Burger
Маршрутный лист. Что смотреть в Забулачье
опубликовано — 23.06.2020
logo

Маршрутный лист. Что смотреть в Забулачье

Архитектура мечетей, советский модернизм и муралы

Забулачье — одновременно центр Казани и ее край: дальше него на запад только Волга. В новом выпуске рубрики «Маршрутный лист» редактор «Инде» Динара Валеева рассказывает, что исследовать и где гулять в районе мечетей, купеческих домов, рынков и вокзала.



ЦУМ

Адрес: ул. Московская, 2

Построенное в 1977 году по проекту Светланы Галаниной здание универмага стало прорывным для своего времени: внутри располагались магазины, ресторан, кафе и столовая на 600 мест, лифты и эскалаторы. Подобные крупные универмаги были только в союзных столицах вроде Москвы и Киева. Основой казанского проекта стало типовое решение, в котором скорректировали высоту помещений и расстояние между несущими колоннами — его увеличили с шести до 12 метров. Второй этаж здания, украшенный солнцезащитными горбыльками, нависает над первым. До реконструкции входные порталы украшали композиции с национальными мотивами.

Сграффито на здании гостиницы «Волга»

Адрес: ул. Саид-Галеева, 1

Сграффито на фасаде «Волги» стали первыми в городе. Композиции «Казань — порт пяти морей» и «Народы Поволжья» создали в 1963 году художники-монументалисты Сергей Бубеннов, Васил Маликов и Рустем Кильдибеков. По мнению доктора искусствоведения Светланы Червонной, решение, предложенное художниками, было «далеко не совершенным: характер сграффито — грубоватым, цветовая композиция — аскетичной, а главное, символика, с помощью которой авторы стремились показать, как Волга объединила народы Севера и Юга и отдала им свои богатства — нефть, гидроэнергию, воду для полей, рыбу, — оказалась слишком насыщенной схематичными не столько изображениями, сколько обозначениями понятий». Подробнее — в материале «Инде».

Дом быта

Адрес: ул. Саид-Галеева, 6

Дом быта построили в 1977 году по проекту архитектора Светланы Галаниной. Здание состоит из двух частей. Семиэтажный корпус занимали производства, трехэтажный — демонстрационный зал и клиентская зона. Окна на фасаде украшены солнцезащитными решетками с ориентальными узорами.

Сграффито на здании железнодорожного вокзала

Адрес: ул. Чернышевского, 36а

Композицию «Казань — столица Советской Татарии» в 1967 году создали художники Сергей Бубеннов и Виктор Федоров. По мнению искусствоведа Гузель Валеевой-Сулеймановой, прообразом девушки на панно, которая символизирует Советскую Татарию, стала диктор местного телевидения по фамилии Хаматова, которая антропологически была похожа на казанскую татарку — с удлиненным овалом лица и тонкими чертами. К 1000-летию города здание пригородного вокзала перестроили, оставив лишь стену со сграффито, а само панно отреставрировали, потратив на него 20 тонн песка с цементом. Подробнее — в материале «Инде».

Номера купца Соболева

Адрес: ул. Коротченко, 26

Трехэтажное здание в стиле эклектики построили в 1869 году по проекту главного архитектора Казани Павла Аникина. Номера принадлежали купцу, сооснователю Купеческой торговой биржи Ивану Соболеву. После революции он лишился гостиницы, а здание поделили на коммунальные квартиры. В 2009 году дом признали аварийным, сегодня оно пустует. По соседству с номерами находится здание бывшего Общественного банка Ивана Соболева (ул. Саид-Галеева, 27).

3-й Дом специалистов

Адрес: ул. Чернышевского, 24

Дом с бельведером на перекрестке улиц Чернышевского и Московской построили в 1939 году по проекту архитектора Виктора Дубровина для стахановцев и инженерно-технических работников завода обозных деталей. На месте дома до 1930-х годов располагался архитектурный комплекс собора Владимирской иконы Божией Матери конца XVII века. По мнению архитектора Марселя Искандарова, дом считался крайне передовым для своего времени и благодаря богатой пластической проработке объемов выделяется на фоне казанской архитектуры 1930−1950-х годов. Подробнее о здании — в материале «Инде».

Здание торгового склада

Адрес: ул. Лево-Булачная, 34

Двухэтажное здание в стиле позднего классицизма, построенное по проекту Петра Пятницкого, — памятник промышленной архитектуры XIX века. Изначально первый этаж занимал склад крупногабаритных товаров, второй — склад малогабаритных легких товаров, служебные и конторские комнаты. Здание не раз перестраивали: к нему добавили третий этаж и сильно изменили внутреннюю планировку.

