Burger
На что живут казанцы. Осветитель, актриса и режиссер говорят о театре и своих доходах
опубликовано — 10.03.2020
logo

На что живут казанцы. Осветитель, актриса и режиссер говорят о театре и своих доходах

Премии за аншлаги, подработки в рекламе и иголки в обуви

Если для массового зрителя театр — это два-три часа подумать (или посмеяться) вечером в субботу, то для актеров и других сопричастных к работе над спектаклями — многолетний труд, часто сопряженный с безденежьем. Служащие казанских театров рассказали «Инде» о том, почему связали свою жизнь со сценой и чего им это, в прямом смысле, стоило.


Осветитель

27 лет


О себе

В театр я пришел случайно. Сначала мне предложили поработать в одном музыкальном спектакле — поиграть на барабанах (у меня среднее музыкальное образование, специальность «ударные инструменты»). Я отыграл два сезона в этой постановке, ездил на гастроли и фестивали. После этого постановка ушла из репертуара, а я узнал, что в том же театре есть вакансия осветителя. Это было в конце 2015 года.

Все приходилось осваивать по ходу дела. К счастью, спектакли поначалу шли без меня и было время разобраться в аппаратуре. Самое сложное — пульт, компьютер со своей программной логикой. Как раз тогда в театр приехал новый пульт, которым никто не пользовался, потому что не знали как. А я разобрался.

Так я проработал полтора года, когда стрельнула мысль, что надо куда-то переезжать. Среди коллег были ребята из Казани, которые сказали, что сейчас один из местных театров ищет осветителя. Я приехал на собеседование и меня взяли: оказалось, что в Казани и в моем городе пульт осветителя одной и той же модели. В конце 2017 года мы с женой переехали сюда. Обязанности одни и те же. Когда идет работа над постановкой, мы просматриваем весь спектакль, ведь нам нужно знать все, что происходит: сцены, мизансцены, перемещения актеров и декораций. Если это небольшой спектакль, мы сами создаем освещение. Если большая постановка — освещение проектирует художник по свету. В аппаратуре более 500 фонарей, и каждый нужно направить на свое место: программируется пульт и записываются все переходы.

Во время спектакля я сижу и нажимаю кнопки на пульте, включаю дым-машину, работаю на сцене и за кулисами. В день бывает по два-три спектакля. Мне нравится эта работа: она достаточно легкая, но там хватает и физической, и умственной, и творческой работы. Когда делают спектакль, можно подискутировать с художником по свету и предложить свои варианты. И в итоге, если любой неподготовленный зритель может почувствовать настроение героев или общую атмосферу в мизансцене через свет, без слов, — вот это круто.

Работа осветителя занимает 95 процентов моего времени. У меня абсолютно ненормированный график, это зависит от расписания спектаклей и от договоренности с моими коллегами. Основная занятость — по будням во второй половине дня до девяти вечера. По воскресеньям — с девяти утра до девяти вечера. Но в это время можно подмениться, куда-то выскочить в пределах центра.

Доходы

Я получаю примерно 23 тысячи рублей. Зарплата состоит из оклада и академических надбавок, но я точно не знаю, как они считаются. Премии выдают после больших премьер, праздников, когда мы работаем много дней подряд без выходных, удачных гастролей и фестивалей, в среднем — раз в два-три месяца. Чаще всего премия больше, чем зарплата, — от 25 тысяч рублей. Если растягивать премию и зарплату по месяцам, у меня выходит в среднем 44 тысячи рублей в месяц.

Премии можно и лишиться — за косяки, опоздание на работу, появление в пьяном виде, ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Если ты где-то не высветил — актер пошел, упал, разбил лицо. Бывает, что люди жизнью рискуют: висят под потолком на тросах — это я говорю не только про свою работу, но и про работу техников, машинистов сцены. У меня ни разу не было серьезных косяков, но в театре был случай, когда сотрудник из цеха машинистов пришел нетрезвый на спектакль. Он поставил декорацию не в то место, и актер ударился об нее головой. Несильно пострадал, но смачный удар в зале слышали все.

Еще раз в месяц я могу брать проходки на спектакли. Очень редко ими пользуюсь, потому что жену я могу и так провести в свою кабинку, а если приезжают родители, то беру билеты в кассе, чтобы места были получше. Обычно бесплатные билеты дают на не очень хорошие места или на непопулярные спектакли. Последний раз я пользовался проходкой, чтобы отблагодарить знакомых из автосервиса, которые отремонтировали мне машину.

