Четыре зрительных зала, сад и культурный центр: полный гид по новому зданию театра Камала
В 2025 году театр Камала переберется в новое помещение, строительство которого анонсировали в 2021-м. Для институции нынешний переезд далеко не первый. Но и не менее знаковый, чем в 1987-м: тогда камаловцы обосновались в здании-парусе на озере Кабан, сейчас — одном из самых узнаваемых в городе.
Новое здание во многом наследует предыдущему — такое же футуристичное для своего времени и расположено на том же озере. Но с нюансами: например, архитектурную концепцию разрабатывал международный консорциум во главе с московским бюро Wowhaus, а само пространство можно будет посетить в любое время как культурный и общественный центр. Редакция «Инде» поговорила с создателями «здания-льдинки» о том, какие метафоры закладывали в визуальный образ театра, что покажут на четырех сценах кроме спектаклей и почему вокруг театра появился сад.
Новый старый переезд
Татарский театр начинался в 1900-х годах с передвижной труппы «Сайяр» (арабское заимствование в переводе означает «странник»), которая несколько лет кочевала по Российской империи, прежде чем получила собственное помещение в клубе «Шәрык» («Восток») на нынешней улице Татарстан в 1911-м. С началом Первой мировой войны труппе пришлось отдать здание госпиталю, а спектакли снова показывать в разных домах Казани. В их числе был особняк второй половины XIX века на улице Большой Лядской, сейчас — Горького, 13, где после революций и Гражданской войны будущий татарский академический театр обосновался на полвека, до 1987-го. Сейчас в нем работает другой татарский театр — драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
Когда особняку на Горького потребовался ремонт, а театру Камала — расширение, начался долгострой на улице Татарстан, прозванный самым длинным в истории республики. Стройка шла почти 15 лет, с 1972-го по 1986 год. Новое здание отличали модернистская архитектура, обыгрывающий национальные мотивы декор и внутреннее устройство, объединившее под одной крышей производственные цеха и театральную сцену. Новаторскую идею реализовали Георгий Горлышков и его коллеги из ЦНИИ экспериментального проектирования имени Мезенцева, построившие театры со схожей концепцией еще в нескольких городах России в 1970–1980-х.
В 2025-м камаловцы вновь переезжают: на этот раз совсем недалеко, на другую сторону Кабана. Объясняется это тем, что здание 1987 года тоже перестало вмещать театр Камала с его расширяющимся коллективом и репертуаром. Одного репетиционного зала не хватало, так что прогоны шли на большой и малой сценах с перерывом на спектакли. Это тормозило подготовку новых постановок, а производственные мощности цехов не успевали за объемом задач.
Герман Бакулин
заслуженный архитектор РФ, главный архитектор компании «Татинвестгражданпроект»
Несколько лет назад я предложил на месте парковки театра со стороны улицы Марджани выкопать котлован и сделать под землей еще два этажа. В таком случае можно было бы открыть большой репетиционный зал, чтобы работа над следующими постановками не мешала нынешним спектаклям. Но из-за неопределенного прогноза было принято решение на всякий случай яму не копать.
Проектировщики нового здания исправили проблемы, расспрашивая сотрудников о том, чего не хватает в старом здании и как устроена механика театральной жизни. Так появилось несколько репетиционных залов для труппы, оркестра и хореографических номеров, комнаты для детей актеров, большие производственные цеха и гримерки, в том числе отдельные для заслуженных артистов, и четыре зала с собственными фойе. Если в помещении на улице Татарстан есть только большая и малая сцена на 843 и 162 места соответственно, то в театре на улице Назарбаева будут:
- Большой зал на 750 человек — одна из репетиционных копирует его сцену;
- Восточный зал на 250 зрителей — круглый амфитеатр с видом на озеро;
- Универсальный зал со свободной рассадкой максимум на 300 кресел — их количество будет меняться в зависимости от идеи постановки;
- Камерный зал на 61 место.
Ильшат Латыпов
заместитель директора театра Камала по маркетингу и PR
Сейчас идет подготовка двух спектаклей-променадов по новому зданию театра. Первый — в постановке режиссера Казанского театра юного зрителя Лилии Ахметзяновой. Второй — аудиоспектакль «Кабан тирәли» музыканта, экскурсовода и журналиста Радифа Кашапова. Также мы планируем проводить экскурсии по новому зданию театра, для чего аккредитуем туристические фирмы. Мы уже сотрудничаем с проектом «Казань глазами инженера», который сейчас делает экскурсии по зданию на улице Татарстан и готовит прогулку в новом.
