Сделай сам. Как любому человеку самостоятельно организовать домашнюю выставку — инструкция от «Инде», Tele2 и ЦСК «Смена»
В 1968 году Энди Уорхол написал в программе своей выставки для музея современного искусства в Стокгольме фразу «В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут». Примерно в то же время левый латиноамериканский режиссер Аугусто Боаль придумал уникальную концепцию социального форум-театра: в нем актеры разыгрывали на сцене конфликты «угнетаемых» и «угнетателей», а зрители выходили на сцену прямо во время показа и предлагали варианты решения этих споров. XX век сильно поменял представления людей разных политических взглядов об искусстве: теперь художником мог стать каждый, а границы между повседневной жизнью и искусством стерлись.
«Инде» и Tele2 продолжают верить в это в XXI веке и запускают в Казани проект о социальном искусстве «Сделай сам». Сотовый оператор выступает за то, чтобы современное искусство стало доступнее, — поэтому создает для абонентов возможности познавательного досуга. А совместно с «Инде» в серии материалов с разными городскими культурными институциями попытается разобраться, как собрать с друзьями документальный спектакль, организовать собственную квартирную выставку и отреставрировать любимую старую книгу.
Для первого текста нового цикла мы поговорили с художником и куратором Артуром Голяковым и узнали, что может помочь организовать домашнюю художественную экспозицию и зачем это вообще стоит делать. Предлагаем читателям последовать инструкции и сделать Казань немного интереснее на ультралокальном уровне — о самых интересных опытах мы обязательно расскажем в «Инде». Только не забудьте написать о себе нашему боту @indewatch_bot в Telegram.
Что важно знать о традиции домашних выставок?
Первый всплеск социального искусства в России произошел еще в начале прошлого века — сразу после Октябрьской революции. Вдохновленные левыми идеями художники, писатели и режиссеры стремились включить рабочего человека в арт-процесс, а последний, в свою очередь, крепко связать с пролетарским бытом. Необходимость диалога через совместное творчество пересилила авторитет академизма: так появились передвижные выставки и массовые площадные спектакли.
Период этот, тем не менее, продлился недолго, и традиция домашних экспозиций связана уже совсем с другой эпохой — когда у художников не было возможности выставляться в официальных институциях и они собирались в квартирах друг друга, чтобы показывать свои работы. Первая полноценная подобная выставка состоялась в 1956 году у Владимира Слепяна — с работами Олега Целкова. А в квартире пианиста Святослава Рихтера дважды выставлялся нонконформист Дмитрий Краснопевцев. Все эти события 1950−1970-х годов были относительно спонтанными и редко осмысляли саму форму экспозиции: художники использовали жилые пространства скорее от безысходности, чем из желания самовыразиться через них.
Дмитрий Краснопевцев, 1975 год
Святослав Рихтер и Дмитрий Краснопевцев на выставке в квартире на Малой Бронной, 1975 год
В 1982 году вышедший из знаменитой группы «Коллективные действия» Никита Алексеев решает основать первую в СССР неофициальную галерею АРТАRТ — и делает это в собственной однокомнатной квартире. На первой же выставке художники заставили работами все жилое пространство, кроме санузла и кухни. Но что гораздо важнее — они сами придумали себе место, чтобы в нестандартных условиях вырабатывать новые принципы организации выставок.
Похожий, но чуть иной формат демонстрации искусства существовал и за пределами СССР — когда художники или кураторы устраивали офсайт-экспозиции в холодильниках, гостиничных номерах, гаражах и где угодно вне галерей. И продолжается до сих пор: например, художник Филип Хинга из Нью-Йорка проводил выставки в подвале дома своих родителей, а позже — в кошачьем домике у себя в квартире.
Зачем лично мне создавать свою выставку?
Художника аргентинского происхождения Рикрита Тиравания прославил проект с полевой кухней, на которой люди готовили и ели лапшу. Смысл его искусства заключался в том, чтобы собрать людей вместе и предложить им повод для общения. Рикрит придумал, как объединить незнакомых людей, — но такие же художественные практики могут помочь вам лучше понять и знакомых. Выставка может стать способом осмысления жизни или разделения с окружающими пережитого опыта: например, свадьбы, окончания института, смерти домашнего питомца. Экспозиция может состоять из предметов, кажущихся невыдающимися с художественной точки зрения, — но при этом стать хорошим пространством для рефлексии или простых добрых встреч. А может, в конечном счете и приведет вас на путь художника или художницы.
Кажется, домашняя выставка — важный и нераскрытый пока социальный инструмент. Вроде тех же PowerPoint-вечеринок, которые были популярны относительно недавно по той же причине.
Проект Рикрита Тиравания в Нью-Йорке в 1990 году
Проект Рикрита Тиравания в Нью-Йорке в 1990 году
Проект Рикрита Тиравания в Нью-Йорке в 1990 году
Артур Голяков
художник и куратор
Важно разделять: либо ты делаешь «по фану» некую забаву с друзьями, либо создаешь свою официальную первую выставку — тогда к этому нужно относиться очень серьезно. Тот же Филип Хинга тому пример: вроде кошачий домик стоит недорого и выглядит забавно, но у проекта есть сайт, и автор всегда делает пресс-релизы к новым выставкам.
С чего начать?
У выставки должна быть тема, но необязательно одна. На раннем этапе сложно избежать трендов, более того — ими стоит пользоваться. Понятная и актуальная форма — хороший способ понять, что именно вы хотите выразить. Или — как все устроено и как к разным творческим решениям пришли другие художники.
