Burger
Ясно-понятно. Кто такой Шигабутдин Марджани и почему ему ставят памятник на набережной Кабана?
опубликовано — 19.11.2018
logo

Ясно-понятно. Кто такой Шигабутдин Марджани и почему ему ставят памятник на набережной Кабана?

Имам, богослов, реформатор и ученый с мировым именем

20 ноября на набережной Кабана откроют памятник татарскому ученому и богослову XIX века Шигабутдину Марджани. Скульптуру изготовил казанский художник Рамин Нафиков по гипсовому бюсту работы Баки Урманче. Открытие памятника посвящено 200-летию просветителя, которое празднуется в этом году. Накануне открытия памятника «Инде» рассказывает, кем был Шигабутдин Марджани и как ему удалось опередить свое время.



Ученый с мировым именем

Полное имя Марджани — Шихаб ад-дин Абу-л-Хасан Харун ибн Баха' ад-дин ибн Субхан ибн 'Абд ал-Карим ибн 'Абд ат-Тавваб ибн 'Абд ал-Гани ибн 'Абд ал-Куддус ибн Йадаш ибн Йадкар ибн 'Умар ал-Казани ал-Марджани ал-Булгари. Он родился в 1818 году в деревне Ябынчы Атнинского района — сейчас на въезде в село можно увидеть фундамент его дома. В соседнем селе Марджан жили его предки, сплошь священнослужители. Детство он провел в селе Ташкичу — туда перебрался его отец Багаутдин, он был муллой в мечети. Там же он преподавал в медресе, в котором учился и сам Шигабутдин.

Подлинное становление Марджани пережил в Бухаре и Самарканде, где с 1838-го по 1849 год учился в местных медресе — «Шэрдэр», «Кукельташ» и «МириАраб». Тогда же появились его первые труды по философии, праву и истории. Среди них — «Ал'ам абна ад-дахр би ахвал ахл ма вара ан-нахр» («Извещение сынов эпохи о положении жителей Мавераннахра»), рассказывающий о жизни в Бухаре, религиозном фанатизме и уровне преподавания в медресе. Уже в это время Марджани доказывает необходимость включения в программу обучения светских наук и протестует против схоластики как основного метода познания.

После возвращения на родину ему предложили стать имам-хатибом (руководителем) и мударрисом (учителем) Первой соборной мечети Казани (нынешняя мечеть Марджани на улице Каюма Насыри). Здесь он писал книги, следил за точностью и правильностью текста в казанских изданиях Корана, преподавал в Казанской татарской учительской школе, общался с русскими и зарубежными коллегами вроде тюрколога Василия Радлова, ориенталиста Иосифа Готвальда, профессора Казанского университета, тюрколога и этнографа Николая Катанова. В марте 1876 года Марджани принял у себя дома немецкого путешественника, этнолога и орнитолога, директора естественно-исторического и этнографического музея Бремена Отто Финша и известного немецкого ученого, автора труда «Жизнь животных» Альфреда Брема (они общались на арабском языке).

В 1880 году Марджани отправился в хадж. Его путь пролегал через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Одессы Марджани на пароходе отплыл в страны Ближнего и Среднего Востока: посетил Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры. Во время путешествия Марджани работал в библиотеках. В Стамбуле он познакомился с автором сборника «Чагатайские и османские языки» Кудратуллой ал-Кандузи и с известным ученым-историком Ахмадом Джаудат-пашой, снимал копии с надписей мечети Султана Селима. В Каире навестил ученого Махмуд-бека ал-Фаллаки, сделал копии с надписей на стенах мечети Мухаммада Али-паши. Свое путешествие он подробно описал в путевых заметках.

Историк татар и сторонник светского образования

Произведения Марджани посвящены богословию, истории, литературе и языку. Он писал на татарском и персидском языках, хотя большинство его текстов на арабском, поэтому они до сих пор многим недоступны.

Самый известный его труд — история татар с древнейших времен «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Собрание сведений о делах Казани и Булгара»), написанная в 1885 году. В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. В тексте он активно продвигал этноним «татары», разъясняя читателям, что это за народ, какова его история, что татары сделали, чем их представители могут гордиться. В это время татары обозначали себя в метрических книгах мусульманами, то есть идентифицировали себя в религиозном, а не историческом ключе.

Из других трудов Марджани стоит выделить «Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак» 1880 года («Истина познания и красота ее постижения») — сочинение о мусульманском праве, в котором он излагает свои социально-политические взгляды; «Китаб ал–хикма ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-ханафия» 1888 года («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов») — сочинение, в котором Марджани пишет о своих религиозно-философских взглядах; «Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-акидат ал-хусна» 1890 года («Достойным подражания путем и наилучшим убеждением») — философский труд о проблемах логики и познания (издан после смерти Марджани).

В 1877 году в Казани проходил IV Всероссийский съезд Санкт-Петербургского общества археологии, на котором присутствовали около 300 ученых. 13 августа на съезде академик Василий Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, а в 1884 году эту работу на татарском и русском языках опубликовали в материалах съезда. Марджани был первым мусульманским ученым, участвовавшим в подготовке и проведении этого съезда.

«Марджани дважды в жизни фотографировался — для американского консула и по просьбе издателя энциклопедического словаря в Лондоне. В то время татары в массе своей считали фотографию греховным изобретением, но после поступка Марджани новшество начинает входить в их быт»

Кроме того, Марджани — один из пионеров реформы преподавания в медресе. Он не считал, что научное знание противоречит религиозному, поэтому решал проблему соотношения веры и знания не за счет дискредитации знания, как это делали большинство религиозных деятелей того времени, а путем их совмещения. В своем медресе он преподавал историю, математику, географию, литературу.

