«Слушать свой голос в записи — адская пытка». Четыре подкаста, которые записывают казанцы
В 2017 году аналитики из Бюро интерактивной рекламы (IAB) оценили рынок подкастинга в США в 220 миллионов долларов. В России тоже существует индустрия подкастов, пока только набирающая популярность, но уже заметная — в сентябре 2018 года, например, «ВКонтакте» запустила свою платформу для аудиоблогов и авторских программ. «Инде» нашел четыре подкаста, которые записываются в Казани: татароязычный TatCast, феминистический «Ту мач информейшн», аудиоблоги о работе за баром «Ты ж бармен!» и жизни молодых «Радио Бон Вояж». Рассказываем, кто их записывает и зачем их слушать.
«Ту мач информейшн»
Подкаст писательницы, соосновательницы курсов Write Like a Grrrl в России и издательства No Kidding Press Светланы Лукьяновой и ивент-менеджера из Хельсинки Аниты Парри. Девушки обсуждают культурную повестку и новости с точки зрения феминизма, а заодно объясняют, почему слова новгородской чиновницы о том, что родившим после 30 лет женщинам не нужны деньги, — бред и что такое харассмент. Пока можно послушать только шесть выпусков, самый первый из которых вышел еще восемь месяцев назад, а последний — 20 февраля 2019 года.
Где слушать: SoundCloud / iTunes / «ВКонтакте»
Светлана Лукьянова
ведущая подкаста «Ту мач информейшн»
Лет пять назад я нашла англоязычные подкасты про феминизм — Bitch Media и подкаст американской актрисы и режиссерки Лины Данэм Women Of The Hour. Тогда я только начинала разбираться в теме, для меня это был способ узнать новое, получить ответы на вопросы. А еще это была возможность послушать, как приятные женщины говорят об интересных мне вещах.
Года два назад я начала делать подкаст для одной компании, но, к сожалению, проект быстро закрылся. Но начало было положено — я познакомилась со звукозаписывающим оборудованием, научилась записывать и монтировать аудио. И тогда я подумала, что было бы классно сделать ненапряжный болтологический подкаст про феминизм на русском языке. Я знала, что у меня плохо получается брать интервью, поэтому подкаст нужно было делать с подругой. Правда, подходящего человека в Казани у меня не было. На активистском интенсиве проекта «Ребра Евы» (феминистский проект из Санкт-Петербурга. — Прим. «Инде») я познакомилась с организаторкой мероприятий Анитой. И в питерском такси по дороге в бар предложила ей делать подкаст. Она согласилась.
Анита живет в Хельсинки, я — в Казани. В назначенное время мы созваниваемся по Google Hangouts. Я пишусь так: втыкаю микрофон Shure SM 57 в диктофон Zoom H4n, на микрофон вешаю поп-фильтр (снижает звуковые помехи от дыхания человека. — Прим. «Инде»). Большая часть оборудования мне досталась от мужа-музыканта. Анита пишет свою дорожку на встроенный микрофон макбука в программе Simple Recorder. И качество записи у нее, надо сказать, не хуже моего. После записи я монтирую выпуск в программе Ableton Live. Первый выпуск у нас вышел без названия и заглавной картинки. Мы изначально решили не заморачиваться по поводу качества, всему учиться в процессе — иначе бы никогда не начали. Из-за того что мы пока не обращаем внимания на качество записи, мне наши выпуски нравятся. Хотя слушать свой голос в записи — это, конечно, адская пытка.
Мне нравится каждый месяц созваниваться с Анитой и говорить на темы, которые нас обеих волнуют. Нравится вместе разбираться в сложных вопросах, обсуждать фильмы и книги. Мне кажется, это такой способ поддерживать дружбу на расстоянии. Ну и создание феминистского контента — это, конечно, мой активизм. Хочется верить, что какой-то девушке мы помогаем почувствовать себя не так одиноко. Нас слушают феминистки и женщины, которым интересен феминизм, подписчицы издательства No Kidding Press, участницы курсов Write Like a Grrrl, близкие нам по духу женщины. Судя по статистике, постоянных слушательниц сейчас около 200 человек. Мне кажется, это офигенно.