Если вы когда-то занимались творчеством, то, опираясь на свои предыдущие работы, точно сможете создать новые. Допустим, вы работаете над выставкой в одиночку — тогда составьте список с волнующими темами, подборкой ассоциаций и опирайтесь на него. Если вам помогает группа друзей или соратников по интересам — назначьте встречу и обсудите, кому и что интересно в вашем коллективном проекте. Причем фигура учителя или ментора здесь совсем не обязательна: организуйте разговор в формате ридинг-клуба, только без книг. Обсудите и попытайтесь понять ваши желания и представить ощущения, которые хотите получить.
Артур Голяков
художник и куратор
Можно также попробовать написать текст, который станет работой выставки: например, начав с какой-то цитаты из книги. Еще классный подход — выбрать фильм и сделать выставку по нему. Пусть даже по «Трансформерам»! Попытайтесь превратить проект не просто в иллюстрацию или пересказ, а в нечто, заставляющее зрителей подумать о чем-то по-другому.
Самое важное, чтобы все было оправданно: когда темы нерелевантны для времени и среды, в которой выставка существует, она вызовет сомнения и будет выглядеть поверхностно. Художник (это вы!) должен говорить и творить о том, из-за чего не может спать. И помните: сегодня искусство не ограничено рамками ГОСТов. Если это домашняя выставка, иногда достаточно того, что она приятна участникам и гостям, которые пришли.
Как подобрать пространство?
Более опытные кураторы и художники могут заигрывать со сложным пространством, чтобы искусство было едва заметно. Но на этапе первых проб не должно быть ничего лишнего. Вам вряд ли подойдет кафе — в них и так много плакатов, меню и другого визуала. В квартире также лучше снять картинки и фотографии со стен, которые не нужны в вашей экспозиции, убрать по возможности предметы интерьера. Или попробовать акцентировать и выделить при помощи света объекты, которые были сделаны для этой выставки.
Артур Голяков
художник и куратор
Есть понятие white cube — это галерея, в которой свет не искажает цвета, он не теплый и не холодный. Объекты, висящие на стенах в таком пространстве, практически не отбрасывают теней. Но так как мы говорим о домашней выставке, можно пользоваться подручными способами. Это могут быть настольные лампы, софиты, гирлянды и фонарики. Их можно поставить прямо под работы, рядом или напротив — как угодно. В зависимости от того, хотите вы, чтобы все детали считывались как искусство или чтобы это превратилось в осложненную игру.
Лучше начать с небольшого пространства — одной комнаты, душевой кабины или шкафа: вытащить всю одежду, освободить полки и расставить на них свои объекты. Тогда ни у кого не будет возникать вопрос: а где, собственно, здесь искусство? На пестрые стены или детальные обои лучше вешать максимально лаконичные, простые рисунки: белая картина на светлом и цветном фоне работает по-разному. Обратная ситуация — допустим, с побеленным пространством.
Если вы хотите сделать выставку на всю квартиру — это уже следующий этап, требующий большого опыта и определенного количества зрителей. В таком случае вам придется разработать динамику передвижения. При совместной работе с друзьями можно сделать серию офсайт-выставок: например, сегодня в квартире одного из участников, в следующий раз у другого на даче, в гараже, парке. Рассчитывая на аудиторию вне своего круга, сразу подумайте о соцсетях и названии.
Еще можно сделать карту развески. Хотя бы вручную нарисовать схему помещения, отметить цифрами каждую работу, а сбоку пронумеровать и подписать: имя и фамилия автора, название, год создания, материалы и размеры.
Где можно рассказать о выставке?
Первую выставку можно сделать исключительно для родных, друзей и знакомых: пригласить их лично, с помощью звонка, сообщения в мессенджере с точными датой и временем. Или создать сообщество в любой из социальных сетей, попросить людей заполнять заявки, а затем отбирать и приглашать тех, кто вам симпатичен.
Подобный опыт был у тюменской квартирной галереи «По домам». Проект книжного магазина «Никто не спит» предлагал сделать из своей квартиры галерею или музей на один день. Всем желающим посетить выставки нужно было предварительно зарегистрироваться и выбрать удобный для себя маршрут передвижения по локациям — сам вход организаторы сделали бесплатным.
Чем вдохновляться: подборка от Артура Голякова
Еще один проверенный способ вдохновиться — стать абонентом Tele2 и отправиться на действующую выставку в «Смене» со скидкой 50%. Абоненты оператора получают скидки и кешбек на товары и услуги от разных компаний — в том числе из сферы культуры. Tele2 ориентируется в трендах и предлагает то, что пользователям действительно интересно, важно и полезно.
Реклама. Рекламодатель ООО «Т2 Мобайл». ИНН: 7743895280. Erid: 2Vtzqw3wkdd
Обложка: Giphy.com; фото: 1 — Музей современного искусства «Гараж»; 2 — Игорь Пальмин; 3 — Игорь Пальмин; 4−6 — Gavinbrown.biz; 7−17 — Moi-portal.ru; 18 — Сatboxcontemporary.com; 19 — Kubaparis.com; 20 — Darkzone.us; 21 — Kubaparis.com; 22 — Tzvetnik.online; 23 — Interiorandthecollectors.com; 24 — Lucybull.com; 25 — Ofluxo.net; 26 — Instagram*; 27 — Instagram*; 28 — Instagram*
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена