Что снимают молодые режиссёры Татарстана?
В Татарстане ты можешь стать режиссёром в трёх случаях: окончив факультет кино и ТВ в Казанском университете культуры и искусств либо единственную киношколу «Точка.Кино» или опытным путём, изучая, снимая и выпуская фильмы самостоятельно. Журналист «Инде» Айгуль Сабирова поговорила с молодыми режиссёрами, выбравшими один из трёх возможных путей, и узнала, откуда они берут деньги на производство, что снимают и что делают с фильмами потом.
Павел Москвин
Альметьевск — Казань
Летом этого года 24-летний Павел, выпускник, а потом и преподаватель факультета кино и ТВ Казанского университета культуры и искусств, планирует завершить съёмки своего первого полнометражного фильма «Пустота».
― Я придумал «Пустоту» ещё в 2010 году, но тогда она была голым концептом, ― рассказывает Павел. ― Потихоньку я писал историю, превратив её в социальную драму о поствоенном синдроме. В начале 2012-го я встречался с ветеранами боевых конфликтов и брал у них интервью. Хотел сделать из «Пустоты» дипломный фильм. Не сложилось с финансированием. В итоге забросил эту идею, отложив сценарий в долгий ящик. И, знаете, я правильно поступил. Как сказал мне один очень хороший человек, «все события происходят с нами не случайно, а своевременно». Взяв этот сценарий спустя два года, я увидел, насколько он плох. Начал его переписывать. Параллельно запустил подготовительный период к производству фильма. Он продлился год. За это время я многое пережил, многое прочитал. Все эти события помогли мне углубить фильм и сделать его насыщенным. История росла и набиралась опыта вместе со мной. Теперь «Пустота» стала не типичной соцдрамой, а настоящей притчей об искуплении военных грехов. На подготовительном периоде я взял в команду своего талантливого студента на должность оператора (тогда я преподавал в университете культуры), и мы начали разрабатывать визуальный стиль фильма.
Вернувшись с войны домой, молодой солдат получает второй шанс на новую жизнь. Но врубившиеся в память ужасы войны не оставляют его. Всё становится чужим, а главное, общество, в которое он попал, отказывается его принимать...
В августе 2015 года фильм вышел в производство и находится на этом этапе по сей день. Главной проблемой Паша называет финансовую сторону. Пока производственную часть он покрывает собственными средствами, оплачивая аренду оборудования и ставки команды. По его словам, все работают за идею ― и за гроши. Проект уже обратил на себя внимание потенциальных инвесторов и людей, которые могут способствовать его выходу в свет, но проблема финансирования ещё не решена.
― Я ― живое подтверждение того, что возможность снимать кино в Казани есть, ― говорит Паша. ― Главное ― желание и талант. Связи, конечно, тоже не помешают. Но связи и небольшая поддержка появятся, если вы отучитесь в университете культуры.
Трейлер к фильму Павла Москвина «Пустота»
Артур Набиуллин и студия SF
Уфа — Казань
В тёмном коридоре, ведущем в студию SF в здании «Сэлэта», звонким лаем меня встречает Оксфорд ― он стал прототипом главного героя сериала про бигля и его хозяина, который здесь снимают. Основатель студии Артур Набиуллин начинал заниматься компьютерной графикой, спецэффектами и анимацией в 2006-м на известной уфимской студии «Муха». Потом переехал в Москву и «в телек»: работал на Первом на «Больших гонках», реалити-шоу, работал над спецэффектами в «Спасибо, что живой».
― Скоро передо мной было два пути: стать арт-директором в хорошем крупном агентстве или открыть собственное. Я понимал, что организовать своё дело в Москве гораздо тяжелее. А ещё у меня была конкретная мечта, которой я горел: сделать полнометражный мультфильм. Я понял, что если не сейчас, то никогда. И выбрал Казань ― за возможность создать стабильную команду, за близость к родной Уфе и Москве.
Первый год собранная в SF команда дизайнеров, аниматоров и цифровых художников училась, как не надо работать в Казани. Зато теперь ребята заняты в четырёх крупных проектах: сотрудничают с ИТИС (КФУ) на проекте для Болгара, делают музейный проект и снимают мультсериал про пса и его хозяина, а в мае приступают к съёмкам полнометражной исторической комедии.
― Для меня это будет странный опыт. Я понимаю, что буду снимать как аниматор. Возможно, это будет близко к тому, что делают Андерсон и Бартон. Мне нравится, когда в полнометражном игровом кино, как в мультфильмах, есть гротеск, когда переигрывают. Сейчас я перестраиваю себя на то, чтобы думать как кавээнщик, ищу гэги, шутки. Рассмешить людей очень тяжело. И по поводу каждого эпизода я говорю, что надо делать смешнее, ещё смешнее.