TatCast
TatCast — подкаст, который записывают студенты журфака КФУ. По их словам, это первый подкаст на татарском. Пока команда записала только три выпуска. В каждом из них ведущие обсуждают несколько тем, которые не обязательно связаны с последними новостями, но пара из них обязательно будут касаться современной татарской культуры и проблем татарского народа. К примеру, в третьем выпуске ведущие обсудили русификацию татарских имен и пытались найти причину этого явления, а потом перешли к посвященной Дню защитника Отечества классической теме «Не служил — не мужик». С каждым выпуском шоу становится все лучше не только с технической стороны, но и в плане контента — появляются шутки и личные истории, которым хочется сочувствовать.
Где слушать: Castbox / iTunes / Dragon News
Ильяс Багауов
ведущий подкаста TatCast
Признаюсь, идею записать подкаст на татарском языке подсказал нам преподаватель. Наш завкафедрой Васил Загитович в декабре пришел к нам на занятие и спросил: «Подкастның нәрсә икәнен беләсезме? Әйдәгез беренче татарча подкаст эшлибез?» («Знаете, что такое подкасты? Давайте сделаем первый татарский подкаст»). Мы, конечно, знали, что подкасты сейчас — это медиатренд. С подачи Васила Загитовича уже через неделю мы собрались в университетской аудитории и записали первый выпуск. Мне понравилось работать в формате подкаста — так мы можем высказать мысли о ситуациях, которые нас волнуют. К тому же подкасты — это уютно, атмосферно и лампово.
Темы отбирают ведущие выпуска за неделю до подкаста. Иногда мы выбираем темы по повестке дня (к примеру, в первом выпуске обсуждали переименование казанского аэропорта), а иногда просто рассуждаем «за жизнь». Еще мы готовим сценарий, но у нас он своеобразный — отмечены точки обсуждения, но все реплики во время записи живые. В подкасте мнения моих соведущих и мое мнение расходятся, но это не значит, что у нас такие амплуа. Мы абсолютно искренни — говорим то, что действительно думаем.
Сейчас наша основная проблема — качество звука. У нас нет своего оборудования и специального помещения. Все три выпуска записывались в разных локациях, а с оборудованием и монтажом нам помогает Максим Зарецкий — ведущий популярного в России подкаста Zavtracast. Я вообще считаю, что он наш «технический отец» и часть нашего проекта. Максим подсказывает мне, как лучше монтировать выпуски. Пока тяжело — на монтаж одного из выпусков у меня ушло 24 часа, но я не жалуюсь. Вторая проблема — периодичность. Из-за учебы и того, что я и мои коллеги по подкасту обычно уезжаем на выходные из Казани в родные города, нам сложно собираться. Иногда приходится обсуждать детали дистанционно. Сейчас мы готовим выпуск с экспертом — тему и гостя раскрыть не могу, но поговорим про кино и театр.
«Ты ж бармен!»
Бармен (ReLab, Hello Space Bar) и фотограф Яна Айдарова запустила подкаст «Ты ж бармен!», в котором рассказывает о барной индустрии для тех, кто находится внутри нее, и тех, кто приходит пропустить стаканчик Dry Martini или «Кровавой Мэри» по выходным и хочет узнать чуть больше о барной культуре. Каждый выпуск (за два неполных месяца Яна записала пять подкастов) идет около 10 минут. Яна рассказывает о трендах в барной индустрии, текущих профессиональных конкурсах, организуемых алкогольными брендами, методах кларификации (или очистки и осветления) смешанных напитков и вине в коктейльной индустрии.
Где слушать: iTunes / SoundCloud
Яна Айдарова
ведущая подкаста «Ты ж бармен!»
Два последних года я лелеяла идею создать полезный подкаст для русскоязычных барменов и интересующихся индустрией гостей. И все это время находила массу отговорок, чтобы отложить эту затею, а еще был страх, который поглощал весь энтузиазм. В этот Новый год наконец приняла резолюцию «запустить подкаст» — и это сработало. Меньше чем за два месяца я записала и выложила четыре полноценных выпуска (ну и тизер, но его можно не считать).
Пока я записываюсь дома с помощью микрофона-петлички, который взяла на работе. Креплю его на хирургический пинцет и стараюсь записать одним тейпом (одной звуковой дорожкой), сохраняя дистанцию между ртом и микрофоном. Таким образом звук получается более или менее одинаковым. Пообещала подарить себе микрофон средней ценовой категории на десятый эпизод. Не спешу, потому что придерживаюсь правила фотографа: не так важно, на какую камеру ты снимаешь, главное — видеть картинку. Параллельно изучаю возможности обработки звука и ищу материал, который интересно слушать и который не так просто нагуглить.