Новое помещение по наполненности и функционалу, по идее, будет напоминать Национальную библиотеку РТ. Кроме четырех залов общей вместимостью 1500 человек, в здании откроют общественные пространства и заведения: коворкинг, кафе «Кош», ресторан «Сайяр» с видом на город, смотровую площадку и сувенирный магазин. Кроме книг, ремесленных изделий и мерча, тут планируют продавать, например, новые диффузоры с фирменным ароматом театра, разработанные брендом Urban Candles.
Архитекторы предусмотрели, чтобы пути гостей и актеров не пересекались и никто никому не мешал. Третий этаж будет полностью «театральным» — здесь расположатся репетиционные залы, гримерки, кабинеты административного персонала, а также резиденции театральных студий, которые смогут использовать инфраструктуру театра для своих проектов.
Архитектура льда и тепла
Победителей международного конкурса на разработку архитектурной концепции театра Камала объявили в феврале 2022 года. Выиграл консорциум во главе со столичным бюро Wowhaus. С москвичами над проектом работали Kengo Kuma & Associates из Японии, Werner Sobek AG из Германии и казанский архитектор Герман Бакулин. Уже после окончания конкурса архитектурный проект здания театра разрабатывали Wowhaus совместно с Kengo Kuma and Associates, а генеральным проектировщиком стал проектный институт «Татинвестгражданпроект».
Источником вдохновения для архитекторов вновь послужило озеро Кабан: они объединили инновационные архитектурные решения с элементами традиционной татарской культуры. Треугольники фасада из стекла и алюминия отсылают к редкому природному явлению «ледяные цветы» — кристаллы льда образуются на водной поверхности, если сухой воздух имеет температуру намного меньше, чем у воды. Наблюдать это можно на озере Кабан зимой. Проектировщики соединили внутреннее и наружное оформление визуальной интерпретацией мифа о сокровищах на дне Кабана, скрыв за ледяными фрагментами фасада сияющие золотые и серебряные детали.
В интерьере театра использовано много дерева — например, волнообразная конструкция на потолке фойе в виде паруса с подсветкой. В некоторых местах, согласно противопожарным правилам, деревянные элементы заменены металлическими. Самостоятельно этот материал присутствует в отделке: 16 стен-лепестков золотистого и серебристого цветов в центральном холле служат оформлением входной группы у четырех залов. Днем за счет солнечного света они переливаются, а вечером — подсвечиваются.
Орнаменты для стен подготовила заслуженный деятель искусств Татарстана Наиля Кумысникова, вдохновившись традиционными татарскими женскими украшениями. Мебель разработало бюро Wowhaus, а произвела казанская компания «Союз М».
Олег Шапиро
сооснователь архитектурного бюро Wowhaus
Эта работа требовала от нас проектирования во всех масштабах — от планировок до мельчайших элементов интерьера. Например, треугольники фасада наследуют форму старого здания: оно было инновационным и футуристичным для своего времени. Мы продолжаем эту традицию — создаем современный объект, который отражает дух времени.
Старый логотип, в котором зашита форма паруса здания 1987 года, станет неактуальным после переезда, поэтому креативное агентство 500na700, в портфолио которого проекты для музея-заповедника «Казанский Кремль», Национальной библиотеки РТ, музея изобразительных искусств РТ, подготовило ребрендинг театра. Архитектура здания вновь легла в основу фирменного знака, который на этот раз дополнили новыми смыслами.
Полина Михайлова
креативный директор агентства 500na700
Логотип и фирменный стиль созданы из геометрических модулей, напоминающих кусочки льда. Формы образуют цветочно-растительные символы татарского народного орнамента и придают им футуристичный вид.
В носителях фирстиля, включая мерч, мы акцентируем внимание на том, что за острыми формами скрывается что-то мягкое и плавное. Это также отражает особенность нового театра Камала: снаружи он может выглядеть холодным, но внутри он доброжелательный и гостеприимный.
Здесь будет театр-сад
Новое здание нужно было гармонично вписать в градостроительную сеть улиц Салимжанова, Назарбаева и Хади Такташа, а прилегающую к нему территорию — совместить с набережной Кабана. Раньше она существовала как автономный кольцевой маршрут, а теперь — часть пути до нового здания. Поэтому ландшафтному предприятию «Парк-Сервис» и архитектурному бюро «Архдесант» предстояла работа по присоединению новой территории и созданию самостоятельной идентичности: так появились театральные сад, лес и площадь.
Один из примеров того, как «подружили» пространства, — освещение. Бюро Kengo Kuma and Associates продолжило идеи, заданные китайской компанией Turenscape при оформлении набережной Кабана. Красная подсветка перекочует на скамейки у территории театра. Однако непосредственно возле здания цветовых акцентов избежали, чтобы его не оттенять и сохранить атмосферу приватности.
