Burger
Исчезнувшее и вновь открытое: искусство столетней давности на выставке «Авангард. На телеге в XXI век»
опубликовано — 16.07.2024
logo

Исчезнувшее и вновь открытое: искусство столетней давности на выставке «Авангард. На телеге в XXI век»

Найденное в Вятской губернии

В музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Выставочный проект посвящен художественной жизни 1910–1920-х годов и основан на захватывающей истории перемещения произведений искусства вдали от столиц. Собрание картин и скульптур из региональных музеев реконструирует стилистическое разнообразие искусства начала XX века.

Пользуемся поводом и рассказываем о реалистическом искусстве, авангарде и абстракции на примере Николая Фешина, Александра Родченко, Василия Кандинского и многих других художников — всех тех, чьи работы можно увидеть в выставочных залах Присутственных мест до 12 января 2025 года.


«Авангард. На телеге в XXI век» — реконструкция третьей передвижной выставки 1921 года, показанной в Советске и Яранске тогда еще Вятской губернии. Кураторы проекта, Анна Шакина, Андрей Сарабьянов и Ильдар Галеев, атрибутировали уже забытые произведения, представляющие срез актуального искусства столетней давности. Впервые выставка была показана в Ельцин-центре в 2020 году, затем в Кирове в 2021-м, Музее русского импрессионизма в 2022-м и в 2024-м наконец приехала в Казань.

Ильдар Галеев

куратор выставки «Авангард. На телеге в XXI век»

Авангард — передовой отряд всего, о чем бы вы ни подумали. То, что ломает привычные представления, разрывает границы и доставляет тем самым удовольствие людям. Он связан с опровержением, отрицанием всего, что сделано до, и с обращением взора вперед. И если исходить из этой формулы, то на нашей выставке авангард выражен через философию и идею репрезентации. Мы попытались сделать невидимое видимым, говорить при этом на понятном и демократичном языке.

Многие работы выставляются впервые после 1921 года, а имена некоторых художников вновь открыты для зрителей и искусствоведов. Эта экспозиция — пример исследования в процессе. Кураторы продолжают связываться с региональными музеями и на основе сохранившегося слепого каталога собирать картины и скульптуры. Выставка состоит из трех разделов: «Реалистическая традиция», «Абстрактный метод» и «Авангардный поиск». Такое соседство разных направлений было очень смелым шагом для организаторов третьей передвижной выставки 1921 года. Ими выступили Евгений Медведев, заведующий Советским райподотделом, и Сергей Якимов, школьный работник.

Анна Шакина

куратор выставки «Авангард. На телеге в XXI век»

Надо сказать, что у кураторов той выставки был современный подход к продвижению: они делали рекламу и маленькие каталоги, куда записывали всех художников. Выставка пользовалась успехом, на нее сходила практически половина населения Советска. Жители соседних сел даже писали устроителям с просьбами продлить часы работы. Нам как кураторам представляется, что творчество Фешина и Штеренберга, возможно, привлекало зрителей больше, чем работы Родченко и Кандинского.

В дореволюционной России Вятская губерния была значимым регионом страны. В слободе Кукарка (после 1919 года — Советск) можно было встретить каменные здания и центры культуры, в одном из которых работал Евгений Медведев. Весной 1920 года он собрал первую выставку, состоящую из работ местных художников, осенью пригласил казанских мастеров, и к 1921-му ему удалось создать экспозицию из 322 произведений 50 авторов, включающих живопись, графику и скульптуру, из Вятки, Москвы и Петрограда, Нижнего Новгорода и Казани. Именно этой выставке предстояла поездка по семи городам: Советску, Яранску, Царево-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску и Вятке. Однако из-за погодных условий и отсутствия денег проект был показан только в Советске и Яранске.

Масштабным планам не было суждено сбыться еще и потому, что во второй половине 1920-х советская власть взяла курс на понятное искусство, отражающее жизнь и ближайшее светлое будущее, — социалистический реализм. Авангардные работы прятали в запасниках, а сотрудники региональных музеев регулярно получали рекомендации по уничтожению данных произведений. Стилистическое разнообразие, ярко представленное на передвижной выставке, больше не привлекало власть.

