Казанский шов: путь татарской кожаной мозаики от домашнего ремесла до фабрики в Арске и сумок Айгель Салаховой
Неизвестно наверняка, кто, когда и где придумал сшивать из узорно выкроенных кусочков кожи знакомые нам ичиги с татарским орнаментом. До XIX века это ремесло считалось домашним, после начали открываться мануфактуры. А в 1960-м появилась Арская фабрика, к сожалению, не сумевшая пережить нулевые. В октябре 2024-го режиссер Бай Хайруллин и основательница школы татарских ремесел qul eşe Мира Рахмат выпустили о закрытии предприятия документальную ленту «Казанский шов». Прямо сейчас фильм при поддержке Института развития городов Татарстана показывают в нескольких городах республики.
Но сам шов из названия — технология, тем не менее, куда более старая, чем отдельный завод. Редакция «Инде» разбирается, в чем ее особенности, как ремесло неоднократно приходило в упадок, а потом возрождалось, и как современные дизайнеры работают с казанским швом.
Вышитые имена султанов и ичиги для Ивана Царевича
Исследовательница казанского шва Лилия Саттарова склоняется к тому, что технология соединения кусочков кожи встык зародилась в тюрко-монгольской среде. Тем не менее, сшитые по ней изделия появлялись не только на территории современного Татарстана, но и по всей Азии. Уйгуры — тюрки, живущие на северо-западе современного Китая и юго-востоке Казахстана, — использовали метод в XIX веке, что подтверждают экспонаты Российского этнографического музея. В Турции шов серебряной нитью освоили как минимум тремя веками ранее: он соединял детали обуви, кошельков и вещей султанов.
Возможно, технология, как и сами ичиги, попала в такие далекие друг от друга места благодаря торговле. Татарские кожаные сапоги были одним из основных экспортных товаров Казанского ханства и оказались так популярны, что вошли в комплекс костюма русской знати. Через полтысячелетия художник Леон Бакст отразил этот факт в ичигах для Ивана Царевича на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в начале XX века. Массовое же производство сшитой казанским швом обуви началось в Российской империи еще раньше — во второй половине XIX-ого. Методом кожаной мозаики делали не только ичиги, но и туфли, галоши, тапочки, а также предметы декора — панно, диванные подушки, обложки для папок. В традиционный орнамент вошли стилизованные растительные, облаковидные и роговидные мотивы, которые, возможно, восходят к пазырыкской культуре, существовавшей в VI-III веках до нашей эры на территории Алтайских гор.
Леон Бакст, «Царевич Иван ловит Жар-Птицу», 1915 год
Лилия Саттарова
искусствовед, автор книг «Казанская узорная кожа», «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», «Казан каюлы күне. Сәхтиян читек, саурый үкчә»
Татарские купцы воспользовались традициями производства качественных кож в Казани, большим количеством дешевых рабочих рук и огромным рынком сбыта. В торговых домах «Азиатской обуви» было много изделий: не только обувь, но и футляры, саквояжи, чехлы. Причем отдельно разрабатывались модели для местного рынка, русского покупателя, жителей Средней Азии и Европы. Воплощенная в свое время бизнес-идея сохранила татарскую узорную кожу как искусство.
Ичиги
К 1880-м работники казанских мануфактур ежегодно выпускали до трех миллионов пар обуви. При этом «филиалы» производства работали и в других местах широкого расселения татар — Оренбурге, Касимове, Тобольске, Томске, Бухаре и даже Торжке. В Казанской губернии центр производства располагался в Арском районе. Среди предпринимателей, занимавшихся этим бизнесом, выделялся купец Галеев. Изделия его фабрики в 1893 году отметили наградой на международной выставке в Чикаго. Кроме того, продукция арских мастеров получила медали выставок в Париже и Москве и даже стала узнаваемой за границей. Для иностранцев татарская обувь оказалась частью образа «русской Азии». С такой оптикой ее репрезентовал, например, французский модельер Ив Сен-Лоран в 1970-е при подготовке «русской коллекции», вдохновленной все тем же балетом Дягилева.
Купец Мухамметзян Галеев
Туристы в магазине «Подарки» и медаль Лейпцигской ярмарки
После начала Первой мировой производство кожаных изделий в Арске стало сокращаться, а победившие чуть позже в Гражданской войне большевики и вовсе не очень поощряли частное предпринимательство. Объемы продукции сократились в десять раз и вся она шла на экспорт. В 1929-м году появились кооперативные артели, куда перешли работать ичижные мастера. Пять открылись в Казани, одна — в деревне Клачи. В будущем она станет основой для фабрики в Арске.
