Burger
Исследователь криминальной Казани Роберт Гараев: «Если копнуть поглубже, то в каждой семье есть какая-то травма»
опубликовано — 05.11.2020
logo

Исследователь криминальной Казани Роберт Гараев: «Если копнуть поглубже, то в каждой семье есть какая-то травма»

О новой книге на запретную тему

В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Пока она доступна в электронном виде в сервисе Bookmate. Редакторы книги — наши бывшие коллеги: журналист Камиль Асадуллин и главный редактор издательства Individuum Феликс Сандалов. В интервью «Инде» Роберт Гараев рассуждает о причинах, по-прежнему заставляющих молодых людей вступать в казанские группировки, и о том, почему тема «казанского феномена» остается запретной для жителей города.



Роберт, чтобы все наши читатели, кто не так глубоко в теме, сразу же включились в контекст, вы можете назвать причины, почему появляются молодежные группировки?

Первое — это достаточное количество молодежи в городе или населенном пункте. Второе — наличие приехавших, чаще сельских жителей, которые, скажем, поступили в училище или институт. И, собственно, в этих группировках они находят возможность влиться в какой-то коллектив, для них это такой социальный лифт. Потому что другой возможности нет.

Что касается конкретно Казани, важен сам период, в который они возникли — 1980-е. Конечно, первые банды появились гораздо раньше, но распространение получили в годы перестройки — когда социализм сменился на капитализм. Все это базовые вещи, которые можно найти в книге любого социолога.

Про отсутствие социальных лифтов как катализатор девиантного поведения социологи говорят действительно часто: например, Говард Беккер в «Аутсайдерах» рассуждал о том, можно ли восполнить невозможность социальной мобильности чем-то другим. Применительно к Казани — стали ли благоустройство города, доступность занятий спортом, новые культурные институции альтернативой социальным лифтам, а следовательно, неким противоядием от новых или пополнения старых группировок?

Может быть, и стали — это как раз то, что происходит сейчас. К тому же теперь детям не обязательно идти во двор. В 1960–1980-е советский школьник был предоставлен сам себе. Была какая-то продленка, но я по своему опыту помню, что чаще всего после школы я гулял один, а родители возвращались в шесть-семь вечера. И так все мальчики оказывались во дворе. Сейчас ребенок бежит домой, чтобы залечь в свой смартфон, потому что со сверстниками можно общаться в сети. На улице же возникали свои иерархии и законы, порой жестокие.

Но несмотря на цифровизацию, вы пишете о том, что группировки продолжают жить и пополнять свои ряды. В книге есть монолог 22-летнего молодого человека, который вышел из группировки и высказал свое мнение о них. Если резюмировать его слова, он говорит о важности критического мышления. Группировки продолжают пополняться подростками, и это вопрос к кому: к школе, которая не видит реальные настроения учеников, или к родителям, которые определяют детям ориентиры?

Мне не хотелось сваливаться в комсомольский дискурс про нравственные ориентиры, поэтому я предоставил слово самим ребятам. Герой, о котором вы говорите, неглупый мальчик, но его сформировало другое: его отец был авторитетным группировщиком, убивал людей, и этот мальчик жил рассказами о нем. И даже дед состоял в группировке «Павлюхина»: этот герой был группировщиком в третьем поколении.

Я не думаю, что нужно искать решение во взаимодействии детей со школой. Это общемировая проблема. Какой ученик идет поговорить с учителем? Только если это авторитетный и суперталантливый педагог, который может сплотить детей вокруг себя, но это такая редкость.

Важно понимать: хоть в Казани по-прежнему существуют группировки и их достаточно много, но это уже маргинальная история. Для мальчиков, которые думают об учебе или, условно, хотят стать рэперами или блогерами, это неинтересно — и это говорит о выздоровлении ситуации. Все-таки Казань сейчас здоровее, чем Казань моего детства.

В 1980-е же было просто не пройти! Ты постоянно думал об этом — был ли ты участником группировки или не был. Это довлело над тобой.

Еще один тезис, высказанный вашим героем, — большое количество мигрантов из Средней Азии, вступающих в группировки. Есть другие подтверждения этому и видите ли вы в этом некую тенденцию?

Это как раз люди, исключенные из сообщества. Их родители сюда приехали, где-то работают, а у этих мальчиков нет компании, и они идут в группировку, чтобы получить поддержку. Когда я создал паблик «Казанский феномен», общался в комментариях, личных сообщениях, с кем-то созванивался, то подтвердил эту информацию у многих: ребята [из Средней Азии] регулярно сдают в общак, получают поддержку, и для них это социальный лифт — другого лифта им город не предоставляет.