Андрей Сарабьянов

куратор выставки «Авангард. На телеге в XXI век»

Начиная с 1930-х и до середины 1950-х из министерства культуры в музеи приходили приказы об уничтожении авангарда. Скорее всего, это были какие-то телефонограммы, потому что ни в одном архиве мне пока не удалось найти документы. Возможно, люди чувствовали, что совершают культурное преступление.

Многие художники оказались забыты, а их работы хранились в ненадлежащих условиях. Кураторы проекта «Авангард. На телеге в XXI век» реставрировали многие картины и переоткрывали имена. Среди таких, например, Георгий Лазарев, Леонид Плетнев и Сергей Колесников.

Анна Шакина

куратор выставки «Авангард. На телеге в XXI век»

В 1965 году забытые картины были переданы в Вятский художественный музей из Яранского краеведческого музея. С этого момента началось исследование тех работ, которые были показаны на выставке. Нашлись каталоги, по номерам на оборотах картин сопоставлялся перечень тех, которые могли участвовать в выставке.

Евгений Медведев подошел к подготовке передвижной выставки в начале XX века очень тщательно: выпустил каталог, где дал определение терминам «искусство» и «абстракция», понимая, что на событие может прийти неподготовленный зритель. Он обратился в Казань, которая в то время была условным «центром абстракции», и в Музейное бюро в Москве с просьбой предоставить работы. В экспозиции можно было увидеть произведения Николая Фешина, Ильи Машкова, Александра Родченко и Василия Кандинского.

Художники реалистичного метода искали новые приемы, которые могли бы обогатить их способы фиксировать действительность. Большое влияние здесь оказывала Казанская художественная школа в лице Николая Фешина, который писал живописно и свободно. На передвижной выставке были представлены его ранние работы, среди которых «За самоваром. Портрет О.М. Ясеневой» 1913 года и «Ранняя весна» 1918-го. Фешин накладывал краску мастихином, иногда заглаживая ее пальцем, поэтому в его произведениях ощущается телесность. Он известен в основном как портретист — тем уникальнее видеть его пейзажи.

Среди учеников Фешина на выставке экспонировали работы Василия Тимофеева. Его «Голова женщины» 1920 года написана под влиянием импрессионистической живописной манеры. Для фона художник выбирает широкие и свободные мазки, а модель изображает с реалистической точностью. Позже Тимофеев все больше будет уходить в реализм и запомнится благодаря работам на исторические и военные темы, а также изображению монументальных трудовых сцен на заводах и фабриках. Также стоит упомянуть Сергея Вшивцева и пейзажиста Николая Белянина — художников, которые после окончания Казанской художественной школы вернулись жить и работать в Кукарку и вместе с Евгением Медведевым организовывали выставки.



Николай Фешин. «За самоваром», 1913



Николай Фешин. «Портрет Марии Евлампиевой», 1914

Среди мастеров реалистического метода встречаются и те, кто вдохновлялся модерном, — например, Алексей Столбов. Он учился в Петербурге, в училище технического рисования барона Штиглица и рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. На выставке можно увидеть его портрет женщины-птицы, отсылающий к «Царевне-Лебеди» и «Демону» Михаила Врубеля. Некоторых художников интересовали декоративное искусство и народная культура. В натюрморте «Декоративный мотив» 1917 года Леонид Плетнев соединяет севернорусские и татарские предметы прикладного искусства.

Авангард представляли Илья Машков, Константин Чеботарев и Александра Платунова, Александр Древин и Василий Чекрыгин. Всех этих художников объединяли эксперименты с формой. Илья Машков столкнул французский фовизм, его яркие цвета и примитивистскую пластику с тонким взглядом на декоративно-прикладное искусство, представив на выставке «Пейзаж (Мотив подноса)» 1911 года и «Портрет Евгении Ивановны Киркальди» 1910-го. Яков Тугендхольд, критик и искусствовед, в «Заметках о современной живописи» писал: «Только Москва с ее сочною пестротою и вместе с тем с ее Щукиным и Морозовым могла породить „Бубновый валет“ с его охотнорядским культом снеди, с его преувеличенными размерами людей и вещей, с его портретами, в которых столько же от лубка и вывески, сколько от сезанновских моделей». На выставке можно увидеть и ученика Машкова — Георгия Лазарева, который представил в 1920 году работу «Лежащая женщина». Художник изобразил обнаженную натуру, чем шокировал и одновременно заинтересовал зрителей. К сожалению, творчество Лазарева слабо изучено, до нас дошли только четыре его картины.

