Burger
Инсайдер. Анонимный организатор концертов — о вкусах казанской публики, иконе в гримерке и ограничениях из-за пандемии
опубликовано — 03.12.2020
logo

Инсайдер. Анонимный организатор концертов — о вкусах казанской публики, иконе в гримерке и ограничениях из-за пандемии

Дистанция, маски, рок-н-ролл

Новый герой «Инде» размышляет о том, как изменилась концертная индустрия в России, почему относительное благополучие Казани плохо влияет на местных музыкантов и чем онлайн-концерты лучше живых выступлений.


Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают «Инде» о жизни и работе. Детали изменены.

О становлении концертной индустрии в России

С детства я интересовался музыкой, в юности начал играть в музыкальных группах. Позже познакомился с группой ребят-единомышленников: вместе играли электронную музыку и в какой-то момент поняли, что нам просто негде выступать. Поэтому решили организовывать концерты и вечеринки сами. Сначала для узкого круга друзей — по квартирам, в каких-то странных местах: сами ставили музыку и выступали с лайвами. Потом в небольших барах и клубах. Со временем начали приглашать на концерты близкие по духу музыкальные проекты, и вот так потихоньку все это начало набирать обороты: стали делать свои мероприятия, которые посещали в разное время от 100 до 500 человек.

Конечно, главные трудности — это финансы. Постоянно не хватало денег на хорошее оборудование, техническое оснащение, но, с другой стороны, на это не особо обращали внимание. Качество было не главное — глаза горели, поэтому и с плохой аппаратурой было все по кайфу.

Но сейчас уровень концертного менеджмента в России и в Казани вырос. Когда я только начинал, была совсем другая конъюнктура: по телевизору или радио сложно было услышать что-то, кроме лощеной перепродюсированной поп-музыки, а интернет еще не получил широкого распространения. Каналов коммуникации было мало: либо передавали записи, либо устраивали вечеринки.

Благодаря интернету в России выросло не одно поколение независимых музыкантов, которым, чтобы быть услышанными, не нужны ни лейблы, ни радио, ни телик. На независимую музыку появился спрос, и вокруг этого постепенно выстроилась мощная инфраструктура: клубы, СМИ, фестивали, комьюнити по интересам. Раньше о таком даже и не мечтали.

Как работа влияет на личные качества

Думаю, моя работа помогла в каких-то коммуникативных навыках. Было много неудач — проще начал их принимать, избавился от завышенных ожиданий, появились самоирония, легкое отношение к разным рабочим задачам. Свободно начал смотреть на многие вещи.

Я рад, когда получается хорошее мероприятие, мне нравится наблюдать за людьми — какие они счастливые и беззаботные на этих ивентах.

Всегда есть доля неопределенности: не все от тебя зависит, даже если ты выложился на все сто процентов. Это не раздражает, а скорее вносит сумбур. К примеру, сделал хорошее промо, с душой вложился в мероприятие, а людей пришло гораздо меньше ожидаемого, ну или не окупил мероприятие. На этой почве стрессы частенько случаются. Еще из-за технических вопросов и сложных райдеров… Человеческий фактор опять же: разногласия, недопонимания или просто непорядочное отношение со стороны некоторых партнеров.

О работе с музыкантами

Почти сразу я понял, что привезти хорошую группу и заработать — это не всегда одно и то же. Сначала возили кого-то за свои деньги и постоянно на этом теряли. Скорее я удивился тому, что на этом вообще можно зарабатывать.

Выбор, кого из артистов привезти, всегда зависит от того, нравится ли его музыка мне; от реальности задачи — иногда очень сложно привезти музыкантов из далеких городов и стран, у кого-то не очень адекватные условия, а при таком раскладе сложно окупить расходы; от бэкграунда — смотрю, какой аудитории артист может понравиться и какое примерное количество этой аудитории можно собрать.

Сейчас у многих независимых артистов большие запросы к качеству организации, звука, света, визуальной части. Странные требования в бытовых райдерах встречаются часто. Например, был артист, который напрочь отказывался выходить на сцену, пока ему не нашли строго определенную марку печенек! Или просили обязательно поставить в гримерку православную икону — и никак иначе. Забавные случаи тоже были, но если начну о них рассказывать, сразу будет понятно, о ком речь.

Случается, что люди пытаются бесплатно попасть на концерт — чаще всего под предлогом того, что хотят взять у артистов интервью или пофотографировать. Иногда бывает такое, что приходят в зал задолго до концерта, прячутся и ждут, надеясь, что их не заметят. Иногда пытаются пройти по фальшивым билетам.

О вкусах публики

Люди в большинстве любят всякое говно, не разбираются в музыке, искусстве (и это, кстати, нормально). Чем сложнее и многограннее музыку сочиняет артист, тем меньше у нее почитателей — как и с любым искусством.

Может, в отдельных случаях какие-то артисты и вправду не очень интересны казанской аудитории, а может, просто мало заинтересованных промоутеров и площадок, готовых принять этого артиста. Но я вижу, как в последнее время картина меняется. Я, как правило, работаю с независимыми артистами, и в этом сегменте все неплохо уже последние несколько лет.

