Burger
15-минутный путеводитель: татарская литература XX века в 12 мастридах
опубликовано — 28.08.2018
logo

15-минутный путеводитель: татарская литература XX века в 12 мастридах

Антиутопия Исхаки, поэма Такташа, повесть Амирхана и другие главные книги последних ста лет по версии вице-президента АН РТ

29 августа в Казани стартует трехдневный фестиваль городской культуры и искусств Tat Cult. В программе — выступления Зули Камаловой, дуэта «Аигел» и татароязычной финско-немецкой группы SuperTatar, кинопоказы, лекции, мастер-классы, встречи с экспертами в области культуры, истории и современного искусства. В преддверии фестиваля «Инде» попросил доктора филологических наук, профессора, вице-президента Академии наук РТ Данию Загидуллину выбрать самые важные татарские произведения XX века и объяснить их роль в национальной литературе.



Еще о татарской литературе:

Дания Загидуллина

доктор филологических наук, профессор, вице-президент Академии наук РТ

Татарская литература ХХ века — эпоха творческих индивидуальностей, создавших собственные художественные течения, стили и способы письма. Начало ХХ столетия — золотой период в истории татарской литературы. В это время окончательно формируются высокая светская литература (в противовес доминировавшей ранее духовной) и основные традиции художественного сознания. Татарская литература после 1917 года развивалась в общем русле многонациональной советской, но в середине века вернулась к национальным традициям — тогда народное творчество стало для наших авторов источником вдохновения. Татавангард (течение второй половины XX века; сформировалось в результате синтеза национальной литературной традиции с русским и зарубежным постмодерном. — Прим. «Инде») открыл «другую реальность», а литература следующего за ним периода показала его открыто. Конец ХХ века в татарской литературе — это художественные эксперименты, размывание жанровых и стилевых границ, новизна мировосприятия и неожиданное использование художественных приемов.

Произведения в этом списке (последнее датировано 1979 годом) сильно повлияли на татарскую литературу XX века. Постмодернистские произведения Туфана Миннуллина, Зульфата Хакима, Фаузии Байрамовой и Марата Кабирова конца ХХ века я сюда не включила, потому что они влияют скорее на литературный процесс ХХI века.



Гаяз Исхаки. «Ике йөз елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через двести лет»)

Годы издания: 1902−1904
Жанр: антиутопия

Действие книги разворачивается в двух временных пластах. Конец XIX — начало XX века: показывается жизнь татарского общества, которое разрушается вследствие религиозного фанатизма, равнодушия людей к национальным проблемам, прожигания жизни в развлечениях. Будущее через двести лет — время исчезновения татар как нации. Сообщается, что после смерти в Оренбурге одного старика, принадлежавшего к болгарам (под этим названием автор имеет в виду татар), в живых остаются всего два представителя нации: Ягфар и Сююмбике. Ягфар — ученый, интересуется историей и надеется на продолжение рода. Но по стечению обстоятельств ребенок Ягфара и Сююмбике рождается мертвым, а героиня умирает при родах. Решивший съездить в Болгар Ягфар тоже погибает — во время разрушения минарета.

Впервые в татарской литературе Исхаки затронул вопрос будущего нации и представил его в таком неприглядном виде. Проблема существования нации по Исхаки — главная проблема его эпохи.

Габдулла Тукай. «Милләткә» («К нации»)

Год издания: 1906
Жанр: поэзия


Лирический герой испытывает глубокое, всепоглощающее чувство любви к своему народу. Известный суфийский мотив — сумасшествие от любви, — трансформируясь в мотив любви к нации, подчеркивает степень накала чувств: эта любовь — высшая ценность на свете, а служение своему народу — высшее наслаждение и счастье. В стихотворении «И каләм» («О перо!», 1906), написанном в форме молитвы, герой утверждает, что сила художественного слова способна спасти татар от унижений и уничтожения, вывести на счастливый путь, установить границу между добром и злом, правдой и обманом. По сути, обращение к перу — вариация на традиционное для татарской литературы риторическое обращение к Богу. Так, уже в первых стихах молодого Тукая перекодируются традиционные образы, а разговор о проблемах нации (медленное развитие, необходимость преодолевать отсталость) ведется с позиций просветителя, мусульманина, поэта и неравнодушного человека. Произведения Тукая меняют религиозную картину мира на светскую и служат формированию татарской светской литературы на позициях преемственности от прошлых эпох.

Галимджан Ибрагимов. «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»)

Год издания: 1912
Жанр: роман

Фабула романа — трагическая история любви Зыи, сына муллы Джаляла, и Марьям, дочери их соседей, Гирея-мирзы и Фатымы-бике. В лице Зыи — образованного, умного, творческого человека — писатель воссоздает психологический портрет стремящегося к свободной духовной жизни представителя молодого поколения татар. Но история Зыи заканчивается смертью, а выданная замуж за другого Марьям попадает на каторгу за убийство мужа.