У мультсериала и полнометражного игрового кино один и тот же инвестор. По словам Артура, и то, и другое не требует огромного бюджета.
― Мы же не в Голливуде: деньги не такие большие, так что мы сидим и придумываем, как сделать то, что мы хотим, опираясь на возможности, которые есть у нас. Отсутствие бюджета требует неординарного подхода. Но у нас так: вот работа, её и работай.
Трейлер к интерактивной системе презентации в музеях «Тарих»
Тизер к сериалу «Книга мира»
Киношкола «Точка.Кино»
На освещённом пятачке амфитеатра в «ДК 21» на стуле сидит молодой человек, у него связаны руки, а рот заклеен скотчем. Вокруг него ходит девушка в чёрном и с ножом. Так проходят съёмки актёрского монолога Аскара Каримова, который учится на режиссёрских курсах киношколы «Точка.Кино». Начинающий режиссёр долго настраивает свет, меняет точки съёмки. В итоге съёмка восьмиминутного ролика по бунинскому «Незнакомому другу» занимает два с половиной часа.
В это время я разговариваю с потенциальными режиссёрами о будущем. В апреле им надо сдавать дипломный проект: короткий фильм, для которого они сами напишут сценарий, найдут актёров, который сами снимут и смонтируют. У половины из них уже есть задумка, другие пока в поиске истории.
Неля Гаряева-Вильданова, пять лет назад основавшая «Точку.Кино», считает, что основная проблема ― отсутствие не бюджетов или опыта съёмок, а идей.
― Сейчас можно снимать дёшево, хоть на телефон, возможностей масса. Проблема в идеях и сценариях. Пока мы молоды, пока на нас не давят продюсеры с бюджетами, есть поле для эксперимента. Недавно я собирала на «круглом столе» молодых режиссёров, операторов, звукорежиссёров, актёров, за плечами которых по одной-две короткометражки и клипы, и предложила объединить усилия. К апрелю мы запланировали выпустить альманах из нескольких короткометражек на одну тему. Пока каждый думает над своим фильмом.
Алексей Матросов, один из учредителей SpotMakers, а сейчас оператор на вольных хлебах, преподаёт ученикам киношколы операторское мастерство. Отсутствие съёмок в Татарстане он называет одной из главных проблем для молодых режиссёров:
― У ребят нет возможности посмотреть, как снимают кино, провести время на съёмочной площадке. И это общая беда. Я бы мог взять их к себе, но что им, смотреть, как снимаются презентационные производственные ролики?
С теми, кто продолжает снимать, Алексей пересекается уже на съёмочной площадке. Ренат Каримов, который учился в киношколе в прошлом году, обратился к нему с предложением снять фильм про двух братьев, один из которых возвращается в родной город из Москвы.
― На каждое занятие школы Ренат приезжал из Челнов. В отличие от других, он потратил большое количество денег и времени на съёмку: вложился в технику, договаривался о локациях, то есть взял на себя роль продюсера. Возможно, это и стало залогом успеха его фильма, который он сейчас активно фестивалит. Часто молодые режиссёры снимают наскоком, импровизируют, и ничего хорошего из этого не получается.
Трейлер к короткометражному фильму Рената Каримова «Братья»
Марат Гатин
Казань
Фильм «Часовщик» Марата Гатина был включён в программу короткого метра Х Международного фестиваля мусульманского кино. Позже он представлял его на VII фестивале «Арткино» в Москве и VI фестивале «Шорты» в Туле, прошёл отбор в кинолабораторию Сокурова.
Короткометражка стала дипломной работой Марата в киношколе «Точка.Кино». По правилам школы, выпускник берёт на себя функции не только режиссёра, но и сценариста и оператора. В главной роли снялся народный артист РТ, актёр ТЮЗа Александр Купцов. Музыку к фильму Марат и Валерий Коротков записали в студии буквально за пять часов. Всё это было в 2014 году. Сейчас Марат работает режиссёром в лаборатории Sellout Sport System, параллельно делая проекты со SpotMakers. Пока следующая короткометражка планируется, Марат занят в съёмках рекламных и промо-роликов:
Промо-ролик для «Динамо-Казань» «Волейбол спасёт мир»
Социальный ролик про нормы ГТО
Короткометражный фильм Марата Гатина «Часовщик»
Клип «Заводного апельсина», режиссёр Марат Гатин
Фото: Даша Самойлова