Что еще смотреть:

Здание железнодорожного вокзала (Привокзальная площадь, 1а) — памятник архитектуры, построенный в 1896 году по проекту Генриха Руша, переживший пожар в 1992-м и реконструкцию к 1000-летию города.

Сквер на Бурхана Шахиди — тихое зеленое пространство со скамейками и замысловатыми советскими малыми архитектурными формами, до которого не дошла масштабная реновация парков и скверов.

Колхозный рынок — главный районный продуктовый спот начиная с 1961 года.

Дом Александрова (ул. Московская, 26) — памятник архитектуры позднего классицизма, построенный в 1824 году для казанского богача по проекту архитектора Фомы Петонди.

Медресе «Мухаммадия» (ул. Габдуллы Тукая, 34) — самое престижное учебное заведение для желающих стать муллой. Медресе построили в 1770−1780-е годы и назвали в честь основателя Мухаметзяна Галеева. Здесь учились Галиаскар Камал, Фатих Амирхан, Хусаин Ямашев, Карим Тинчурин.

Храм Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена

Адрес: ул. Московская, 39

Полуразрушенный храм на Московской — это образец нарышкинского барокко. Его построили в 1739 году на месте деревянной церкви, возведенной во второй половине XVII века. К храмовому комплексу также относят часовню в память Александра III и дом причта. В 1929 году церковь закрыли, затем здание отдали под склад Союзхлеба, а в 1933 году и вовсе разрушили. Пятиярусную колокольню в стиле московского барокко, стоящую рядом, удалось сохранить.

Серая сталинка на Булаке

Адрес: ул. Лево-Булачная, 42

Жилой дом управления Казанской железной дороги построили в 1952 году по проекту архитектора Ахмеда Субаева. Форма здания схожа со стоящим на противоположном берегу Булака жилым домом жиркомбината имени Вахитова.

Здание реального училища

Адрес: ул. Межлаука, 1

Открытое в 1875 году училище разместилось в здании, спроектированном архитектором Христофором Пашковским. Здесь готовили выпускников с естественно-техническим уклоном. Здание состоит из двух корпусов, которые объединяет пристройка с лестницей. Первый корпус в стиле русского классицизма построили в 1830-х годах по проекту Александра Шмидта. В 1875 году его присоединили к новому корпусу училища. Здание, которое венчает купол, имеет Г-образную форму.

Мурал «Быт жителей Казани»

Адрес: уд. Камала, 4

Мурал на здании с глухим фасадом появился в 2018 году, его авторами стали художник Василий LST и участники объединения Supernova Дмитрий Кудинов и Лидия Аверина. Сюжет работы затрагивает период конца XIX — начала XX века, когда расположенный поблизости сад Кирова был Сенной площадью. Мурал, для создания которого использовали исторические снимки того времени, — импровизация: итоговый результат сильно отличается от набросков и характеризуется высокой детализацией элементов. Подробнее о мурале — в материале «Инде».

Дом Фукса

Адрес: ул. Московская, 58

Дом на пересечении Московской и Камала принадлежал ученому, врачу, ректору Казанского Императорского университета Карлу Фуксу. В разные годы его посещали Александр Пушкин, Михаил Сперанский, Александр Гумбольдт, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Николай Лобачевский. После смерти Фукса его вдова Александра продала здание мещанам Николаю Ерлыкину и Прохору Серову.

После пожара 1850 года здание капитально перестроили по проекту архитектора Александра Песке, лишив угловой башни с куполом. Окна на первом этаже получили форму и размеры арочных ниш с обрамлениями, на втором — стали шире. В угловой части здания пробили дополнительный вход. В советские времена облик здания снова подвергли изменениям: оконные и дверные проемы со стороны улицы Московской переделали в витрины. В 2013 году дом Фукса отреставрировали.

Султановская мечеть

Адрес: ул. Г. Тукая, 14

Каменная мечеть, которую возвели на средства купца Зиганши Усманова в 1868 году, обозначает границу Татарской слободы. Первый намаз здесь прочитал богослов Шигабутдин Марджани, он же установил направление на Мекку — кыйблу. Форма минарета Султановской мечети, восстановленного в 1990 году, напоминает дозорную башню и схожа с минаретом мечети Нурулла неподалеку. До середины 1960-х годов здание занимала кожгалантерейная фабрика, а затем помещения профтехучилища.