Если кто-нибудь предложит спонсировать подкаст, я буду только за, но надо быть реалистом. Алкогольным брендам это не особенно интересно, кого еще подкаст может заинтересовать в коммерческом плане — вопрос, на который пока нет ответа. А еще для меня это история не про деньги. Я занялась подкастом на голом энтузиазме, чтобы замотивировать — себя в первую очередь, команду ReLab Family, всех сочувствующих и желающих развиваться. Если после прослушивания выпуска у ребят за стойкой загорятся глаза делать свою работу на 200 процентов, а гость перестанет считать бартендера «буфетчиком, наливающим водочку и обманывающим гостя», то, значит, все не зря. Наша профессия настолько сложная, разнообразная и крутая, что промолчать об этом не получается.
Из-за проблем с авторизацией в PodcastAnalytics (это бета-версия аналитики для подкастов у iTunes) я не могу точно сказать, сколько людей меня слушает. Зато есть удивительно большой фидбэк, причем не только от людей из барной индустрии и не только из России. Недели две назад начинающий бармен из Израиля написал мне очень теплое сообщение со словами поддержки. Я не знаю этого человека, понятия не имею, как он нашел мой подкаст, но теперь хочется делать еще круче.
Всегда есть над чем работать — звук, материал, обработка, распространение. Что касается содержания, то я хочу взять несколько острых интервью у бартендеров, которые достигли колоссальных успехов. Хочу обойтись без вопросов в духе «как ты начал работать за стойкой?».
«Радио Бон Вояж»
«Радио Бон Вояж» — подкаст казанского копирайтера Александры Дмитриевой, первый выпуск которого вышел в начале февраля. Александре 23 года. В аудиотизере она обещает рассказывать о том, как «молодым людям живется в такое переменчивое время». В планах — приглашать интересных людей, которые будут рассказывать о своей жизни, путешествиях, кино и музыке. Первый и пока единственный выпуск подкаста длится 14 минут, в нем Саша рассуждает о феномене счастья и способах его достижения.
Где слушать: SoundCloud
Александра Дмитриева
ведущая подкаста «Радио Бон Вояж»
Моя мама последние 25 лет работает ведущей на радио. Разумеется, это повлияло на меня, так что идея записывать подкаст созревала у меня давно. Еще до подкастов мне очень нравилось (и нравится) слушать программы Мари Армас, Алекса Дубаса и Петра Левинского на московских радиостанциях.
Однажды я поняла, что вокруг меня живут удивительные молодые люди, которые добиваются своих целей, несмотря на юный, казалось бы, возраст, — печатают книжки, создают иллюстрации к ним, открывают заведения, запускают бизнес, уезжают в другие страны. Я подумала, что было бы интересно поговорить с этими людьми о том, как им живется сегодня, как эти люди себя чувствуют во времени, когда все быстро меняется. Какие у них ценности и приоритеты, по какому пути они идут, с какими проблемами, запретами, с какой стигматизацией встречаются. В первом выпуске я рассказала свою историю (вернее, ту ее часть, которую хотелось проговорить и которая, возможно, будет полезна кому-то еще), дальше будут выпуски с гостями.
«Радио Бон Вояж» я записываю дома на простенький конденсаторный микрофон, и пока звук меня устраивает. На первый выпуск ушла неделя. Я очень долго обдумывала, как лучше начать сезон, а потом написала примерный сценарий, записала тизер и первый выпуск, еще несколько дней разбиралась с монтажом и онлайн-платформами. В это же время мой друг Сергей Котов нарисовал обложку подкаста. Сценарий, запись, монтаж — все это для меня в новинку, но тем интереснее.
Я очень благодарна своим друзьям, знакомым и всем первым слушателям, которые поддержали меня и дали фидбэк. Сейчас слушатели «Радио Бон Вояж» — это мои друзья и друзья друзей (согласно статистике SoundCloud, первый выпуск послушали около 150 раз). В общем-то все они — это очень лояльная аудитория. Мне кажется, это такие же интересующиеся молодые люди, которые задаются вопросами: «окей, мне 20 с небольшим, я живу в этой стране, чем-то занимаюсь, но что я на самом деле чувствую, что для меня важно и как мне со всем этим быть?». В планах — публиковать выпуски каждую неделю. Надеюсь, все получится.