Расходы


У нас с женой (она фрилансер) общий бюджет: моих денег примерно 60 процентов, ее — 40. Я получаю деньги реже, но более крупными суммами, у жены доходы небольшие, зато каждую неделю. Поэтому на повседневные траты уходит ее зарплата, а на крупные — моя. Мы платим ипотеку — 10 тысяч рублей в месяц. Это как будто долго снимаешь дешевую квартиру: специально брали небольшую, выплачивать будем лет 15. Зато через какое-то время квартира будет наша. Есть еще кредит на машину — 5000 в месяц. Это потребительский кредит, потому что машина у нас специфическая. На ее обслуживание мы тратимся только летом: взяли ее, чтобы сделать кемпер своими руками. Так что это не транспорт, а скорее хобби, машина для путешествий. 2000–2500 рублей уходит на коммуналку, 500 — на интернет, на сотовую связь — по 300 на каждого.

Например, за январь у меня такие расходы: транспорт — 2800 рублей (на двоих), супермаркеты — 2500 рублей, на рестораны и фастфуд — 5000 рублей. Одежду я покупаю не так часто и в основном в секондах, ее нельзя считать постоянной статьей расходов. Развлечения — алкоголь, кино — где-то раз в месяц. В театр вне работы я не хожу.

Когда театр закрывает сезон, нам сразу приходит крупная сумма: зарплата, премия и отпускные. Ее нужно растянуть на 40 дней отпуска и начало работы: если я ухожу в отпуск с июля, то выхожу на работу примерно в середине августа. В прошлом году перед отпуском пришло 80 тысяч рублей. Я сразу откладываю на ипотеку на два месяца вперед, потому что в отпуске и в начале театрального сезона у меня не будет зарплаты. На кредит не откладываю: у моей жены поступления средств постоянные и из них несложно выплатить кредит. Остается 60 тысяч рублей на два месяца. Летом эти деньги уходят на путешествия. В прошлом году мы вкладывались в тачку, ее ремонт и оборудование. Примерно 20 тысяч рублей ушло на само путешествие: топливо, еда, развлечения в городах, где мы были. Мы проехали по Уралу, сделали круг: Уфа — Златоуст — Курган — Тюмень — Екатеринбург — Пермь — Ижевск — Казань.

Актриса

25 лет


О себе

Меня с детства привлекала сцена, я писала какие-то сценарии, а потом ходила и сама с собой разговаривала. Еще у меня отец — народный артист Татарстана. В пять лет я увидела сцену из-за кулис и мне это было в кайф.

Просто так в эту профессию люди не идут. Вообще, актер — это ребенок, который хочет привлечь к себе внимание. И все, что я хочу, — быть услышанной, чтобы люди думали, чтобы у меня был свой зритель. Но цели стать знаменитой нет, иначе я бы давно уехала из Казани.

Мой папа, как и я, учился в «Кульке» (Казанский государственный институт культуры. — Прим. «Инде») и ласково называет его «институт культуры и отдыха». Там все зависит от твоего руководителя: если это просто преподаватель универа, то вряд ли у тебя будет возможность попасть в театр. Если же это режиссер, ты имеешь шанс оказаться в его театре или он кому-то порекомендует тебя.

Меня предупреждали, что в театре очень маленькая зарплата, но это работа моей мечты с самого детства… И мне есть с чем сравнивать: в студенчестве я играла в театре, но, закончив учебу, решила уйти в совершенно другую сферу. Сначала я работала в салоне красоты — за день могла заработать 6000−7000 рублей. Но там чего-то не хватало, меня будто всю сжирало изнутри. Потом была в коворкинге администратором — зарплата небольшая, зато работать не каждый день, но я все равно не получала удовольствия от работы: приходила домой и плакала, мне было хреново. Так я вернулась в театр.

Доходы


Моя месячная зарплата в театре — 20 тысяч рублей. Еще иногда платят премиальные за премьеры, и тогда выходит 25 тысяч. Например, если сравнивать с кино, то мне платили 5000 рублей за трехчасовую смену. Порой выручают рекламные съемки: один съемочный день — от 5000 до 7000 рублей.

Кстати, в моем театре у актеров без профильного высшего образования зарплата 13−15 тысяч рублей. Девочки еще нормально реагируют, но это скорее из-за того, что у них есть мужья или мужчины, которые их обеспечивают. Феминисток, как вы понимаете, у нас нет. При этом после училища они все равно идут платно учиться в «Кулек», чтобы получать эти 20 тысяч… А мальчикам с такой маленькой зарплатой тяжеловато с моральной точки зрения, я думаю.