Этот роман — один из первых образцов романтизма европейского типа в татарской литературе. На фоне масштабной картины жизни всех слоев татарского общества рубежа веков писатель воссоздает историю стремления молодого поколения татар к другой жизни. «Молодые сердца» — люди, желающие изменить действительность к лучшему, освободиться от предопределенности, победить ее. Психологизм в тексте представлен в виде описаний потоков сознания главных героев, их многочисленных снов, бредовых состояний, воспоминаний. Особое место в романе занимают мысленные разговоры главного героя с Аллахом. Ибрагимов проецирует историю Зыи на судьбу татарского народа, оценивая судьбу нации как «движение в сторону заката». По сюжету Зыя находит способ изменить свою судьбу в музыке, и Ибрагимов предлагает татарам также искать выход в прекрасном: в искусстве, науке, литературе.

Хади Такташ. «Җир уллары трагедиясе» («Трагедия сынов земли»)

Год издания: 1921
Жанр: поэма

В основе поэмы Такташа — общий для мусульманской и христианской мифологии сюжет об изгнании Адама и Евы из рая и судьбах их детей — Каина (в трагедии — Кабила) и Авеля (Хабила). В систему персонажей трагедии Такташ включает условно-мифологических героев: Газазила (Идею) и Газраила (Закон). В образе Газазила автор выражает идею свободы, которая в эпилоге раскрывается в соответствии с новым культурно-историческим контекстом (в его монологе звучит предвидение грядущей борьбы во имя счастья и свободы людей). В образе Газраила — идея непререкаемого божественного закона, предопределения. В четвертом действии трагедии, когда сталкиваются две силы — Газазил и Газраил (Идея и Закон), Кабил делает свой выбор: он берет в руки меч, оставленный Газазилом, и оружие приобретает символическое значение борьбы, неприятия установленного миропорядка.

Это произведение — яркий пример трансформации образов и сюжетов исламской мифологии, попытка встроить их в новый исторический контекст (1920-е — эпоха ярких социально-политических экспериментов новой советской власти).

Фатих Амирхан. «Шәфигулла агай» («Дядя Шафигулла»)

Год издания: 1924
Жанр: повесть

В сатирической повести для выражения отношения к происходящим в стране событиям Фатих Амирхан использует художественные возможности антиутопии — он изображает процесс духовной подмены традиционных ценностей (в первую очередь религиозных) новыми, социалистическими. Это в конечном итоге приводит главного героя к трагедии: в младенчестве от простуды, полученной во время первомайской демонстрации, умирает его сын. Текст показывает разрушительную силу советской идеи и давление революционной парадигмы на сознание простого человека.

Амирхан Еники. «Бала» («Дитя»)

Год издания: 1941
Жанр: рассказ

Автор описывает чувства рядового Зарифа, случайно столкнувшегося с маленькой потерявшейся девочкой после налета вражеской авиации. Герой пытается решить: оставить ребенка одного либо, рискуя отстать от своей роты и получить взыскание, найти ее мать; в итоге поступает по велению сердца: доходит до железнодорожной станции и отдает ребенка матери.

На фоне общей патриотической тенденции литературы военного времени (и советской литературы в целом), считающей человека «щепкой», заключительная философская мысль произведения звучит своеобразно: самое главное в жизни — это забота о ребенке и будущем. В рассказе традиционное описание военных подвигов заменено описанием внутреннего состояния человека на войне — так в татарскую советскую литературу проникают психологизм и философичность, стремление взглянуть на войну с точки зрения отдельного человека и с высоты общечеловеческих ценностей. Таким образом, национальная литература от соцреалистических приоритетов отходит к общечеловеческим.

Муса Джалиль. «Моабит дәфтәрләре» («Моабитские тетради»)

Год издания: 1953
Жанр: лирический цикл

Стихотворения — по сути, завещание Джалиля, его последнее слово миру, результат длившегося всю жизнь внутреннего ценностного отбора. Во многих стихотворениях цикла лирический герой — узник. Главные ценности для него — свобода, душевная связь с родной землей и народом, память о матери и родине. В цикле воссоздан образ сильного и смелого героя-татарина, отдавшего жизнь ради своей страны, народа, его будущего. В таком же направлении меняется концепция человека в послевоенной татарской литературе: образ главного героя воссоздается в структуре тюрко-татарского героического эпоса. Цикл способствовал возвращению к сюжетам из народных песен, национальным ценностям (родной земле, традициям и обычаям) и идеализированным образам героев-татар.

Стихотворения Равиля Файзуллина 1960-х годов («Курыкма, биек оч, кошым…»; «Җаныңның ваклыгын...» и др.)

Эти стихи стали визитной карточкой татавангарда. Авангард привнес в татарскую поэзию нового лирического героя — борца-романтика, человека с активной жизненной позицией, вокруг которого формируется новая концепция действительности, констатирующая необходимость духовной свободы.

Поэт вошел в литературу с мыслью о величии человеческой личности, ее страсти к переменам и полной власти как минимум над собственной жизнью. Эта позиция, созвучная с доктриной гисьянизма (течение в художественной литературе; главный герой произведений гисьянизма — бунтарь, протестующий против абсурдности жизни, Бога и религиозных канонов; его цель — разрушение материальных и духовных ценностей, крушение идеалов, а иногда даже уничтожение мира), прозвучала по-новому на фоне довлеющей в то время концепции соцреализма, рассматривающей человека как винтик в глобальной машине и букашку в общем историческом процессе. Она стала созвучной стремлениям, проснувшимся в сердцах многих в период хрущевской оттепели.