Вкусы публики за годы изменились кардинально. Вообще, если за этим постоянно следишь, то сразу понимаешь, что вкусы меняются непрерывно, каждый год. Некоторое время был запрос на англоязычную музыку, чтобы звучало «как у групп из Европы или из США», что-то более выхолощенное, с вылизанным саундом. Сейчас все изменилось: стали востребованы группы и артисты, поющие на русском (взять тот же русский рэп), какие-то самобытные и причудливые проекты, которые не всегда звучат гладко и соответствуют поп-стандартам, с более лоуфайным звучанием. Вообще, как будто нет больше глобальных трендов. Полно всего, и у каждой музыки находится свой слушатель. И это не может не радовать.

А новым мейнстримом стал рэп, он вовсю влияет на культурно-музыкальные процессы: саунд, мода, дизайн, арт.

О концертных площадках Казани

С большими и малыми площадками в Казани проблем сейчас нет. Скорее не хватает чего-то среднего — человек на 200–300, при этом качественно и современно сделанного, способного удовлетворить запросы более искушенной публики (опрятный интерьер, хороший выбор напитков в баре, удобство зала, качественный звук). Условно, не хватает площадки для артистов уровня «СБПЧ» или Therr Maitz, Антохи MC, Cream Soda. К примеру, «Соль» для них слишком мала, Werk — слишком андеграундный, Bash или Bazzar — напротив, слишком fancy.

О музыкальности города

Музыкальная сцена Казани (как и в России в целом) стремительно развивается, появляется больше оригинальных, интересно звучащих артистов. Соответственно, у публики пробуждается спрос: все чаще проводятся концерты с лайнапами исключительно из локальных музыкантов.

По моему субъективному мнению, чем суровее, беднее город, тем плодороднее почва для появления самобытных артистов. Можно вспомнить мощные движения, которые зарождались в разное время в промышленных городах: Манчестер, Детройт, район Бронкс в Нью-Йорке. Так и у нас с тем же свердловским роком или ижевской электроникой. Не знаю, как точно это работает, но есть ощущение, что ключ где-то здесь. В Казани в последние годы все относительно благополучно, и поэтому люди в целом расслаблены, долгое время не было почвы для возникновения подобных движений — как будто мало вещей вокруг побуждает к каким-то творческим высказываниям. Редкий пример: в свое время была классная отъехавшая казанская группа «7Б», которая была неосознанным ответом на весь беспредел, что творился в 1990-х на улицах в городе. Или та же «СуперАлиса» была ответом на серость, безвкусие и однообразие. А если и есть талантливые артисты, то единицы, и, как правило, достигая определенного потолка здесь, они перебираются в более благосклонную атмосферу (примеры от «ПТУ» до Kate NV). Но время меняется, подрастает молодое поколение с другим — не советским — сознанием, у них совсем другие стимулы и триггеры. И в Казани появляется больше интересных артистов.

Про ограничения, связанные с пандемией

Отчасти эти меры оправданны и могут снизить стремительный рост заболеваемости. Хотя здесь, на мой взгляд, официальные органы тоже подходят очень выборочно. Яркий пример — недавние концерты на больших, тысячных площадках или те же массовые, развлекательные, спортивные мероприятия, на которые власти закрывают глаза. Я не хочу тыкать пальцем, скорее это к тому, что запреты носят довольно условный характер.

В нынешней ситуации люди должны осознанно идти или не идти на концерты, понимая, что подвергаются риску. Я этот выбор сделал, учитывая все обстоятельства: мне важнее заниматься своим любимым делом, работать, и даже если я заболею, думаю, не случится ничего страшного. Ну то есть кто, если не мы! Может, в начале всей этой истории с пандемией был страх и чувствовалась ответственность, мол, не будем подвергать риску других, то сейчас уже гораздо больше знаем врага в лицо, все немного расслабились (местами чересчур), но социальный запрос поменялся. Люди, несмотря ни на что, хотят ходить на концерты, общаться, веселиться, и мы даем им эту возможность. Рисковать или нет — каждый решает сам.

Про онлайн-концерты

Пока это новый формат для нашей публики, мы еще не привыкли, поэтому многие не воспринимают онлайн-концерты всерьез и не готовы платить за это. Я и сам пока не понимаю, чем они могут заменить энергетику танцпола и живой контакт артиста со зрителем. Но онлайн-концерты хороши другим: видишь какие-то детали, близко и четко, что невозможно было бы на живом концерте, плюс слышишь артистов, которых вряд ли послушал бы в офлайне, а еще такие концерты можно потом пересматривать. Многим из моих знакомых, например, интересно смотреть онлайн-концерты на Boiler Room. Со временем это все как-то оформится, появятся свои фишки, и такой формат займет свою нишу. Это уже потихоньку становится частью индустрии.

Про идеальный концерт

Идеальный концерт для меня прямо сейчас — это концерт без ограничений, тот, на котором наслаждаются музыкой, танцуют, трутся друг об друга, целуются и обнимаются.

Иллюстрации: Ксения Шатько