Во время Великой Отечественной войны фабрика перестала производить узорные изделия, так как первостепенной задачей стала помощь фронту. Оставшиеся в деревнях Арского района дети и женщины шили теперь обувь для солдат. А после войны не было кожи — главного материала изделий. Производство вновь резко сократилось, но не остановилось.
Артель в Клачах получила статус фабрики в 1960-м. Тогда же две новые артели появились в деревнях Дубоязъ и Мульма. Через десять лет все предприятия переехали в новое здание фабрики в Арске.
Лилия Саттарова
искусствовед, автор книг «Казанская узорная кожа», «Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство», «Казан каюлы күне. Сәхтиян читек, саурый үкчә»
Арское производственное объединение национальной обуви было продуктом своего времени: в начале 1970-х власть нацелилась на поддержку народных промыслов. Продукция из Арска пользовалась спросом у татарстанцев и советских туристов, а в казанском магазине «Подарки» ее раскупали иностранцы. В 1980-е удалось добиться права продавать продукцию не только в местных магазинах, но еще и в московских.
Индустрия татарского кожаного промысла вернулась к дореволюционным темпам. На фабрике работали 1200 человек, в сутки производилось от 500 пар обуви, в том числе и на экспорт, а в 1980-м продукция получила золотую медаль Лейпцигской ярмарки. Но кризисы 1990-х сильно ударили по арскому производству и в 2006-м фабрика закрылась.
Кожаные сумки и документальный фильм
В 2022 году казанский шов признали нематериальным культурным наследием Татарстана. Тогда же будущий продюсер фильма «Казанский шов» Мира Рахмат, хоть и не занималась рукоделием сама, запустила школу татарских ремесел qul eşe. Идея пришла Мире в Париже, где та увидела, что к народному промыслу можно относится как к модному и тенденциозному делу. Сначала мастера qul eşe проводили занятия в собственном пространстве на набережной озера Кабан, потом начали делать работы на заказ — например, в числе последних клиентов ресторан татарской кухни «Умай». Однажды Мира организовала поездку в Арск с ученицами школы. Они нашли бывших работников фабрики, посетили музей и старое здание предприятия — теперь жилой дом, в котором ничто не выдает бывшее производство.
Мира Рахмат
дизайнер одежды
У меня в голове четко проявилась мысль, что я должна сохранить в истории людей, которые помнят, как все начиналось на Арской фабрике: им за 80 лет и они могут уйти в ближайшее время. Через две недели мне написал Бай, будущий режиссер фильма «Казанский шов». Он сам из Арского района, танцевал в ичигах, уже снял один документальный фильм («Биляр. Кладовая наследия» — Прим. «Инде») и хотел взяться за второй. Пришел в музей, получил мой контакт — так мы сошлись и начали снимать.
Мы хотели сделать исчерпывающий документальный фильм, чтобы посмотревший его все понял о технологии и Арской фабрике. А еще было важно показать, что казанский шов — ручная работа. Какой опыт нужно иметь, чтобы он выглядел как машинный!
Мира Рахмат и Бай Хайруллин — авторы фильма «Казанский шов»
Конечно, сейчас отрасль находится далеко не на том же уровне, как в 1970–1980-е. Кожаной мозаикой, по словам Лилии Саттаровой, занимаются пара небольших предприятий, которые шьют сценическую обувь для танцевальных ансамблей, узорные ичиги и туфли по частным заказам или для туристов.
Зато появилось несколько самостоятельных предпринимателей, продолжающих работать в технике казанского шва. Среди них — Ильдар Шайхутдинов и его мастерская «Читекләр», заслуженная деятельница искусств РТ Наиля Кумысникова, преподавательница КХУ имени Фешина Альфия Замилова, бывший главный художник фабрики в Арске Ильдус Гайнутдинов и Альфия Артемьева, работающие в предприятии «Сахтиан». А еще, например, основательница казанских брендов сумок Bulgari и Aigel Salakh* Айгель Салахова и ее ученица Гульнара Бариева*. Последняя работает бухгалтером и уже шесть лет в качестве хобби шьет сумки, которые целенаправленно продает только раз в год на «Печән базары».
Обложка: Vk.com; фото: 1-10 - Бай Хайруллин, Мира Рахмат. «Казанский шов»; 11 - Vk.com; 12-13 - Леон Бакст, «Царевич Иван ловит Жар-Птицу»; 14-24 - предоставлены собеседниками; 25-37 - Vk.com; 38-48 - Vk.com; 49-55 - Vk.com; 56-57 -Vk.com; 58 - Vk.com
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена