«Театрга киткәнне әйтмә» — «Не говори, что мы пошли в театр»: история первой татарской театральной труппы «Сайяр»
20 января официально открылось новое здание театра Камала: труппа планирует перебраться туда в этом году. Интересно, что это уже третье по счету помещение для Камаловского театра, тогда как первая организованная татарская театральная труппа, нареченная Габдуллой Тукаем «Сәйяр» («странствующий»), несколько лет кочевала по городам Российской империи, прежде чем получила собственное помещение в клубе «Шәрык» («Восток»).
Как отмечает команда театра Камала, с переездом начнется новый этап в истории татарского театра, которому в следующем году исполнится 120 лет. Мы перечитали биографии Габдуллы Кариева и Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской и изучили экспозицию клуба «Шәрык», чтобы вспомнить, как и с чего начинался театр, без которого невозможно представить современную татарскую культуру.
Домашние спектакли и «Субботяне»
Татарский театр вырос из джадидизма — идеологии исламского модернизма в Российской империи, появившейся на стыке XIX–XX веков. В это время в прогрессивной части татарского общества возникло желание сблизиться с европейской культурой, отойти от консерватизма, развивать национальную культуру в светском направлении. Сместились ориентиры и в литературном процессе, благодаря чему родилась и татарская драматургия.
В первую очередь татарский театр выполнял воспитательную и пропагандистскую функцию: просветители рассматривали спектакли как возможность достучаться до консервативных слоев населения и «наставить» молодых людей на светский образ жизни. Поэтому основная тема первых пьес — обличение и высмеивание патриархальных устоев жизни, невежества, зажиточных купцов и даже религиозных деятелей. Яркими образцами таких сюжетов стали сатирические комедии Галиасгара Камала — «Беренче театр» («Первый театр», 1908), «Бүләк өчен» («Ради подарка», 1909), «Банкрот» (1911), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города», 1911).
Афиша одного из первых спектаклей
Разрешение на показ спектакля 22 июня 1907 года от губернатора Симбирска
Хотя днем рождения татарского театра считается 22 декабря 1906 года, домашние выступления и самодеятельные спектакли шакирдов проводились и в конце XIX века. Первую татарскую пьесу «Бичара кыз» («Несчастная девушка») написал в 1887 году издатель, драматург и археограф Габдрахман Ильяси. Он представил ее как первый домашний татарский спектакль у себя дома, а в 1898 году эта же трагедия, поставленная в городе Касимове, стала первой публичной постановкой на татарском языке.
В 1903 году в Казани братья Исмагил и Гариф Габитовы собирают из учеников медресе и школ кружок «Шимбәчеләр» («Субботяне»). В него, кроме прочих, вошли будущие революционеры Мулланур Вахитов и Хусаин Ямашев, писатель Фатих Амирхан, драматург Гафур Кулахметов, издатель и этнограф Шариф Сунчелей. Название появилось благодаря дню недели, в который собирались участники. Согласно воспоминаниям Рукии Габитовой, к концу 1904 года в «Шимбәчеләр» состояло 39 человек.
«Субботяне» собирались в домах татарской интеллигенции — семей Терегуловых, Ахмеровых, Саиновых и Габитовых. Члены кружка изучали художественную литературу народов Востока, в том числе татарскую, а также русскую и западноевропейскую культуру. А еще устраивали музыкальные вечера, чаепития и домашние спектакли — одной из первых поставили драму «Беда из-за любви» турецкого автора Намика Кемаля, посмотреть которую собрались около 50 близких и друзей.
Именно «Шимбәчеләр» сыграли 5 мая 1906 года первый в Казани публичный татарский спектакль в зале Союза приказчиков и служащих торгово-промышленных предприятий. Премьера прошла благодаря просветителю, преподавателю и культурно-общественному деятелю Ибрагиму Терегулову. Он же основал Казанскую татарскую учительскую школу, руководил клубом «Шәрык» и участвовал в кружке «Шимбәчеләр». Именно он добился разрешения от властей города показать постановки. «Субботяне» сыграли две пьесы — «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви» Намика Кемаля в вольном переводе Галиасгара Камала. Через полгода, 22 декабря 1906 года, члены кружка повторили это выступление в доме Кекина. В представлении приняли участие 19 актеров и пять детей-артистов. Чтобы избежать беспорядков, место, где состоялся показ, даже оцепили конной полицией, а охрана после премьеры провожала артистов по домам, потому что консервативные противники татарского театра пытались помешать показу и этой постановки.