Кроме зарплаты в театрах часто не все хорошо и со взаимоотношениями в коллективе. Поэтому я хоть и общаюсь со всеми, но держу дистанцию: в лицо тебе могут улыбаться, а за спиной — говорить гадости. Я это остро ощущаю, причем не от мужчин, а от девушек. В театре у меня нет друзей — мы только коллеги. К примеру, мой университетский преподаватель была ведущей актрисой в одном из татарских театров, и она рассказывала, что другие ей ужасно завидовали. И однажды перед спектаклем ей нужно было надеть национальную обувь — читек. Берет эти сапоги и понимает: внутри что-то есть. И вытаскивает горсть иголок. Честно говоря, мне это непонятно: мы не работаем в Голливуде, мы зарабатываем 20 тысяч, ребята! Ради этого вы делаете пакости? Зачем?

Еще я заметила, что у нас в театре есть рамки: ограничения на темы, связанные, например, с сексом. И во многом из-за местных журналистов, которые этому потворствуют и пишут, что публика уходит со спектаклей, хотя это не так. Молодые зрители говорят, что им интересно — ведь это жизненно, а старшее поколение ахает и охает. Хотя мы все пьем, все трахаемся — это нормально. В жизни девочки не остаются вечно юными, хихикающими и в платочках.

При этом у нас прекрасный директор, который делает для театра все, а самое главное — приглашает сильных режиссеров, которые могут тебя раскрыть, без клише и рамок в голове.

Расходы


Я живу отдельно от родителей, но это их квартира, поэтому плачу только за коммуналку. В месяц выходит 4000 рублей, еще 600 — за интернет. Деньги также уходят на еду (5000 рублей в месяц) и на кофе (3500 рублей в месяц). Я дикий кофеман, поэтому у меня в кофейне есть кешбэк. С одеждой проще: я снимаюсь в рекламе для одного магазина и по бартеру могу брать некоторые вещи. На одежду я трачусь редко, но если покупаю, то хорошую.

Траты на развлечения я не могу себе позволить. Скажу честно: иногда я хожу на свидания, чтобы поесть. Еще мне хочется заниматься в спортзале с тренером, но это для меня дорого и пока я тренируюсь одна (годовой абонемент в зал стоил 9000 рублей). Еще по возможности стараюсь откладывать на отдых хотя бы 1000 рублей в месяц.

Для того чтобы смотреть спектакли в других казанских театрах, нам не нужно платить деньги: показываем удостоверение и проходим. Можно сесть на свободные места, а если мест нет, я сажусь на лестницу.

Я уже не в том возрасте, чтобы спрашивать деньги у родителей — мне реально стремно. Иногда бывают моменты, когда получаю зарплату, вижу эту сумму и думаю: «Господи, я хочу богатого мужа и в декрет». Хотя вряд ли мне это поможет.

Поддержка гораздо важнее денег. Были моменты, когда мне было обидно. После дипломного спектакля у всех родители подходили с цветами, а мой папа хвалил не меня, а других. А мне: «тут ты лажанула, там ты лажанула». Меня это, наверное, в какой-то момент сломало, появились мысли, что я никакущая актриса и зачем я вообще этим занимаюсь, раз мой родной отец не может меня поддержать. Сейчас все изменилось: он ходит на мои спектакли, поддерживает меня, а однажды пришел и сказал: «Ты — молодец, ты, оказывается, прикольная актриса». Я обрадовалась! Я хочу, чтобы отец мной гордился. Наверное, в театре я работаю не только ради себя, но и ради отца.

Режиссер, актер

26 лет


О себе

После школы я год проучился в КАИ, а потом понял, что все связанное с технологиями меня не интересует, мне нравится сцена. Поэтому я пошел в театральное училище. О деньгах не задумывался — есть моя профессия, и все. Хотя, если честно, сначала я полагал, что актеры получают нормальные деньги. И на первом курсе нас начали спрашивать: вы готовы, что в театре вы будете мало зарабатывать и вам не будет хватать на еду? Но в 18−19 лет ты не задумываешься об этом — ты максималист, романтизм в душе, вокруг столько всего нового.

Заработок актера не всегда зависит от таланта: просто типаж подошел, и он снялся в фильме, а другой — невероятно талантливый — сидит в театре в маленьком городке.

