает знаний и опыта в некоторых важных вопросах. Приходится постоянно бороться с синдромом самозванца и подтягиваться. Но это нормально, я думаю. А вообще, куратор или художник с биологическим образованием, например, — тоже интересно, добавляет жизни и другого взгляда в художественную практику.
С чего начался твой переезд из Перми в Альметьевск? Ты работала с людьми из «Открытых мастерских» или «Сказок о золотых яблоках» раньше?
Где-то — до сих пор не выяснила где — меня заметила кураторка из бюро социокультурного проектирования «Новь» Ксюша Зобова и позвала присоединиться к проекту с «Самокатом» (паблик-арт-инициатива «Души не чаю» от онлайн-ритейлера и бюро «Новь» по созданию муралов на улицах Вологды, Иваново и Ярославля. — Прим. «Инде»). Во время работы я узнала, что бюро параллельно делает проект в Альметьевске. Постоянной занятости у меня не было, поэтому решила, что переезд в город, про который раньше не слышала, станет отличной практикой. С ноября 2023-го шла работа над программой, а в апреле 2024-го я переехала.
Самым неочевидным стало то, что переезд — это сложно! Сначала воспринимала его как долгосрочную командировку, но, когда получила посылку из Перми со своими книжками, поняла, что в Альметьевске я надолго.
Первые месяцы очень скучала по Перми. Из-за того что в мастерских продолжался ремонт, а друзей было мало, я часто сидела дома и тосковала. Думала: вот, а могла бы из Перми работать! Но как только мы начали тусоваться в мастерских, все наладилось. Сейчас я уже говорю всем, когда приезжаю в другие города: «А вот у нас в Альметьевске…» Довольно быстро освоилась.
Каким тебе кажется Альметьевск? Есть что-то, чем он существенно отличается от других городов?
Для меня Альметьевск стал очень уютным. А еще это город контрастов: здесь гигантские черные башни Татнефти — и тут же белье, которое сушится во дворах. Очень по-настоящему все. Мне кажется, что в Альметьевске много жизни. И нравится, что он небольшой. Только вот воды тут не хватает, я привыкла жить у Камы.
Есть классный показатель моего отношения к Альметьевску: все друзья и коллеги после разговоров со мной хотят приехать сюда в гости. В результате многие так и делают и остаются в полном восторге. А еще я заметила, что горожане очень любят Альметьевск. Я встретила уже минимум семь человек, которых можно назвать вечными амбассадорами своего города. Но их, конечно, намного больше.
Ты здесь сравнительно недолго. Успела уже обзавестись местными друзьями? Где еще бываешь, кроме работы?
В основном я нахожусь в мастерских, там хорошо. Общаюсь с резидентами, приглашаю в гости разных людей. Из-за того что работы очень много, нечасто удается ходить куда-то еще. Иногда гуляю по дворам, смотрю на палисадники и сижу на лавках. Думаю, что буду частенько заглядывать в библиотеку в общественном центре «Алмет»: нашла кучу вариантов, что можно почитать. Люблю маленькую мечеть на Тукая, там очень спокойно, можно лежать на ковре в тишине, никто тебя не трогает.
А друзья появились, да. Даже в гости хожу!
Как организована работа «Открытых мастерских»? Ею управляешь ты?
В нашей команде есть продюсерка Маша Кочнева, мы настраиваем проект вместе: она из Санкт-Петербурга, а я — на месте. Мне сложно работать одной, всегда легче думать «об кого-то».
Процесс организован так: есть восемь резидентов, они полноценные лендлорды пространства. Могут приходить в любое время, заниматься проектами или просто тусоваться в мастерских. Есть два администратора, которые делают так, что в мастерских все работает. Приезжие художники на лабораториях или воркшопах. И, конечно, гости, которые приходят на мероприятия или просто так заглядывают поболтать.
Резиденты «Открытых мастерских» работают по какому-то плану?
У нас есть ежемесячные встречи всей командой: резиденты, администраторы, продюсерка и кураторка. На них мы обсуждаем стратегию работы, ближайшие планы, впечатления от прошедшего месяца. А еще с каждым резидентом видимся на индивидуальных консультациях, где составляем дорожную карту развития и сверяем координаты.
У них есть нормативы и ограничения — насколько они свободны в выборе инициатив?
Нормативы — неофициальные. Например, есть лаборатории и мероприятия, которые мы со своей стороны очень рекомендуем посещать. Те же воркшопы по составлению портфолио и написанию заявок на гранты. Медиации по современному искусству, лекции про коллаборации. Но мы понимаем, что работаем со взрослыми людьми, у которых есть свои интересы и приоритеты.
Сейчас мы в процессе разработки официального соглашения между мастерскими и резидентами. Все-таки, как бы подозрительно я ни относилась к бюрократическим явлениям, они очень помогают регламентировать и организовывать процессы. Насчет выбора и инициативы — на самом старте мы говорили, что придерживаемся экспериментального подхода.