Нурихан Фаттах. «Әтил суы ака торур» («Итиль-река течет»)

Год издания: 1960
Жанр: исторический роман

В книге описаны события 920−930 годов — будущий первый правитель булгарского государства Алмуш-хан объединяет разрозненные племена волжских булгар. В центре романа — сын предводителя племени Акбуре Курэн-бия, Тотыш. Сюжетную основу составляет история его возмужания и любви к дочери Алмуш-хана — Аппак. Впервые в истории татарской литературы Нурихан Фаттах обращается к древней истории татар, превращая ее в объект полемики, разговора, в актуальную литературную тему. За романом последовало сразу несколько крупных произведений в татарской литературе, формирующих и укрепляющих национальное самосознание: «Кубрат-хан» (1984), «Илчегә үлем юк» («Посол — лицо неприкосновенное», 1991) Мусагита Хабибуллина, «Сызгыра торган уклар» («Свистящие пули», 1977−1985) Нурихана Фаттаха, «Хыянәт» («Измена», 1993) Флюса Латыйфи и другие.

Аяз Гилязов. «Өч аршын җир» («Три аршина земли»)

Год издания: 1962
Жанр: повесть

Мирвали родился в богатой семье, но жил у отца как батрак. Против его воли молодой человек женился на любимой девушке Шамсегаян. С приходом советской власти герой потерял все нажитое и в отместку совершил поступок, который не смог себе простить: сжег хлеба своей семьи, которые были так нужны жителям деревни. Судьбы Мирвали и Шамсегаян, с одной стороны, — свидетельство того, как общественные потрясения лишают человека дома, земли, национального самосознания, обрекают его на лишения. С другой — автор раскрывает перед читателем образ татарина со своим мировоззрением, в котором родная земля, род, родственники — самые дорогие ценности.

Это одно из первых в татарской литературе произведений, в котором о сталинской эпохе говорят критически. По мнению писателя, недостаток сложившейся системы — в унижении человека, в том, что тоталитарный и авторитарный режим разрушает свободу и психологическую целостность. В этом контексте можно вспомнить и роман «Сезнеңчә ничек?» («А как по-вашему?», 1952−1954) и повесть «Кырык дүртнең май аенда» («В мае сорок четвертого», 1965) Нурихана Фаттаха — именно с них начался разговор о материальной пропасти между народом и руководителями, национальных проблемах (как исчезают национальные языки и культуры, как под прикрытием «интернационализма» велась русификация татарского населения). Впрочем, в отличие от повести Гилязова, они дошли до читателя только в годы перестройки.


Мухаммет Магдеев. «Без — кырык беренче ел балалары» («Мы — дети сорок первого года»)

Год издания: 1968
Жанр: повесть

Произведение о жизни подростков военного лихолетья. 1 октября мальчишки и девчонки, оторванные от колхозных полей, приезжают на учебу в педагогическое училище. Повествование от первого лица («мы») с первых же страниц повести стирает границу между рассказчиком и героями. Каждая оценка и мысль воспринимаются как мнение поколения, «детей сорок первого». Манера повествования скрепляет рассыпанные, словно мозаичные узоры, события и картины из жизни героев, соединенные лишь единством времени и места. Отсутствие в произведении какой-то определенной сюжетной линии, разбросанность картин, установка на «ящичную» композицию дают возможность увеличить количество героев второго плана. Недисциплинированные поначалу дети, собравшиеся под сенью педучилища из разных деревень, к концу повести, к 1946 году, готовы стать учителями.

Юнус Миргазиян. «Шәмдәлләрдә генә утлар яна... (Биектә калу)» («Свеча сгорела… (Остаться на высоте)»

Год издания: 1979
Жанр: повесть

Главный герой романа о событиях военного времени — пилот второй эскадрильи Сайрин Саляхов. Автор описывает решающие события не только в его судьбе, но и в жизни его матери и возлюбленной. Миргазиян воссоздает картину той эпохи с сугубо национального ракурса. Он «формирует» отряд пилотов из представителей трех национальностей — татарина Сайрина Саляхова, якута Максима Майнагашева и крымского татарина Марселя Ялчинского. Их общие черты — стремление остановить войну, сделать все возможное для победы, твердость, смелость и честность. Различия — образ мыслей, сформированный обычаями и обрядами, праздниками, кухней и так далее. В образе Сайрина писатель рассуждает о жизни и быте татар, о чертах их национального характера и дает этому личную оценку.

На протяжении всей повести главным героям противопоставляются антагонисты с русскими фамилиями. Филимоновы, Соколовы и Орловы пытаются получить власть любой ценой и относятся к представителям других национальностей как к людям «второго сорта». Описание судьбы семьи одного из героев (они погибают, утонув на барже) позволило автору поднять проблему крымских татар, обреченных на гибель после высылки с родины. Писатель оценивает ее как преступление руководителей страны против национальностей.