Передвижная труппа и первые кризисы
В 1905 году в Оренбурге Ильясбек Кудашев-Ашказарский собрал любительскую театральную труппу «Фаҗига вә мәсәкин исламия» («Мусульманская драма и мелодрама»). В Санкт-Петербурге он получил разрешение на постановку «Ученые и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по мотивам комедии Александра Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье». Перевел пьесу на татарский сам Кудашев.
Оренбургским муллам и баям не нравилась даже сама идея спектакля: они просили полицию и губернатора не допустить представления, так как исламское население воспринимало лицедейство как неподобающее занятие для правоверных мусульман. Казалось, удача была на стороне Кудашева: оренбургский губернатор ответил, что не может ничего сделать, ведь разрешение на показ спектакля выдали из столицы. Тогда противники театра попытались лично «образумить» Ильясбека, который заявил, что уже слишком много сделано — получено разрешение, готовы афиши, переведен текст, так что, если муллы и баи компенсируют эти расходы, постановки не будет. За 300 рублей Кудашев-Ашказарский выполнил обещание.
Страница из рукописи пьесы «Беренче театр»
Но через два года, почти сразу после повторного выступления «Шимбәчеләр», он собрал труппу с длинным названием «Первая в России передвижная труппа мусульманских драматических артистов», которая позже сменила еще несколько таких же громоздких названий. Уже 10 февраля артисты под руководством Ашказарского сыграли в Доме народов Оренбурга пьесу Николая Гоголя «Женитьба», а 3 апреля показали сразу два спектакля: драму «Мурат Салимов» Фатиха Халиди и «шутку в одном действии» «Предложение» Антона Чехова. Из-за того, что в труппе не было актрис, женские роли играли мужчины. 19 мая 1907 года в Оренбурге состоялась премьера спектакля «Ученые и невежды» («Галимнәр hәм наданнар»), которую не удалось показать в 1905-м.
Летом артисты поехали на гастроли по городам Поволжья. В августе в Нижнем Новгороде к труппе присоединились, пожалуй, самые важные люди в ее истории. Это были приказчик Минлебай Хайруллин — будущий «отец татарского театра», известный под псевдонимом Габдулла Кариев, и Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская — первая артистка не только среди татар, но и среди тюркских и мусульманских народов в принципе.
Но тут начались сложности: у труппы не оставалось денег, противники театра из числа мусульман в большинстве городов встречали ее недружелюбно и холодно, актеры ездили между городами безбилетниками. Из-за творческих и организационных разногласий, к которым привело неумелое управление Кудашева-Ашказарского, тот покинул труппу. На его место артисты выбрали 21-летнего Габдуллу Кариева. Чтобы перезимовать, актеры отправились в Уральск — и там же переосмыслили концепцию театра. Теперь труппа руководствовалась следующими принципами: просвещать, быть прогрессивными, уважать зрителя, сохранять достоинство актера, постоянно учиться и работать коллективно.
Габдулла Кариев
Галиасгар Камал
Кариевский период и расцвет театра
Хусейн Араблинский, он же — Гусейн Мамед оглы Халафов
Весной 1908 года актеры отправились в длительные гастроли по Кавказу, Крыму и югу страны. Казанцы даже успели объединиться в «Товарищество казанско-кавказских мусульманских артистов» под руководством азербайджанского театрального деятеля Хусейна Араблинского и дать в таком составе множество успешных выступлений в южных городах империи. В июле объединенная труппа пробует показать спектакль и в Казани, но безрезультатно: губернатор не дает разрешения на постановку, и артисты, не теряя времени, едут зарабатывать на Нижегородскую ярмарку. Там они знакомятся с драматургом Галиасгаром Камалом и поэтом Габдуллой Тукаем. Осенью труппа казанских и азербайджанских актеров распадается, и Кариев с командой снова едут в Казань. На этот раз все складывается удачнее, и разрешение на выступление выдается.
Тогда же у труппы с подачи Габдуллы Тукая появляется название «Сайяр», что переводится как «странствующий», «передвижной». Имя оказалось говорящим неслучайно — даже, казалось бы, осев осенью 1908-го в Казани, еще три сезона труппа кочевала по стране в теплое время года с представлениями и зимовала в татарской столице. А в 1911 году получила пространство в клубе «Шәрык» на нынешней улице Татарстан.
Кариев был более умелым менеджером, чем Кудашев-Ашказарский. В отличие от предшественника, он думал о зрителе и его интересах, поэтому расширял репертуар труппы постановками для разной аудитории и переводными пьесами, следил за настроениями в обществе и ставил спектакли на злобу дня. При этом театру продолжали мешать недоброжелатели, публикуя критические статьи и донося о «финансировании революционеров», из-за чего у «Сайяра» сорвались, например, гастроли в Нижнем Новгороде. Но артисты продолжили следовать принципам, заложенным в 1908 году после тяжелой зимовки в Уральске, обращаясь в своем творчестве к актуальным проблемам горожан. Зрители отвечали взаимностью, не только посещая спектакли, но и поддерживая татарский театр костюмами, афишами и участием в эпизодических ролях там, где не хватало актеров.