Доходы

В 2015 году я закончил учебу и пришел в театр прямо перед тем, как все уйдут в отпуск. Официально проработал полгода, у меня были две небольшие роли и за это я получил свои 4000 рублей. Я тогда подумал: «Вот и началась моя карьера актерская». Я не из богатой семьи, и для меня эти деньги имели значение. А после отпуска у меня появился оклад — 12 тысяч рублей.

Я перебивался подработками: преподавал в детских кружках актерское мастерство (примерно 500 рублей за час), участвовал в рекламных съемках, при том что в тот момент у меня был маленький ценник (около 2000 рублей за съемку). Иногда приходилось какую-то сказку сыграть (500–1000 рублей). Но тут тоже от типажа зависит: казалось бы, в Новый год можно хорошо заработать, но так как у меня внешность нерусского человека, не всегда мне попадались подработки Дедом Морозом. Дед Мороз — это борода и грим, но не все люди понимали, что можно изменить внешность. И мне говорили: «Как ты будешь работать, у тебя глазенки узкие?» — ну и тому подобное. Все, что попадалось под руку, за все я брался. В месяц тогда выходило примерно 20–24 тысячи рублей. Так приходилось выживать.

У нас и в большинстве театров зарплаты зависят от количества зрителей в зале. Это балльная система: полный зал — получили больше, зал не заполнили — меньше. И если у тебя достаточно спектаклей, то ты сможешь зарабатывать с доходов от них. Еще влияет количество актеров: если на сцене двое, то заработок у них будет достаточно большой — у нас с полного зала можно получить 3000−4000 за один спектакль. А если на сцене десять артистов, то каждый с доходов от спектакля получит 500–700 рублей.

Если в течение первых двух лет я играл в паре спектаклей и был не востребован, то теперь у меня около 15 ролей. Сейчас я работаю в театре на нескольких ставках и, учитывая гонорары за постановки, в среднем получаю 50 тысяч рублей.

Для постановок я выбираю темы, которые меня волнуют. А бывает, материал разбудит во мне что-то, после чего в голове появляется художественное решение. Мне ближе остросоциальные темы, потому что сейчас такое время, когда все начинают задумываться: как мы живем и хорошо ли мы живем? Туманная пелена падает с глаз, и ты понимаешь: невозможно жить так 20 лет. В каких-то странах все улучшается, в каких-то странах все рушится, а мы живем как на дне — живем и живем. Думаю, темы, связанные с властью, режимом, народом, сейчас важны. Остросоциальные они потому, что зритель именно так и реагирует на них. А иначе это все выглядело бы комедией, абсурдом, фарсом.

Расходы

Сейчас моя семья живет в квартире родственников, и я плачу только квартплату — зимой 6000–7000 рублей. Основная часть расходов идет на ребенка и жену: чтобы я мог покупать вкусняшки, чтобы жена одевалась в то, что хочет.

На самом деле раньше мне было легче. Когда я был моложе, у меня не было столько затрат. Я мог что-то потратить на себя и сходить с девушкой куда-нибудь. Жил с мамой, о питании мне не приходилось заботиться. И тех 20 тысяч мне хватало на жизнь простого обывателя. Сейчас, если я зарабатываю в месяц 60–70 тысяч рублей, мне этого не так хватает, но только потому, что забот стало больше. Потребности растут, цены тоже. Раньше я мог потратить на продукты и какие-то вещи 3000−4000 рублей в месяц, а сейчас — тысяч 30.

У меня есть автомобиль (кредит плюс расходы на бензин — 17 тысяч рублей в месяц), техника, которая меня окружает, стала дороже. Наверное, если бы я сейчас зарабатывал 150 тысяч рублей, это было бы оптимально, а так, с учетом возросших расходов, разница с первой зарплатой небольшая.

Как я уже сказал, многое зависит от того, как судьба решится: бывает, что человек делает все для достижения цели, а другой, который не саморазвивался, не работал над собой, внезапно выстрелил. Просто потому что его типаж подошел режиссеру. В то же время — сейчас тебя пригласили в кино и один твой съемочный день стоит 60 тысяч рублей, но потом о тебе снова забыли... Поэтому в любом случае нужно работать над собой — это касается не только актеров, — и даже если у тебя не будет внезапного толчка, подаренного судьбой, так ты сможешь достичь чего-то большего. Ну а если это внезапно случится с человеком, который старался, значит, у него точно все получится. И его ценник как профессионала будет расти.

Иллюстрации: Сергей Котов