Возможно, это лишь мое предположение, но это не так плохо, что они влились в ту социальную сеть — привычную и понятную нам, как если бы они создали новую организацию и стали источником этнической преступности.

В «Слове пацана» вы пишете, что МВД Татарстана отказалось помочь вам в работе над книгой, — что конкретно вы от них хотели?

Я набрал пресс-секретарю, она попросила перезвонить — я перезванивал несколько раз… С коллегами-журналистами обсудил — говорят, пресс-служба МВД с прессой особо не любит общаться.

Вообще, я не чувствовал, что общественность поддерживает меня в моей теме. Я слышал слова благодарности, но чаще всего меня в чем-нибудь подозревали — участники группировок считали меня ментовским: «зачем паблик завел, зачем тебе фотографии? наверное, сотрудничаешь с ментами?» А взрослая интеллигенция избрала путь замалчивания: «давайте мы забудем это время, зачем ты это ворошишь?» Я не понимаю, и для меня это было неожиданно: я рассчитывал, что люди захотят говорить.

А от МВД мне хотелось получить хотя бы какую-нибудь статистику — она бы мне не помешала в исследовании.




В начале 2020-го слова министра республиканского МВД Хохорина о важности борьбы с группировками и авторитетами растиражировала пресса — объявили чуть ли не год борьбы с организованной преступностью.

Я слушал его выступление, но причины какие-то птичьи — для того, чтобы объявить год борьбы с ОПГ. Не нужно смешивать АУЕ (организация запрещена на территории РФ. — Прим. «Инде») и казанские группировки. Я не знаю о наличии таких группировок в Казани, слышал, что есть в Челнах. АУЕ (организация запрещена на территории РФ. — Прим. «Инде») — это криминальная субкультура, хоть она и запрещена в России, реальных доказательств, что есть какое-то движение, которое собирает с молодежи деньги, а потом посылает в места заключения грев… Это бред. Кому нужна организованная преступность прежде всего? Тем, кто с ней борется. Создается новая структура, бороться с которой легко — через интернет. И не надо ходить куда-то на улицу, морозить себя: заходишь во «ВКонтакте», ищешь ауешников (организация запрещена на территории РФ. — Прим. «Инде»), потом их сажаешь. Непыльненькая работа.

Увлечение блатной романтикой у молодых людей не может быть реакцией на окружающую реальность? Мы по-прежнему в чем-то лицемерное общество, делающее вид, что все в порядке, плюс у нас нет социальных лифтов, о которых мы уже говорили, — не видите вы параллелей между 1980-м и 2020-м?

Да, я вижу, как возвращается этот дискурс и страна скатывается в то, что было тогда. А мир-то стал намного прозрачней, есть альтернативные источники информации, в которых говорится совершенно другое, и это очень похоже на лицемерие. Но кто-то считает, что блатная романтика — это рефлексия по 1990-м, хотя это не так. Ведь надо понимать: 1990-е были бандитскими, а не блатными. Блатное и бандитское — это две вещи, противопоставляющие себя друг другу. Для блатных бандиты — это беспредельщики, не соблюдающие систему понятий, которая зародилась в лагерях ГУЛАГа. А бандиты расцвели в конце 1980-х — начале 1990-х и говорили, что за ними правда, потому что они сильные.

Понятно, что девиантное поведение будет всегда, но что тогда может стать панацеей от вступления молодых людей в группировки — всем нам не быть лицемерами, не замалчивать проблемы, которые, например, ведут за собой невозможность честно зарабатывать достойные деньги или ограничивают в правах?

Получается так. Хотя у меня нет рецепта, как сделать так, чтобы было по-другому, я считаю, что надо начать говорить. Должен быть открытый общественный диалог. Я, как ведущий паблика «Казанский феномен», часто сталкиваюсь с такой проблемой: выкладываешь фотографию, где ребята из какой-нибудь группировки стоят рядком, и пишут их родственники или знакомые с просьбой убрать эту фотографию: этот человек стал чиновником, этот депутатом, тот работает в силовых структурах, и им не хочется огласки... Это все такие глубинные родственно-социальные связи — Казань этим просто пронизана. Смотришь на Казань — она здоровая, красивая, классная, но если копнуть поглубже, то в каждой семье есть какая-то травма: родственник, знакомый, одноклассник или ты сам [были связаны с группировкой]. Об этом надо говорить, это надо обсуждать.

Как думаете, все ли подписчики паблика «Казанский феномен» понимают, что ваш проект носит исследовательский характер, и воспринимают героев ваших исследований только как исторических персонажей?