Отдельно стоит сказать о лидерах казанского авангарда: Константине Чеботареве и Александре Платуновой, учениках Николая Фешина. Чеботарев представил для выставки акварель «Святая Троица», написанную в процессе иллюстрации православного догмата в 1918 году. К этому моменту художник уже создал одну из своих самых важных работ — «Красную армию», организовал первое авангардное объединение в Казани «Подсолнечник». В «Святой Троице» он изобразил триединство Бога в окружении серафимов. Исследователи видят в этой работе духовную рефлексию художника в переломную революционную эпоху. Тема религиозных исканий на передвижной выставке также встречается в серии Василия Чекрыгина «Воскрешение мертвых».

Ильдар Галеев

куратор выставки «Авангард. На телеге в XXI век»

Во время передачи нам работ Константина Чеботарева Третьяковской галерее пришлось размонтировать их. Оказалось, что в одной из них был совершенно неизвестный холст Александры Платуновой 1921 года, что для нас очень ценно.

Среди произведений Платуновой выделялась работа «Татарские женщины» 1921 года. Художница обращалась к гендерной тематике довольно часто и изображала активных женщин, участвующих в общественной жизни, например, в более поздних полотнах «Трактористки», «Собрание текстильщиц» и «Общественное собрание». Эта тема интересовала и Николая Синезубова, который выбирал для картин сюжеты, связанные с жизнью городских низов. Его работы пронизаны камерностью и некоторой тревожностью.

Кульминацией передвижной выставки стало абстрактное искусство — в том числе Василий Кандинский. В его работах уже была видна система художника, основанная на трех типах абстрактных картин: «импрессии», «импровизации», «композиции». Интересна история переоткрытия безымянной работы 1915 года: в 1966-м ее случайно обнаружила Анна Шакина, тогда — сотрудница Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, при исследовании рисунка Василия Чекрыгина «Сцена в поле». Оказалось, что подписанная акварель Василия Кандинского — эскиз к его живописной работе «Композиция. Красное с черным».

Если Кандинский писал, опираясь на фантазию и ассоциативное мышление, то «амазонки авангарда» — Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александра Экстер — наследовали французскую кубистическую традицию, вдохновляясь Пикассо, Браком, Глезом и Метценже. На выставке был показан «Городской пейзаж» Александры Экстер 1916 года, представляющий собой сложноорганизованные формы, соединяющиеся в подобие орнамента. А Ольга Розанова в серии «Игральные карты» выразила интерес авангардистов к городскому фольклору и свое увлечение гаданиями.

Ученики Казанской художественной школы, Александр Родченко и Варвара Степанова оперировали термином «беспредметность», которым описывали «движение духа» и борьбу с «материализмом предмета». В манифесте «Динамизм плоскости» 1918 года Родченко заявлял: «Проектируя отвесные плоскости, записанные подобающим цветом, и пересекая их линиями глубинного направления, открываю, что цвет служит только как условное средство отличить плоскости, как одну от другой, так и от показателей глубин и пересечений. Строя проекции в овалах, кругах, эллипсах, часто отличаю цветом только края проекций, чем явно подчеркиваю ценность проекций и цвет, как вспомогательное средство, а не цель. Упорно изучая проекцию в глубину, высоту, ширину, открываю нескончаемую возможность построений за пределы времени. Работая таким образом, я называю свои последние произведения „композициями движений окрашенных проектированных плоскостей“». Материальное воплощение этих идей можно было увидеть в «Беспредметной композиции (на желтом фоне) №8».

Варвара Степанова исследовала фигуру человека в движении и в 1919−1920 годах создала большой цикл «Фигуры». Стоит отметить, что работы этого периода — большая редкость, поскольку представляют собой ранний период творчества художницы.


Выставку-реконструкцию «Авангард. На телеге в XXI век» можно посетить в понедельник — четверг, субботу и воскресенье с 10:00 до 18:00, а также в пятницу с 11:00 до 20:00. Входной билет стоит 350 рублей, льготный — 250. В пятницу — воскресенье по выставке проходят сборные экскурсии, в другое время лучше взять аудиогид.

Обложка и фото предоставлены кураторами выставки