Здание типографии и книжного магазина братьев Каримовых

Адрес: ул. Парижской Коммуны, 18, 20

В начале XX века печатное заведение братьев Шарифзяна, Мухаметзяна и Хасана Каримовых, заработавшее в 1900 году, было одним из крупных российских мусульманских издательств. До революции здесь выпустили 1700 книг на татарском языке общим тиражом 19 647 076 экземпляров. В 1917−1918 годах в типографии печатали газету большевиков «Рабочий», революционно-демократическую газету «Кызыл байрак» и первую в Казани советскую татароязычную газету «Эш». В 1919 году типографию национализировали, а в 1935 году перевезли в Дом печати.

Сенная мечеть

Адрес: ул. Московская, 74

Мечеть, построенная в 1840-е годы по проекту губернского архитектора Александра Песке на средства купца первой гильдии Габдуллы Юнусова, предназначалась для работников Сенного базара. В 1929 году ее, как и многие другие культовые сооружения в городе, закрыли, а минарет разобрали. В 1990-х мечеть вернули верующим, восстановили и переименовали в Нуруллу.

Номера гостиницы «Амур»

Адрес: ул. Московская, 70

Здание в стиле модерн с элементами готики построили в 1864 году по проекту Петра Аникина. Первый этаж занимали торговые площади, второй и третий — жилые помещения. Сейчас здание пустует. С декабря 1912-го по февраль 1913 года в гостинице останавливались поэт Габдулла Тукай, режиссер Габдулла Кариев и актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. На первом этаже здания располагалась редакция газеты «Кояш», в которой работал секретарем писатель Фатих Амирхан. Подробнее о здании — в материале «Инде».

Номера «Булгар»

Адрес: ул. Татарстан, 14

В трехэтажном здании, построенном как доходный дом купцом первой гильдии Ибрагимом Аппаковым в 1866 году, с 1907 года до самой смерти жил и работал Габдулла Тукай — именно в «Булгаре» он написал «Шурале». Здесь же располагались издательство «Магариф», редакции газет «Эль-Ислах» Фатиха Амирхана и «Юлдуз» Ахметхади Максуди. В преддверии 1000-летия Казани здание задумали отреставрировать, но летом 2008 года номера «Булгар» снесли и на их месте построили ЖК «Татарстан» — новодел, имитирующий фасад исторического здания.

Высотный корпус швейной фабрики № 3

Адрес: ул. Татарстан, 20/39

Здание, построенное в 1987 году по проекту Германа Бакулина, — доминанта перекрестка Татарстан — Тукая. Массивный объем стоит на колоннах высотой два этажа, ленточные окна здания украшены металлическими решетками. К основному корпусу прилегает небольшой глухой объем с узкими окнами — популярный композиционный прием в архитектуре того периода.

Что еще смотреть:

Сад имени Кирова — парк, разбитый на месте Сенного базара, существовавшего здесь в XIX веке. Центр занимает фонтан скульптора Садри Ахуна «Владыкой мира станет труд» — композиция из трех человеческих фигур, символизирующих пролетариат, которые держат в руках земной шар.

Мурал на хозблоке в саду Кирова (ул. Н. Столбова, 2) — работа, оставшаяся в наследие от фестиваля уличного искусства Like It.Art 2012 года. Ее автор — нижегородский художник Никита Nomerz, известный серией муралов с лицами на фасадах зданий и других объектах.

Здание мужской гимназии (ул. Лево-Булачная, 48) — здание XIX века, пережившее несколько перестроек. Боковую часть венчает главка гимназической церкви. В здании учился революционер Николай Бауман.

Галеевская мечеть (ул. Г. Тукая, 40) — в мечети, построенной на рубеже XVIII−XIX веков, молились Габдулла Тукай, Галиаскар Камал, Каюм Насыри.

Восточный клуб (ул. Татарстан, 8) — здание, в котором в 1911−1917 годах давала спектакли татарская труппа «Сайяр» под художественным руководством Габдуллы Кариева.

Здание типографии «Миллят» (ул. Нариманова, 62) — здание начала XX века в стиле эклектики, где выпускали книги для преподавателей и студентов новометодных медресе. Основатели издательства — богослов Галимджан Баруди и предприниматель Ибрагим Идрисов. На фасаде сохранилась историческая вывеска «Типография и словолитня».

Дом купца Садыка Хайбуллина (ул. Нариманова, 48) — затесавшийся среди новых построек деревянный дом на каменном основании, в котором с 1902 года и до самой смерти жил драматург Галиаскар Камал.