Дарья Климова
директор архитектурного бюро «Архдесант»
Мы стремились использовать уже сложившийся архитектурный язык, но все же решили спрятать пасхалки. Например, на ветках расположим металлические чулпы, которые при дуновении ветра будут звенеть, создавая ощущение таинственности.
В театральном саду установят объекты, связанные с постановками. Типологию малых архитектурных форм, которые появляются на сцене, — стулья, табуретки и столики — собрали в композиции, отражающей эмоциональный ландшафт театральных представлений. Здесь встречаются разные переживания, с которыми сталкиваются герои постановок: любовь, одиночество, доверие и другие.
Одна из зон у театра будет детской. Ее предусмотрели при проектировании, потому что на набережной Кабана сейчас лишь одна площадка, где дети могут поиграть с водой. Новая включит сценарные локации с водой, туманом, форсунками, макетом реки и системы озер Кабан. Строительство начнется весной этого года и завершится к следующему лету.
Продолжая водную концепцию, возле театра оборудуют широкий пирс — на нем появится большая двухчастная парящая скамейка. Объект ориентирован на основные видовые точки: противоположный берег с улицы Марджани, заводы Петцольда, Крестовниковых и первую ТЭЦ. Также на территории создадут большую сцену для спектаклей и мероприятий на открытом воздухе. Их сможет проводить не только театр Камала, но и Дирекция парков и скверов, международный фестиваль медиаискусства НУР, фонд поддержки современного искусства «Живой город» и другие институции.
Сергей Мурзов
генеральный директор ландшафтного предприятия «Парк-Сервис», кандидат биологических наук, заслуженный работник ЖКХ Республики Татарстан
Мы хотели продолжить традиции наших предшественников, сформировавшиеся при создании подобных объектов, чаще всего в столичных городах. Эти пространства наполняли, прежде всего, растениями, цветущими не только весной, но и летом и даже осенью: сиренями, чубушниками, черемухами, рябинами, боярышниками, разнообразными видами и сортами спирей и гортензий. Кроме того, такие пространства не обходятся без крупных деревьев, которые создают одновременно и структуру парка, и необходимую летом тень.
Важной задачей стало воссоздание зеленого массива — пойменного леса, утерянного во время стройки. Ландшафтные дизайнеры «Парк-Сервиса» высадили растения, которые росли там ранее: березы, разные виды ивы и тополя.
Одна из главных миссий, возникшая перед специалистами, — объединение новой территории и набережной Кабана в устойчивую экосистему. По словам Сергея Мурзова, с точки зрения науки — это разные биотопы. И сделать работу нужно было так, чтобы гуляющие вдоль набережной оставались в рамках уже привычного ландшафта. Поэтому на верхнем променаде у театра расположены кустарники, крупномерные деревья-хвойники и множество других декоративных, включая яблони.
Вновь созданное зеленое пространство быстро заполнится естественным образом насекомыми, птицами и мелкими млекопитающими. Цветущие растения уже привлекают редких насекомых — бабочек махаона и подалирия. Для мелких млекопитающих и водоплавающих птиц создано огромное количество укромных мест, где они могут питаться, размножаться и без опаски выводить потомство. Их кормовая база значительно расширилась за счет ягодных кустарников и деревьев.
Судьба старого здания
В 2021 году, когда стало известно о переезде и строительстве нового помещения, редакция «Инде» собирала предложения инициативных казанцев для следующей роли здания-паруса. Среди них оказались арт-галерея, музыкальный театр, дом кино и музей современного искусства. Однако что станет со старым театром Камала на самом деле, неизвестно до сих пор.
Герман Бакулин
заслуженный архитектор РФ, главный архитектор компании «Татинвестгражданпроект»
Здание имеет несомненные преимущества, оно уже стало знаковым, и его роль в культурной сфере республики достаточно высока, чтобы использовать его в просветительском, культурном, национальном русле. Например, как гастрольный театр, театр антрепризы: когда артистов приглашают со всех концов страны делать спектакль, а потом они опять разъезжаются по своим основным местам занятости. Еще оно в состоянии принимать театры других республик. Труппы могут приезжать сюда со своими спектаклями и не просить площадки в действующих институциях.
Ильфир Якупов
первый заместитель директора театра Камала
Это здание — символ татарской культуры. Многие выросли здесь, ходили на спектакли детьми и студентами. Поэтому я даже не могу предположить, что это будет что-то не связанное с татарской культурой.
Фото: Гульназ Зайнутдинова, Институт развития городов РТ