Мы понимаем, что мастерские — это отличное место, чтобы попробовать себя в чем-то. Наша задача — поддержать резидента в его развитии в художественном поле. Например, есть резидент, который понял, что не хочет быть художником, но сфера современного искусства ему близка, а еще он собирает вокруг себя сообщества. Поэтому мы предложили подумать в сторону комьюнити-менеджмента. А другой резидент, пришедший в мастерские в качестве уличного художника, занимается диджитал-искусством и хочет развиваться в нем. Сейчас он перевез в мастерские компьютер, а мы нашли сообщество диджитал-художников. Дальше в планах — организовать серию встреч с практиками, которые занимаются видео и 3D.
Любые инициативы, которые соответствуют нашим ценностям, мы поддержим и попробуем предоставить все зависящее от нас для того, чтобы можно было развиваться. Мы все-таки говорим не только про современных художников, но и в целом про художественное сообщество.
Здорово, что мастер-классы и другие активности в мастерских проходят бесплатно. А насколько легко люди приходят и осваиваются там? Есть какой-то пул постоянных посетителей?
Пока у нас не было проблем с тем, чтобы набрать людей на мероприятия. Кажется, альметьевцы ждали такого пространства и таких событий. Конечно, не все ожидания оправдываются. Бывает так: люди приходят с мыслью, что в мастерских что-то творческое, а когда попадают на лекцию про современное искусство, уходят. Но это случается нечасто, потому что форматы мероприятий подразумевают активное включение и подходят для людей с разным опытом.
Кажется, уже начинает формироваться круг посетителей, которые приходят на большинство мероприятий. Их можно заметить довольно легко, они уже освоились в мастерских: сами водят экскурсии и рассказывают новым гостям, что здесь происходит, могут спокойно взять книгу из библиотеки и сесть почитать в нашу чилл-зону, налить чай. Для меня очень радостно, что людям в мастерских хорошо. И что события, которые у нас проходят, для них оказываются важными.
Недавно в мастерских открылась первая выставка. Уже известно, какой будет следующая и когда ее ждать?
Как минимум, финал еще трех лабораторий будет включать выставку. Текстильная с Анной Гросицкой (Москва), где участники сделают коллективное панно, поработав с вышивкой и фотоархивами. Выставка скульптур (и не только) по результатам коллажей лаборатории Юры Адомейко (Красноярск). И выставка фоторабот по результатам лаборатории фотографа из Перми Евгении Гильденбрандт.
Две лаборатории пройдут с открытым финалом — может, участники придумают выставку, а может, что-то другое. В декабре планируем итоговую экспозицию проектов резидентов мастерских. Мы уже начали работать над идеями.
Какое современное искусство интересует тебя как куратора? И кого из художников ты бы хотела привезти в Альметьевск?
Мне нравятся социальное искусство и социально вовлеченные художники. Все авторы, которые в течение года приезжают в мастерские проводить лаборатории, — это и есть люди, которых я хотела привезти в Альметьевск. Все они так или иначе работают с сообществами и / или зрителями.
Кажется, это очень полезно — коммуницировать вокруг искусства и воспринимать его не как продукт, а как процесс нахождения ценностей. Поэтому все художественные проекты, построенные на взаимодействии, вовлечении, соучастии, сопереживании, сразу попадают в разряд моих фаворитов.
Расскажешь о других планах? Кажется, осенью ожидается запуск арт-резиденции для художников из других городов.
Для нас важно быть в общем контексте с российскими институциями, которые говорят о современном искусстве, и выходить за пределы Альметьевска. А еще мы хотим, чтобы к нам приезжали художники и другие профессионалы художественной сферы.
Помимо программы с локальными резидентами и горожанами, в мастерских запустится резиденция на месяц для художника или дуэта из другого города. Для всех в нашей команде это первый опыт, поэтому к проектированию подключили куратора с опытом проведения резиденций. Сейчас мы в процессе разработки стратегии и концепции, но уже в августе планируем запустить опен-колл.
Думаю, важно коллабиться с разными дружественными организациями. Например, мы очень подружились с «Каракуз лейблом», когда поняли, что сходимся в ценностях и стремлениях. Поэтому с удовольствием поддержали ребят, когда они захотели провести у нас образовательную программу.
Очень обрадовались, когда Центр современной культуры «Смена» предложил нам сотрудничество. Планируем, что оно будет долгосрочным. Хотим попробовать сделать совместную лабораторию с театром «Аулак», их мы тоже обожаем. Из медиа мы дружим с «Инде». В общем, налаживание связей и совместные проекты — кажется, звучит как хороший план. Но, конечно, нужна стратегия.
Обложка Галина Овчинникова; фото: Галина Овчинникова, архив Насти Степановой