За Марджани пришло целое поколение его последователей: идеи ученого в конце XIX века подхватили джадидисты, открывшие по примеру деятельности хазрата новометодные школы, о которых он мечтал. Ученики здесь сидели за партами (в традиционных медресе они сидели на полу) и делились на классы. Дисциплины преподавали по определенной учебной программе и по установленному расписанию, а главное — от преподавания отдельных книг (например, Корана, как было раньше) джадидисты перешли к изучению конкретных предметов (в том числе светских наук и русского языка).

Деятельность хазрата вызывала протест у других мулл и поддерживающих их купцов. Его дважды отстраняли от должности хазрата по доносу в Оренбургское духовное собрание мусульман (ему подчинялись казанские мусульманские священнослужители): в 1854 году его обвинили в том, что он якобы выдал замуж несовершеннолетнюю, а в 1874-м — что начал поститься на день раньше наступления месяца Рамадан. Оба раза его оправдали.

Сторонник «истинного ислама» и противник консервативного духовенства

Динара Марданова

научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани АН РТ

В конце XIX — начале XX века среди мусульманских ученых всего мира распространилась идея реформирования ислама. Катализатором послужил вызов, брошенный исламскому миру европейским модерном и вызвавший идейный кризис в мусульманском обществе. Оказавшись в экономической и политической зависимости от Запада, мусульманские ученые должны были решить вопрос о политической и экономической независимости исламского мира. В арабских странах, прежде всего в Египте, проснулся интерес к философскому наследию восточных перипатетиков (последователи Аристотеля. — Прим. «Инде»), начался поиск материалистических и научных основ в исламской традиции.

Идея реформирования в сочинениях мусульман Российской империи появилась в XVIII веке. В Волго-Уральском регионе, известном торговлей и обширным слоем промышленной мусульманской буржуазии, определяющим элементом в произведениях многих мусульманских авторов стала критика власти и общества. Большинство ученых (улемов) заняли охранительную позицию в отношении ислама, призывая остерегаться бытовых, правовых и культурных нововведений, исходящих от русского государства.

Наряду с критикой в адрес российского правительства и элит широко распространилась критика, направленная внутрь мусульманской общины. Мусульманские ученые предлагали новые интерпретации и способы прочтения религиозных текстов, которые отвечали бы требованиям современной эпохи. Интерес реформаторов, в том числе и Марджани, вызывали как вопросы повседневной жизни, так и правовые и теологические темы. Одна из главных причин «упадка» и потери былого величия связывалась с отходом от истинного вероучения в результате привнесения нововведений.

Наиболее последовательно с критикой существующего исламского порядка выступил Шигабутдин Марджани. По словам одного из первых исследователей его творчества Кашафутдина Тарджемани, Марджани «вопросы вероубеждения […] обосновывал религиозными доказательствами из священных текстов (накл), очищал их от основанных на философских взглядах чуждых нововведений и мазхабного фанатизма, возвращал мусульман к чистому вероубеждению, которому обучал мусульман Пророк». Думать о том, что современники отошли от истинного ислама и живут во времена упадка, Марджани начал еще во время обучения в Средней Азии. «Золотой век» ислама он связывал с эпохой пророка Мухаммада и его сподвижников. Чтобы вернуть его, он, к примеру, призывал отказаться от схоластики и практики калама. Таким образом Марджани, решая чисто богословскую проблему возврата к истокам ислама, стал противником консервативного духовенства своего времени».


Может показаться, что Марджани, будучи сторонником «истинного ислама», сам выступает консерватором, но это не так. Он предполагал очищение от средневекового мракобесия, протест против авторитетов прошлого и возвращение к истокам. В эпоху, в которой жил хазрат, ислам, основанный на Коране и хадисах, оказался современнее, чем усложненный, перенасыщенный и противоречивый ислам, к которому склонялись его коллеги.

Пример для подражания

Марджани умер в 1889 году. Он похоронен на Ново-Татарском кладбище Казани. Уже в 1915 году в честь грядущего столетия Марджани в Казани издали книгу, в которую вошли его сочинения и воспоминания о нем.

Еще при жизни он был безусловным авторитетом в Старо-Татарской слободе (хазрат жил в доме по адресу: Каюма Насыри, 10, сейчас в этом доме его музей. — Прим. «Инде»). К примеру, Марджани дважды в жизни фотографировался — для американского консула и по просьбе издателя энциклопедического словаря в Лондоне. В то время татары в массе своей считали фотографию греховным изобретением, но после поступка Марджани новшество начинает входить в их быт.

Выдающийся востоковед Ризаитдин Фахретдин говорил о Марджани так: «Он всегда будет примером для подражания нашим уважаемым друзьям и соотечественникам, которые хотят служить своему народу и вере». Писатель Фатих Амирхан отмечал: «Наша новая татарская литература была незнакома с Западом, а восточный мир был ей во многом известен лишь негативной, отсталой стороной жизни. Наша литература этого времени, начиная с шейха Марджани, к великой нашей радости стала знакомить нас с прекрасными, заслуживающими внимания и подражания достижениями культуры Востока». Тукай называл его так: «Поборник свободомыслия, знания и прогресса, сделавший первый шаг к просвещению».