Возвращение Йусуфа: в театре Кариева показали постановку по мотивам знаменитой поэмы Кул Гали
Год назад в Казани прошла серия перформансов «Кыйссаи Йосыф», основанная на одноименной поэме Кул Гали. Участники творческой лаборатории, изучив за год произведение и вдохновившись разными его отрывками, представили свои проекты о голоде, слезах, открытости и на другие темы. В этот раз премьеру, посвященную «Сказанию о Йусуфе», 15 июня представил Татарский ТЮЗ. Почему к фигуре пророка обращаются вновь, в чем актуальность инсценировки и как актеры учились выражать поэтическое через пластическое — читайте в материале «Инде».
15-го и 16 июня в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялись премьерные показы «Йосыфа». Спектакль — один из финальных в этом сезоне, но приурочен к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и призван популяризировать татарскую классику. Грандиозный повод и глобальная цель соответствуют значимой фигуре пророка Йусуфа.
Вместе с ним зрители в течение полутора часов переживают предательство братьев, разлуку с отцом, продажу в рабство, клевету Зулейхи и заточение в темнице. Сцены предваряют песнопения женского хора, прославляющие Аллаха и напоминающие о смирении.
Главную роль в постановке сыграл Ильсаф Назипов. Йусуф в его исполнении предстает пустым сосудом, который хоть и наполняется с каждым новым испытанием, но всегда оставляет в себе место для воли и милости Аллаха. Пожалуй, ключевое в постановке — очеловечивание Йусуфа. Мы видим, что шайтан искушает не только окружение главного героя, но и его самого.
Темные силы в исполнении Альбины Нугмановой выглядят эффектно за счет пластики актрисы и сценических приемов. Зловещие сети предстают в виде темной ткани, которая окутывает героев и даже ослепляет. Конечно, всем, кто смотрел «Люди / Адәмнәр» Ильгиза Зайниева, образ Альбины Нугмановой напомнит ее тезку из театра кукол Альбину Шагалиеву. Там голод манипулирует людьми так же, как это делает шайтан в «Йосыфе».
Почему из всех литературных и исторических персонажей театр обращается именно к Йусуфу? На вопрос «Инде» ответили режиссер спектакля, главный режиссер театра Кариева Ренат Аюпов и хореограф Марат Казиханов.
Ренат Аюпов
режиссер
Я считаю, что сейчас настало время, когда исчезают герои и патриотический дух. Под патриотическим духом я имею в виду сохранение семьи, любовь, веру. Нет их, нет и героя, или, как мы говорим по-татарски, «каһарман». Среди молодежи тоже нет лидера и героя. Йусуф — не только поэтический образ, связанный с Библией и Кораном, это еще человек, который сохранил в себе веру во время испытаний. Пускай это литературщина в хорошем смысле, но, думаю, для молодежи посмотреть спектакль будет очень интересно и актуально.
Марат Казиханов
хореограф
К «Сказанию о Йусуфе» всегда обращались творческие люди. Театры тем более не первый год ставят, ведь это одна из монументальных татарских исторических поэм. Если сравнивать, то со «Словом о полку Игореве», которое также все знают и читают. Я сам за этот год в третий раз встречаюсь с Йусуфом. Сначала я показал перформанс «Таш баш» на Кабане, потом совместно с ребятами в MOÑ представили Nafs, а в третий раз меня пригласили поработать с актерами как хореографа уже в театр Кариева.
Если смотреть на наше время, то для меня лично актуальность сказания в религии, исламе, вере. У человека должна быть вера в Бога, Аллаха, источник света. Сейчас люди сами создают богов, только это блогеры с большим количеством подписчиков. Люди молятся на них, а они могут манипулировать ими и их сознанием. Люди идут не в мечеть и не в церковь, а в Instagram* и Facebook** и ищут истину там.
Если вы читали «Сказание о Йусуфе», то знаете, что люди видели Йусуфа и сходили с ума от его чистоты и света. Женщины от его красоты резали себе руки. Произведение очень жестокое на самом деле. В нем много как добра, так и тьмы. У меня откликается то, что люди сходят с ума, теряют разум, как и в наше время, когда видят идолов.
Конечно, невозможно поставить на сцене театра всю поэму Кул Гали или 12-ю суру Корана (именно в ней рассказывается о жизни пророка). Режиссер Ренат Аюпов к этому и не стремился.
Ренат Аюпов
режиссер
Мы не можем показать всю историю, потому что в ней очень много поэтического. Поэтому хореографу Марату Казаханову я поставил задачу передать смыслы через тело и пластику. Актерам нужно было заново лепить себя, заново ощущать свою пластику, тело и мимику. Уже потом я вкраплял поэму, диалоги, предлагаемые обстоятельства. Больше всего времени занимали тренинги по освоению тела самого спектакля и ощущению тела в этом материале.
Марат Казиханов
хореограф
Актеров необходимо было взбодрить, разбудить в них дух танцоров, чтобы они почувствовали и полюбили свое тело. Я хотел, чтобы они дали воздуха своему телу, а спектаклю — телесности. Для актеров это стало погружением в лабораторию, на протяжении полугода мы вместе работали. Порадовало, что им стало действительно интересно принимать участие, все с удовольствием погружались в телесные практики. Для меня как хореографа это был необычный опыт. Как правило, я работаю с профессиональными танцорами и ставлю для них. А тут как постановщик я думал, как могу свой опыт хореографа применить с актерами драматического театра. В целом, мне кажется, я с этой задачей справился.
Антураж спектакля «Йосыф» отсылает нас к первоисточнику. В дни премьеры в фойе можно было увидеть иллюстрации к произведению Кул Гали, выполненные студентами КХУ им. Н. Фешина. Если сон Йусуфа об 11 звездах, луне и солнце нарисован гуашью на бумаге, то серьги Зулейхи изображены как кожаная мозаика. Сакральность произведения отображают старинные издания поэмы, которые вместе с художественными работами выставлены в холле.
На сцене, как и в фойе, много зерна, символичного не только для сказания, но и в разных культурах. По словам режиссера, использовать в постановке пшеницу, натуральные войлок и ткань предложил художник Игорь Капитанов. «Потому что это материал о живом человеке, это не сказка», — считает Ренат Аюпов.
Посмотреть спектакль «Йосыф» в следующий раз можно будет уже осенью. Но вы еще успеваете оценить другую премьеру этого сезона — «Алтынч[ае]ч», о которой «Инде» писал в начале года.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра им. Г. Кариева
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена
**Facebook — деятельность на территории РФ запрещена