Со временем работа в театре перестает ассоциироваться с безденежьем, голодом и осуждением: труппа зарабатывает неплохие деньги, актеры получают подарки от богатых и влиятельных покровителей и признание поклонников. Кроме этого, Кариев приглашает в труппу актрис: джадидизм включал в свою программу женскую эмансипацию, что по тем временам было не меньшим вызовом общественности, чем сейчас. Так что все это время в труппе появлялись новые актрисы — Гульсум Болгарская, Нагима Таждарова, Нафига Арапова, Фатыма Ильская, а также актеры — Мухтар Мутин, Габдулла Камал, Хамит Азимов, Касим Шамиль.
Габдулла Кариев в роли Хамзы из пьесы «Беренче театр», 1908 год
Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская
В 1912 году из «Сайяра» ушла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. «Сайяр», по ее мнению, не должен был оставаться одной-единственной татарской театральной труппой, поэтому Сахибжамал отправилась в Уфу создавать другую. После этого появились слухи, что Гиззатуллина-Волжская с Кариевым поссорились, однако это не так — театральные деятели сохранили прекрасные отношения. Оба потом приезжали в Уфу и Казань и обменивались теплыми письмами с признанием достижений друг друга. А в столице Башкортостана появилась труппа, ставшая основой Уфимского государственного татарского театра «Нур». В 1915 году третью татарскую труппу — «Ширкәт» («Товарищество») в Оренбурге собирает еще один артист «Сайяра» Валиулла Муртазин-Иманский.
В 1914 году «Сайяр» выселяют из здания клуба «Шәрык» — с началом Первой мировой войны там разместился военный госпиталь. Так что труппа возвращается туда, откуда начинала, — кочует. Только теперь по Казани, а не по стране, показывая спектакли в Большом драматическом театре на Большой Проломной улице и «Новом клубе» на Большой Лядской.
В этом доме на нынешней улице Горького после Гражданской войны обоснуется пересобранная в Первый татарский показательный государственный театр труппа «Сайяр», которой в 1939 году присвоят имя Галиасгара Камала. А после переезда камаловцев на улицу Татарстан в конце 1980-х особняк станет постоянным домом для театра Тинчурина, который ранее тоже работал в гастрольном формате.
Многообещающий 1917-й и распад «Сайяра»
Татарские актеры труппы приветствовали Февральскую революцию 1917 года, потому что исчезли сословные, национальные и религиозные ограничения, появилась свобода слова и творчества. Тогда же Кариев организовал конкурс татарской пьесы в поисках новых идей. 1917-й стал рекордным для труппы по количеству премьер: «Сайяр» сыграл 25 новых постановок, не будучи ограниченным властью в выборе произведений для инсценировки. Давно мечтавший о собственном здании Кариев присматривает помещение — особняк Шамиля в Старо-Татарской слободе.
Еще одно важное событие года — поездка в Москву на Всероссийский съезд мусульман. Там труппа встречается с Константином Станиславским и обсуждает с ним принципы сценического искусства, а заодно показывает спектакль «Зулейха» по пьесе Гаяза Исхаки. Трагедия, рассказывающая о насильственном крещении татар в 1860-х годах, стала важным культурным событием — как минимум потому, что впервые подняла эту тему.
Гульсум Болгарская в роли Зулейхи из одноименного спектакля
Но через год труппа распадается: начинается Гражданская война. Татарские актеры выступают на фронте в мусульманских армейских театрах: кто-то на стороне белых, кто-то — красных. Например, Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская работает руководительницей 6-й фронтовой труппы при 2-й армии Восточного фронта РККА. А ее друг Габдулла Кариев скитается по Сибири, наоборот, прячась от большевиков.
Труппа «Сайяр» распалась после смерти Кариева в возрасте 33 лет от тифа в 1920 году. Его «врио» Карима Тинчурина вскоре отозвали для работы в Центральном мусульманском комитете. Спустя два года Тинчурин пересоберет труппу, включив в нее и бывших актеров «Сайяра», и новых артистов, драматургов и музыкантов. Но теперь это уже будет Первый татарский показательный государственный театр, который до наших дней дойдет под названием Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала.
Фото: 1–14 — kitaphane.tatarstan; 15 — kazan-history; 16 — dzen; 17 — kitaphane.tatarstan