Подписчиков 26 тысяч, и я не могу говорить за каждого. Кто-то воспринимает это как романтизацию подвигов былых лет. Я время от времени напоминаю, чтобы они читали шапку группы: я занимаюсь исследованием. Да, я выкладываю фото пацанов, а другие пацаны видят своих знакомых, и у них происходит ностальгический всплеск. Это немножко такая торговля ностальгией: а как было тогда? а помните, какая была мода? какие были порядки? Мне, как исследователю, выгодно, когда это вспоминают, — я это не пресекаю. Чтобы люди могли спокойно и открыто со мной говорить, я не должен осуждать, стараюсь быть как можно нейтральнее. У меня главное требование — чтобы общались друг с другом уважительно и никого не оскорбляли. Иногда [в комментариях] начинаются срачи, хотя срачи тоже вещь полезная — по ним можно кое-что сказать о тех людях.

Ну то есть все понимают, что криминал — это не романтика, а боль, смерть и разрушенные жизни, и не находят для себя в паблике кумиров?

Конечно, в основном понимают. Иногда в комментариях под фото с участниками группировки появляется человек, который пишет: «Что эти люди сделали хорошего, почему вы их прославляете? Это бандиты! Они убивали, насиловали и грабили людей!» Я оставляю такие комментарии и смотрю, как реагируют люди: кто-то пишет: «Иди отсюда», другие вступают в диалог и объясняют, что время было такое…

Любого человека, который исследует тему криминала и пишет о нем, можно обвинить в романтизации криминала. Я отвечать за то, кто как воспримет, не могу, но и романтизацией заниматься не хочу.



В книге упоминается история с брендом «Сухая река» бывшего арт-директора «Инде» Анастасии Ярушкиной. Вы все произошедшее как восприняли?

Эта история еще более сложная. Однозначно Настя не романтизировала криминал. Здесь я употреблю слово «хипстеры» — она делала все в хипстерском поле, для людей, которые точно не причисляют себя к криминальным группировкам, и все это было постиронией и десакрализацией. Думаю, такую одежду почти никто не наденет в Казани и не выйдет в ней на улицу — иначе кто-нибудь обязательно подойдет и предъявит за шмот… Я купил несколько вещей и ходил спокойно по Москве. Но когда выложил в группу свое фото в свитшоте «Хади Такташ», мне пришлось тут же отключить комментарии. В Москве же говорили: «Какое красивое слово… А что такое Хади Такташ?», а я отвечал: «Это татарский поэт». Как только ты вытаскиваешь вещь из контекста, она приобретает другое значение. Настя попыталась, и мне эта попытка была симпатична. Но то, как на нее набросились, — мне от этого было очень горько. Защищавших ее было так мало только потому, что не попытались разобраться в вопросе.

Возвращаясь к книге: уже упомянутый нами герой говорит, что предпосылок для исчезновения группировок нет. Объясните?

То, чем зарабатывали группировки в 1990-х, — крышевание и рэкет теперь явно перешло к силовым структурам. Сейчас, если тебе нужна крыша, ты не идешь к бандитам, ты идешь к силовикам. Иметь знакомого или родственника из силовых структур значительно выгоднее, чем бандита. Все поменялось: силовики боролись с группировками и доборолись до того, что [сами] стали группировками.

Роберт, какое будущее у вашего проекта? В конце «Слова пацана» вы говорите о видеоинтервью.

Возможно, я начну заниматься youtube-каналом — некоторые интервью для книги я брал в видеоформате. И это интересно: когда видишь мимику героя, слышишь его речь, интонации или можешь пройтись по улицам города.

На днях у меня родилась мысль, не знаю, буду ли я ее развивать... Я бы хотел написать о том, как все это выглядело с женской стороны. О женах бандитов — они рассказывают самые интересные истории, о женских группировках, о том, что было в 1980-х, — изнасилованиях и правилах, которые касались девушек. Эта тема еще более закрытая, чем тема группировок, потому что если повзрослевшие мальчики воспринимают произошедшее как подвиги юности, то матери, бабушки — они не такие. Сколько бы я ни пытался поговорить, почти все интервью сорвались. Если у меня получится найти женщин, которые готовы со мной говорить, то мы смогли бы рассмотреть «казанский феномен» с другого ракурса.

Мне запомнилась фраза из эпилога: «Индивидуальность важнее выдуманных правил». Когда мы начнем ценить себя и людей вокруг себя, все начнет меняться?

Конечно да. Любому подростку нужно сообщество, чувствовать себя причастным к чему-то важному и интересному. Пока я был в группировке, я не чувствовал, что могу развивать свою индивидуальность. А когда был участником других субкультур, хотя, по большому счету, я был только панком, чувствовал — во всяком случае в форме одежды, которая в 1990-е была способом протеста.

Не каждый человек хочет проявлять свою индивидуальность и кому-то легче быть в сообществе, но быть индивидуальным важно. Для меня — да.

Фото: VK